Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, т.е. именно в игре ребёнок развивается всесторонне: осуществляется такое развитие как умственное, физическое, нравственное. Следовательно, организуя игру, мы способствуем разностороннему развитию и воспитанию своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развивается ребенок в игре

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, т.е. именно в игре ребёнок развивается всесторонне: осуществляется такое развитие как умственное, физическое, нравственное. Следовательно, организуя игру, мы способствуем разностороннему развитию и воспитанию своих детей.

Игра – это особый вид деятельности, который расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Как именно развивается ребёнок в игре? Через игру дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, развивающие игры способствуют формированию и последующему развитию памяти, внимания, речи, мышления, воображения, также в играх дети осваивают элементарные, а затем и сложные движения. Подвижные игры способствуют развитию координации движений, ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, некоторые игры даже тренируют усидчивость. Кроме этого, ребёнок в игре проявляет весь свой жизненный потенциал, он выплёскивает всю свою энергию, применяет полученные знания на практике. Через игру проще убедить ребёнка что-то сделать, например, сделать то, чего просто так ребёнок бы не выполнил. Например, дети, играя в школу, могут часами вырисовывать палочки и крючочки, если же посадить ребёнка просто, дав ему карандаш и заставив это делать, максимум его усидчивости хватит на несколько минут. Или, другой пример, мы хотим научить ребёнка считать до пяти: можно тупо учить счёт, перекладывая предметы (на сколько хватит внимания вашего малыша?), а можно рассказать, что у любимой куклы сегодня день рождения, и она пригласила гостей, ну и дальше – сосчитать гостей (5), сосчитать, сколько для них нужно тарелок, сколько нужно ложек, вилок, чашек, блюдец и т.д. И так, зная хорошо своего ребёнка и его интересы, можно придумать и организовать любую игру.

Игр существует громадное множество, и чтобы было легче разбираться в них, учёные придумали различные классификации, т.е. объединили их в определённые группы. Например, Ф.Фребель все детские игры разделил на 3 группы: умственные игры (для развития памяти, внимания, мышления речи, воображения), сенсорные игры (для развития восприятия цвета, формы, размера и т.д.) и, моторные игры (подвижные игры, для развития крупной и мелкой моторики, ориентации в пространстве, ловкости, быстроты, координации и т.д.).

Мне ближе всего классификация детских игр, которую выделила Н.К. Крупская, она все детские игры разделила на две большие группы: творческие игры и игры с правилами творческим играм она отнесла режиссерские игры, сюжетно-ролевые, театрализованные и строительные. К играм с правилами - дидактические игры, которые в свою очередь делятся по содержанию и по материалу; подвижные игры, которые также как и дидактические делятся по степени подвижности, по движениям, по предметам.

Каждый вид игры, его характеристику, примеры игр для каждого возрастного периода мы рассмотрим далее…


Значение игры в жизни ребенка.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста. Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте ребенка родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

Развитие познавательной сферы . В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе.

Физическое развитие . В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;

Развитие образного мышления и воображения . В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии.

Развитие речи и коммуникативных навыков . В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.

Развитие мотивационной сферы . Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами.

Развитие нравственных качеств . Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы . В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.


игра урок биология школа

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение.

Л.И. Божович говорит, что в ранние, дошкольные годы жизни ребенка, игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания .

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. То, что ребенку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, поскольку это для него достижение, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность, в силу которой действие переходит в игровой план: ребенок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова повертывать ручку не потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его, как выражение его достижений, его успехов, его развития; действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру .

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще на ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - практика развития .

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры, пишет Л.С. Выготкий, органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Бесчисленные примеры подтверждают это положение. Их много упоминается в литературе; на каждом шагу их доставляет и жизнь. Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. Мы, однако, не скажем, что игра - это и есть подготовка к дальнейшей жизни, как если бы, играя, ребенок не жил, а только готовился к жизни в дальнейшем. В действительности лишь в жизни можно готовиться для жизни. Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится лишь к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что, играя, он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка .

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. С.Л. Рубинштейн отмечает, что в игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению .

Игра, несомненно, имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника. Как в преддошкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры для формирования психики ребенка и обогащения его душевной жизни .

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребенка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его деятельности; ребенок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печет для него другие, настоящие, съедобные.

Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка (Л.С. Выготкий).

Взрослые направляют игры ребенка так, чтобы они стали для него подготовкой к жизни, первой «школой» его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения.

Но ребенок, конечно, играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: игра становится для него подготовкой к жизни потому, что взрослые организуют ее так. Возможность так ее организовать обусловлена тем, что в игру, как мы уже видели, естественно, закономерно входит, прежде всего, новое, нарождающееся и еще не ставшее привычным, - развивающееся .

На разных этапах развития детям свойственны разные игры - в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Впоследствии игра, по словам Н.П. Аникеевой, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство, которого требует на более высоких уровнях развития его воплощение в действии, придают игре особый характер . Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре-искусстве актером являются лишь немногие люди; среди взрослых только они сохраняют за собой, поднимая ее на новую ступень, ту привилегию, которой в детстве пользуется каждый, - принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой они входят в ту или иную роль, что тоже требует более или менее высокого уровня развития .

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

Игра не появляется вместе с рождением ребенка. Правда, еще грудной младенец проявляет интерес к ярким и звучащим предметам. Он стремится потрогать и ухватить, манипулировать ими.

Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. Тогда становится возможным «ехать» или «лететь» на стуле, как на автомашине или самолете, скакать на палочке, как на лошади, и т. п. «В игре ребенок создает мнимую ситуацию» , - подчеркивает Л.С. Выготский, отмечая необычайное значение в игре воображения, которое и позволяет осуществлять иллюзорную реализацию нереализуемых желаний.

Вместе с развитием ребенка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится все более сюжетно организованной. Центр ее перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор монографии «Психология игры» Д.Б. Эльконин приходит к выводу, что «путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, -- таков схематически путь в ролевой игре» , а «роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия» .

В чем заключается необходимость игровой деятельности ребенка? Растущий ребенок по природе своей деятельное существо, осваивающее огромную информацию благодаря своей любознательности. Но он не способен своей деятельностью удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, жилище и т.д. Но ему этого сейчас и не нужно. Поэтому он может себе позволить заниматься непродуктивной деятельностью, деятельностью ради самой себя, ради того удовольствия, которое она доставляет. А удовольствие она доставляет не только процессом двигательной активности органов чувств и частей тела, но и тем, что она разрешает противоречие между потребностью действовать, как взрослый, и невозможностью действовать реально, действительно осуществлять те операции, которые требует содержание действия (водить машину, лечить больного, готовить обед и т. п.) . «Может ли вообще разрешиться это противоречие?» - ставит вопрос А.Н. Леонтьев и отвечает на него следующим образом: «Да, оно может разрешиться, но оно может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. Это объясняется тем, что игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия. Поэтому игровое действие свободно от той обязательной стороны его, которая определяется реальными условиями данного действия, т.е. свободно от обязательных способов действия, операций» .

Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные или служебные обязанности; ребенок, играя во врача, «лечит» окружающих только потому, что это его привлекает. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений - непосредственных интересов и потребностей.

Эти непосредственные побуждения, конечно, по-своему опосредованы. Они исходят не из глубин будто бы замкнутого в себе развивающегося индивида; они рождаются из его контакта с миром и опосредованы всеми человеческими взаимоотношениями, в которые с самого начала включен ребенок. В процессе его духовного развития ему все шире раскрывается мир. Он видит многообразные действия окружающих его людей, и много прежде, чем окажется в состоянии овладеть лежащими в их основе знаниями и умениями, всей сложной техникой, обеспечивающих практическую эффективность действий, он уже по-своему переживает эти действия, и деятельность, в них проявляющаяся, полна для него непреодолимой привлекательности. Ребенок живо чувствует привлекательность того, что связано с ролью, которую играют в жизни и родители, и врач, и летчик, и воин, защищающий родину, и управляющий поездом машинист. Из контакта с внешним миром у ребенка зарождаются многообразные внутренние побуждения, которые непосредственной для него привлекательностью стимулируют его к действию.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, пишет Н.П. Аникеева; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом .

В жизни вообще, не только в игре, роль, которую личность на себя принимает, функции, которые она в силу этого выполняет, совокупность отношений, в которые она, таким образом, включается, накладывают существенный отпечаток на самую личность, на весь ее внутренний облик .

Дошкольники, как правило, очень много времени проводят, играя. Они могут собирать пирамидки или паззлы, играть с куклами, машинками в одиночку или со своими сверстниками. Часто взрослые не воспринимают детские игры всерьез. Они считают, что это бесполезная трата времени. Но ведь это занятие можно сделать для ребенка максимально полезным. Через любую игру дети учатся общаться, познают мир, обучаются различным навыкам, развивают логику, моторику. Поэтому относиться к играм детей дошкольного возраста несерьезно – это крайне неправильная позиция.

Но чтобы процесс игры был максимально полезным для развития, его должны корректировать взрослые. Для самых маленьких родители выбирают абсолютно все игры и игрушки. Именно они, как правило, играют вместе с малышом, учат его, как правильно это делать. Когда ребенок становится старше, он сам может проявлять инициативу, выбирать любимые игры, просить те или иные игрушки. В этом возрасте родители больше являются наблюдателями. Но при том они должны помогать, советовать и объяснять. В любом случае, взрослые оказывают значительное влияние на игры ребенка.

Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

Развитие познавательной сферы

Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается ее до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Он просто трясет погремушкой, слыша шум, складывает или бросает игрушки. Часто пробует на зуб различные предметы. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

Физическое развитие

Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. В детской комнате рекомендуется оборудовать уголок со спортивными конструкциями, чтобы ребенок мог заниматься в течение дня. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой.

Развитие образного мышления

Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры. Дети понимают, что все это не по-настоящему, но во время игры фантики становятся для них настоящими деньгами, а песок – тестом для куличей. Именно в процессе таких игр и развивается воображение ребенка, он учится мыслить самостоятельно и нестандартно. Сегодня существует очень много игрушек, которые имитируют настоящие предметы. Это в каком-то смысле лишает детей возможности проявить фантазию.

Развитие речи и навыков

Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

Мотивация

Как правило, в ролевых играх ребенок подражает своим родителям или другим взрослым. Он на время как бы становится взрослым, пробуя себя в той или иной роли. В игровой форме он пытается выполнить те или иные действия. В таких играх просматривается мотивация вырасти достойным человеком, получить образование, чтобы иметь возможность найти хорошую работу, реализоваться в профессии. Чтобы мотивация была правильной, дети должны видеть хороший пример.

Нравственность

Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность. Чтобы человеческие качества формировались правильно, необходим хороший пример перед глазами. Родители должны время от времени наблюдать за игрой, ненавязчиво давать рекомендации и советы.

Эмоциональная сфера

Очень важным компонентом познания мира и развития ребенка является формирование его эмоциональности. Играя, дети должны научиться проявлять поддержку, выражать сожаление, симпатию. Часто сквозь игру можно заметить определенные проблемы. Например, малыш боится чего-то или встревожен. Выявив проблему, и своевременно обратив на нее внимание, ее можно будет решить еще в раннем возрасте. Это поможет ребенку вырасти более уверенным и уравновешенным человеком.

Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя. Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера. Очень важно наблюдать за тем, как ребенок проявляет фантазию, как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, насколько хорошо он развивается физически.

35 игр для детей: во что поиграть с ребёнком дома (видео)

Если наблюдать за ребенком в процессе игры, то можно заметить, как быстро меняется его настроение при этом. Игра — это работа для детей, но, в отличие от взрослых, не та, которую надо выполнять, а скорее та, которую он сам выбирает для себя. Он получает радость от этого вида деятельности, даже если она требует больших усилий.

В процессе игры ребенок учится. Получаемые им знания и опыт зависят от того, что ему требуется в данный период, с чем он играет и что он может понять.

Малыш открывает для себя, что представляют собой предметы и материалы, учится ладить с другими детьми. А самое главное то, что он получает представление о своих собственных возможностях и уверенность в том, что он может взаимодействовать с окружающим его миром, поэтому желательно как можно меньше вторгаться в процесс его игры.

С другой стороны, надо предоставлять ребенку новые материалы и предметы, отвечающие его изменившимся наклонностям и интересам.

Игрушки и другие материалы являются орудиями в процессе игры. Предметы для игры могут включать в себя целый арсенал средств — от простых камушков до сложных и хрупких изделий, которыми пользуются взрослые. Независимо от своей формы, игрушки всегда в какой-то мере отражают культуру той среды, в которой живет ребенок, они помогают ему занять свое место в нем.

Игрушки должны соответствовать интересам ребенка в каждый период его развития, в противном случае он не станет ими пользоваться.

1. Игрушки должны нравиться ребенку, а взрослому необязательно.

2. Игрушки должны соответствовать его физическим и умственным возможностям. Они не должны быть настолько громоздкими, тяжелыми или сложными, чтобы ребенок был не в состоянии ими пользоваться.

3. Игрушки должны стимулировать ребенка на самостоятельные действия, а не на пассивное созерцание.

4. Желательно, чтобы игрушки могли быть использованы разнопланово.

5. Игрушки должны хорошо работать и не выходить быстро из строя.

6. Игрушки должны быть безопасными, без острых выступов, грубых краев или вредного красящего вещества, и достаточно прочными, чтобы выдерживать физические воздействия.

В большинстве семей родители обычно участвуют в играх детей. Если же ребенок сам не обращается с просьбой поиграть с ним, то ему следует предоставлять при этом полную инициативу. Большинство игрушек не требует инструкций от родителей, дети разбираются в них сами.

По мере того, как дети растут, все чаще можно прибегать к настольным играм. При этом желательно регулировать игры таким образом, чтобы ребенок, с одной стороны, не испытывал сильного разочарования от поражения в игре, а с другой — не привыкал к привилегиям из-за возраста.

Важно также позаботиться о том, чтобы у ребенка была своя комната или специальный уголок для игр, где были бы желательны открытые полки для игрушек. Надоевшие куклы или машинки рекомендуется временно убирать, тогда позже они доставят большую радость. Чтобы не было проблем с уборкой игрушек, следует помнить, что для ребенка естественно не убирать их, поэтому родители могут незаметно участвовать в этом процессе, привнося в него элемент игры.

Для того чтобы в комнате не оставалась грязь от пачкающих материалов типа глины, красок, надо обеспечить детей куском клеенки, старыми газетами и шваброй. Занятия с такими материалами целесообразно организовать на кухне, в ванной, где есть моющиеся поверхности.

Игры и игрушки в разном возрасте .

Младенцу нужны игрушки, которые легко хватать и сжимать, приятно пробовать на вкус, трогать, слушать, на которые интересно смотреть. Такие игрушки развивают двигательные инстинкты у детей.

К концу первого полугодия ребенок учится играть со звуком. Улыбается, если взрослые копируют его звуки.
Когда он начинает садиться, он открывает для себя возможность двигать предметы.

Игра при купании может доставить ребенку огромную радость. Он может запускать и ловить плавающие предметы.
Когда ребенок уже умеет ползать, более привлекательными для него становятся двигающиеся игрушки.

Когда ребенок уже научился ходить, он может больше использовать свои руки. Он строит и разбирает конструкции из блоков, иногда расшвыривая их. В этот период ему очень нравятся и мягкие красивые игрушки.

В два года ребенок начинает подражать своим родителям, особенно матери. Его интерес вызывает кухонная утварь. Хороши для этого периода моющиеся куклы с волосами, за которыми можно ухаживать. В этом возрасте он начинает учиться порядку. В два с половиной года он уже может пользоваться тупыми ножницами, например для вырезания картинок. Но пока еще игра не стала для него социальным моментом.

К трем годам игра для ребенка принимает более социальный характер. У него появляются свои друзья, и он учится взаимодействовать в игре. В этот период уже можно начать приглашать маленьких ребят домой для игр. В мир ребенка теперь входят колесные сооружения (велосипеды, тачки). У него появляется желание карабкаться, влезать куда-либо. Хорошо для этого иметь небольшую стремянку, а если есть сад — дерево с прибитыми на него досками, по которым можно было бы забраться на него. Мальчики и девочки начинают играть в дом более реалистическим образом.

По-прежнему используются строительные блоки для конструкций. Часто процесс разрушения приносит большую радость, нежели процесс созидания, но это тоже необходимо. Ребенку надо экспериментировать с формой и равновесием для того, чтобы быть в состоянии создавать конструкции.

В три года ребенок все больше манипулирует с материалами для игры и меньше пробует их на вкус. Ему интересно соединять предметы различных форм и цветов. Очень большое удовольствие он получает от движения.

В четыре года ребенок становится более общительным. «Давай играть» — любимое его выражение теперь. Своими действиями в игре дети выражают то, что они видят вокруг себя. Они играют в отцов и матерей, врачей и медсестер, водителей и т.д. Чем полнее их жизненный опыт, тем насыщеннее их игра. В игре они часто используют вещи взрослых, копируют героев телевизионных передач.

В этот период происходит разделение интересов мальчиков и девочек, хотя остаются и общие игры. Дети мастерят из глины и делают рисунки, которые иногда бывают, понятны только им самим. В этих случаях тактичнее не задавать вопроса «Что же это такое», лучше предложить ребенку рассказать о своей работе.

Возникает необходимость в обеспечении ребенка различными инструментами. В этом возрасте ребенок может уже сам пользоваться фонографом для прослушивания музыки. В семье дети могут принимать участие в простых играх в карты и в лото с картинками.

Пять лет — это начало реалистического возраста, более усиленного копирования действительности в играх. Дети начинают создавать вещи, которые взрослые уже могут распознать. Дети обоего пола проявляют интерес к научным явлениям. Они приходят в восторг от магнита и микроскопа.

В этом возрасте дети уже в состоянии обращаться с миниатюрными предметами. Кукольный домик для девочки лучше делать с открытым верхом, с тем, чтобы было удобнее передвигать кукол, не сваливая при этом расставленную в нем мебель. При оформлении кукольного домика важно, чтобы были соблюдены соответствующие пропорции миниатюрных предметов.

В ранний дошкольный период большое значение приобретает развитие физических способностей. Девочки должны уметь прыгать через скакалку, девочки и мальчики — играть в волейбол. На смену трехколесным приходят двухколесные велосипеды. Дети катаются на роликовых коньках, многие занимаются плаваньем. Мальчики играют в шумные военные игры, бессмысленно запрещать им игрушечные ружья — они сделают их сами, если не смогут получить их другим путем. Это — время увлечения игрушечными солдатиками, лодками, самолетами.

Игра девочек «в наряжание» принимает все более реалистичный характер, теперь они начинают использовать настоящую помаду и пудру. Фантазия по-прежнему сильно развита, но она требует подкрепления костюмами. От кукол тоже требуется большая подлинность: они должны уметь двигаться, плакать и т.д.

Глина и песок используются теперь по-новому: это — строительство пещер и замков, рытье канала и т.д.
Приходит период коллекционирования самых разных предметов, он может быть и недолгим.

В семь лет ребенок уже может играть самостоятельно и гораздо дольше сосредотачиваться на игре. Большое место в его жизни занимают игры на открытом воздухе, а также настольные игры: домино, шашки. Мальчики в восемь-девять лет могут играть в футбол, волейбол. Многие девочки в этом возрасте увлекаются танцами. Мальчики все больше пользуются инструментами, собирают модели самолетов.

Детям в этом возрасте нравится смешивать различные химические вещества. И девочки, и мальчики любят готовить еду, требующую смешивания.

У детей появляется потребность к уединению от взрослых .

В предподростковом возрасте (до 13 лет) дети активно занимаются спортом. Интересы девочек и мальчиков строго дифференцированы. Коллекционирование все больше становится традиционным: марки, бабочки, минералы, монеты. Если коллекционирование приобретает серьезный характер, требуется помощь взрослых. Девочкам нравится надевать вещи матери.

У детей возникает чувство критического отношения к своему творчеству, некоторые временно прерывают свои привычные занятия, искусством, в частности. Девочкам нравится готовить, но повинуясь импульсивному желанию, а не по необходимости.

Жизнь в летних лагерях приобретает особую привлекательность. Дети уже могут заботиться о домашних животных. Игры в семье временно сокращаются.

Когда ребенок становится подростком, в игре, как и в других видах деятельности, он стремится к независимости от семьи. Игра становится все более взрослой, он все больше общается со своими сверстниками. Играет в теннис, проводит вечера, слушая записи музыки или решая мировые проблемы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски