Сегодня современные родители часто задают достаточно актуальный вопрос: насколько совместимы два понятия - компьютерные игры и ребенок.
С одной стороны, многие компьютерные игры разработаны с учетом возрастных малыша и носят развивающий и обучающий характер. Например, с помощью специальных программ в игровой и доступной форме ребенок может легко освоить цвета и геометрические формы, а также научиться считать и даже овладеть навыками чтения. Кроме этого, компьютерные игры развивающей и обучающей направленности отлично формируют память , развивают мышление , логику и внимание , а также расширяют кругозор ребенка.
Несмотря на данные позитивные моменты, компьютерные игры способны спровоцировать у крохи развитие самой настоящей зависимости . Психологи утверждают, что в группу риска чаще всего входят дети возрастной категории от 11 до 13 лет.
Для того чтобы у ребенка возникла стойкая зависимость от компьютерных игр нужны определенные обстоятельства и условия. В первую очередь подвержены данному состоянию дети, которым родители уделяют в семье минимальное количество времени. Например, в практике психологов встречаются случаи, когда у ребенка сформировывается стойкая компьютерная зависимость после появления на свет брата или сестры. Родители переключают все свое внимание на новорожденного малыша, и старший ребенок пытается компенсировать эмоциональное одиночество увлекательными компьютерными играми.
В практике психологов также фиксируются случаи, когда чрезмерный контроль и опека родителей способны вызвать у ребенка пристрастие к компьютерным играм. В виртуальном мире малыш чувствует себя по-настоящему самостоятельным и может принимать решения один.
В группу риска, по наблюдениям психологов, могут входить дети, которым сложно строить взаимоотношения со сверстниками.
Они чаще всего начинают увлекаться ролевыми компьютерными играми, где перевоплощаются в настоящих героев. Ребенок начинает «жить» виртуальными проблемами и полностью игнорировать собственную жизнь, постепенно замыкаясь в выдуманном многоуровневом мире .
Для детской психики наибольшую опасность представляют компьютерные игры типа «стрелялки», которые развивают у агрессию и чувство нетерпимости. У него складывается стереотип, что все возникшие проблемы можно решать только с помощью насилия.
Следует отметить, что родители смогут распознать зависимость ребенка от компьютерных игр по определенным признакам.
Родителей должен насторожить тот факт, что ребенок много времени проводит за компьютером. Он отказывается выходить играть на улицу со сверстниками, пропускает тренировки или прекращает уделять внимание любимому хобби.
После этого, ребенок не может оторваться от увлекающей его сознание и эмоции игры. Он начинает совмещать ее с различными видами деятельности: играет в процессе выполнения домашнего задания, во время приема пищи или засиживается за игрой до полуночи.
Если родители не реагируют на вышеперечисленные изменения в поведении ребенка, через время наступает полная зависимость от игр . Ребенок становится агрессивным, раздражительным и замкнутым. Кроме этого, ради игры он может не посещать школу, а также у него ухудшаются взаимоотношения с родителями и сверстниками.
Если вы заметили вышеуказанные стадии у своего ребенка, то, как же бороться с этой вредной привычкой , которая незаметно переросла в стойкую зависимость?
С данной зависимостью родители могут попытаться справиться самостоятельно. Главное условие - последовательность собственных действий. В первую очередь необходимо ограничить время , когда ребенок проводит за игрой , а также установить его четкие рамки.
По мнению медиков, ребенок в возрасте от 6-8 лет не должен находиться перед монитором больше 20 минут, 8-10 лет - до 1 часа, а 12-14 лет - до 2 часов.
Следует отметить, что не нужно разрешать играть на компьютере перед сном , так как может возникнуть бессонница и другие нарушения сна.
Чтобы побороть зависимость от игр, научите ребенка правильно организовывать день и планировать свободное время. Запишите его на секцию или кружок. Данный шаг поможет компенсировать недостаток в движении, поможет найти новых друзей и расширит интересы ребенка.
Родители должны быть готовы к протесту со стороны ребенка, который будет проявляться в истериках, агрессии и даже шантаже . Не стоит поддаваться на такие провокации. Взрослые должны сохранять последовательность действий, настойчивость, а также объяснять ребенку о влияние чрезмерного и регулярного количества игр на его физическое и психическое здоровье.
Ведь компьютерные технологии все же являются неотъемлемой составляющей современного ритма жизни. Старайтесь договариваться с ребенком , а не предъявлять ему жесткие запреты. Особенно это условие необходимо соблюдать в случаях с подростками.
Следует отметить, что для восстановления от игровой зависимости потребуются не дни, а недели, а может и месяцы. Родители должны запастись терпение и целенаправленно двигаться в нужном , чтобы сохранить здоровье ребенка и его социальную адаптацию.
В 2014 году граждане России подали свыше 139 тысяч обращений с жалобами на контент в интернете, представляющий опасность для жизни и здоровья детей, из них 41,7 тысяч записей были признаны опасными и удалены из сети. Заблокирован доступ к шести тысячам опасных интернет-ресурсов. Однако, существуют игры, которые устанавливаются непосредственно на компьютер, и которые также несут вред психике и здоровью ребенка. Кроме того, само постоянное «зависание» за компьютером характеризуется как зависимость. Как же заметить, что ваш ребенок становится зависимым? И какие игры для него полезны, а какие опасны?
Компьютерные игры, как, впрочем, и все остальное в жизни, имеет две стороны. И нет смысла насильно уводить детей от экрана, вызывая тем самым еще большее желание получить запретный плод. Анна Ларкина, старший контент-аналитик "Лаборатории Касперского", рассказала о том, какие игры предлагать ребенку в зависимости от его возраста:
5 - 6 лет. Знакомство с консолями
К 5 - 6 годам можно обратить внимание на игровые приставки, такие как Nintendo Wii и Wii U, Xbox 360 и One, Sony PlayStation-3 и 4, портативные PS Vita и Nintendo ds/3ds.
Они больше подходят для детей дошкольного возраста, чем игры на PC. Во-первых, втайне от родителей установить игру на PC куда проще, чем на консоль. Выбор игр для консоли полностью контролируется родителем. Во-вторых, на приставке можно играть вместе с ребенком, что станет еще одним видом общения. В-третьих, это дает возможность играть в подвижные игры всей семьей.
Есть игры, которые способствуют развитию творческого начала у ребенка. Например, игра Tearaway (по-русски - "Сорванец") на PS Vita предлагает собирать бумажных героев. Их можно распечатать на принтере, а потом склеить фигурки.
На Wii, Wii U, на Xbox 360 и One с Kinect есть масса спортивных игр. Например, серия игр Just Dance позволяет танцевать всей семьей. А Wii Sport Club - это набор игр, где необходимо оттачивать движения для игры в теннис или бейсбол.
После 6 лет. Персональный компьютер
Персональный компьютер (PC) хорош тем, что в нем можно настроить родительский контроль. Он ограничивает время игры и фильтрует интернет-сайты по разным тематикам.
Игра
Диски с играми, которые продаются в магазинах, маркируются специальными знаками: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+, где цифры соответствуют возрасту. Конечно, выбирайте обучающие или развивающие игры. На некоторых коробках так и написано: "Обучающая игра", например Let’s learn English. Существует много игр, в которых игровой процесс построен так, что нужно включать мозги.
Есть игры, которые учат писать, читать, считать, знакомят с природой, животным миром, географией. Есть игры, в которых можно собирать пазлы, игры на развитие внимания у ребенка. Развивающих игр много. Их можно купить в магазинах или через интернет.
Жанры
На игровых сайтах обычно есть специальный раздел "Игры для детей". Для маленьких лучше головоломки, пазлы, музыкальные игры и обучающие игры. Детям дошкольного и младшего школьного возраста подойдут спортивные игры и приключения. Для школьников постарше - стратегии. Шутеры (стрелялки), файтинги (драки) и слэшеры (истребление противников) вряд ли подойдут ребенку до 16 лет.
MMORPG? Ни в коем случае!
MMORPG - массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра. К этому жанру относятся такие игры, как знаменитые World of Warcraft и Lineage. Игровой процесс подразумевает взаимодействие с другими персонажами, прокачку своих персонажей, часто приходится тратить реальные деньги на игровые предметы. Игры эти не имеют логического сюжетного конца, в них можно играть бесконечно. И оторваться бывает крайне сложно.
Что еще в черном списке?
Есть игры, которые необходимо помечать не просто 18+, а еще и аннотацией про крайне жестокий сюжет. К таким играм относится, например, Manhunt и Manhunt-2. Игра полна насилия и ненависти, а атмосфера игры может довести до депрессии даже взрослого человека.
Многие игры страшны не столь количеством кровавых сцен, сколько самой атмосферой. Например, Pinumbra - здесь необходимо решать головоломки и убегать от ужасных существ с топором.
Строго регламентируйте время взаимодействия с компьютером.
Если вы замечаете признаки компьютерной зависимости, постарайтесь не устраивать сцен, а в выходные, в отпуске больше времени проводите с ребенком. И, главное, найдите интересное дело, которое заинтересует ребенка и явится альтернативой компьютерной игре! Это может быть все что угодно - запись в спортивную секцию, авиамоделирование или, в конце концов, участие в реальных боях пейнтбола.
Вас должно насторожить, если:
Ребенок проводит много времени за игрой, не в состоянии оторваться от нее даже ночью.
Разговоры с друзьями, знакомыми, родственниками сводятся к обсуждению игровой тематики.
Идентифицирует себя с игровым персонажем.
Использует игры для достижения эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
Игра входит в привычку, ее отсутствие вызывает дискомфорт. Игровой наркоман проявляет тревожность, нервозность, эмоциональную зажатость (эти состояния могут выражаться в усиленной моторике ног, пальцев рук).
При просьбе родителей прекратить игру геймер проявляет резкий негативный отказ, агрессию.
Нарушается питание (вплоть до полного отсутствия аппетита).
Неряшливость, невыполнение необходимых гигиенических процедур, отсутствие внимания к себе.
При глубоких стадиях зависимости социальная действительность, окружающий мир становятся блеклыми, в то же время как за игрой рождается чувство полноценности жизненных впечатлений, яркости красок, личностного обогащения.
Перенос игровой действительности в реальный мир (неадекватные суждения о смерти, наличии сверхъестественных способностей).
Почему ребенок становится зависимым от компьютерных игр и вообще от интернета, объясняет психолог Надежда Теплякова:
— Компьютерная зависимость относится к аддитивному виду поведения. Это уход от реального мира в виртуальный. Причины разные, как у взрослых, так и у подростков. У детей основными предпосылками являются нарушение детско-родительских отношений и проблемы в школе. Неумение решать проблемы, с которыми столкнулся в реальном мире. Происходит уход в мир виртуальный, где все гораздо проще, где можно стать героем, менять роли, быть разным.
- Есть ведь интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр?
Это лишь виды, но знаменатель общий. Например, взрослые зачатую глубоко погружаются в информацию, изучают определенные сайты, переходят с одной странички на другую или находят себя в социальных сетях, бесконечно общаются. Таким образом уходят от бытовых, домашних или рабочих проблем. У детей более распространено увлечение играми, хотя и социальные сети тоже вызывают огромный интерес. Бывает, что люди сидят в трех метрах друг от друга и не могут наладить контакт, а через соцсети успешно переписываются. Взрослым игры также не чужды. Сейчас даже некоторые семьи из-за этого разваливаются, например, в связи с увлеченностью мужа «танчиками» или жены «зомбиками».
- Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?
- Здесь главное, что каждый родитель ответственен за времяпровождение своего ребенка. Он должен понимать свою роль и проговаривать с ребенком время, отведенное компьютерной игре, общению в соцсетях. В школе педагог может только обозначить, что подросток стал плохо учиться, стал невнимательным, сидит, постоянно уткнувшись в телефон. А родители на своем уровне должны включать тактику сдерживания. Необходимо рассказать о своих чувствах детям, о переживаниях. В этом случае морали и жесткие, авторитарные запреты не помогут. Наоборот, у ребенка возникает сопротивление, он может назло искать другие способы доступа к компьютеру. Если разговоры по душам не дадут положительного результата, нужно обязательно обращаться к специалистам, ведь любая болезнь требует специализированного лечения, и зависимость от компьютерных игр не является исключением.
- Но ведь игра для ребенка считается естественным и даже полезным процессом.
Да, в жизни ребенка игра имеет большую роль. С самого маленького возраста, особый пик с 5 до 11 лет, когда дети должны просто играть. Очень многие родители увлекаются какими-то развивающими методиками, учат писать в два-три года, водят на какие-то курсы, тратят деньги, а на самом деле в этом возрасте надо с ребенком максимально играть. Он тянется к человеку, который с ним играет, держит его внимание. Родители совершают ошибку, когда ребенок, не наигравшись в детстве нормальными играми, в подростковом возрасте уходит с головой в компьютерную игру. В юном возрасте у него было максимально раннее развитие, а процесса проигрывания не было, а это и есть предпосылка к зависимости. Давно известно, что для ребенка на каждой стадии развития является максимально полезным. Часто эти стадии родителями не воспринимаются всерьез. Они думают, что сами смогут скорректировать развитие своего чада, но ошибаются. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Особенно полезны дворовые игры, сейчас они, к сожалению, не так популярны. В командной игре формируется умение взаимодействовать с партнерами, умение избегать конфликтов, есть возможность видеть реакции разных людей. Ведь где-то ребенок выигрывает, а где-то проигрывает, и на каждый момент он испытывает определенные эмоции, живые, а в компьютере это невозможно.
- Расскажите о каждой стадии и методах коррекции поведения ребенка.
Увлеченность на стадии освоения - ребенок подключается к процессу из-за огромного интереса. Это знакомство с возможностями компьютера, с игрой, это очень захватывающий процесс. Признаки: долгое сидение у компьютера, высокая концентрация внимания, игра захватывает, не привлекает ничто другое, присутствует эмоциональное возбуждение во время или после игры. Я даже по своему ребенку знаю (ему десять лет), что после игры у него идет бурное обсуждение того, что там происходит. Вроде со стороны взрослого игра совершенно нелепая, а у ребенка она вызывает столько эмоций! Но эмоции у ребенка реальные, а мир - виртуальный.
Когда у нас возникают эмоции, мы их в деятельности должны выразить. Если это игра со сверстниками, то ребенок двигается, играет, например, в войнушку, бегает, прячется, стреляет. Все эмоции выражаются тут же. Опасность компьютерной игры в том, что эмоций много, а выхода нет. Ребенок после игры весь накрученный. Если родитель видит, что у ребенка такое состояние, то нужно сходить погулять, сменить обстановку, вид деятельности. Если его оставлять в таком состоянии, то эмоции накапливаются. В случае такого увлечения компьютером необходимо настаивать на соблюдении временного режима, предлагать ребенку что-то более интересное, переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и другое).
Необходимо проводить ненавязчивую цензуру игр (сайтов в Интернете), чтобы оградить от жестоких, психологически тяжелых игр. Самое главное, подросток должен участвовать в обсуждении, почему нужно сократить время на игру, почему не во все игры можно играть. Он должен не просто получить указание, а еще и быть услышанным: почему ему эта игра нравится, какие друзья с ним играют, почему нужно столько-то времени на это. Нужно собрать максимум информации, а затем в реальной жизни направить его в какую-то секцию или подтолкнуть к кругу общения, которого ребенку не хватает.
- Что происходит с ребенком на стадии состояния возможной зависимости?
Это уже сильная погруженность либо в игру, либо в Интернет, либо в социальные сети. Как говорят, человек из компьютера просто не вылезает. Проводит за ним более трех часов в день, очень опасно, когда это три часа подряд. Ребенок сел и не отрывается от монитора. Обычно это происходит, когда он остается дома один. Происходит снижение интереса к учебе, падает успеваемость. Начинаются жалобы учителей на такое поведение. Они просят родителей принять меры.
Еще один признак - негативное реагирование на любые препятствия, мешающие компьютерной игре. Если ребенку запрещают помногу играть, то с его стороны начинается бурное реагирование, протесты. Он понимает, что его попросту лишают удовольствия. У ребенка сужается круг общения. Из друзей уходят те, кто не увлечен компьютером.
Физиологически признаки: пропадает аппетит, ухудшается сон, часто болит голова, начинаются проблемы с желудком, с позвоночником, со зрением, то есть целый комплекс медицинских проблем. В этом случае родителям необходимо проконтролировать, но ненавязчиво, другую деятельность ребенка. Как он ведет себя в школе, как посещает кружки или секции, нет ли прогулов. Уже желательно обращаться к психологу или специалисту по нехимическим зависимостям. Когда родитель сам не справляется с ситуацией, лучше не затягивать с привлечением специалистов.
- Как ведет себя ребенок на третьей стадии?
Ребенок себя уже не контролирует. Он явно эмоционально неустойчив и при нежелательном прекращении игры может очень бурно реагировать либо, наоборот, уходить в депрессию и не реагировать никак. Подросток выглядит так, словно погружен сам в себя. На этой стадии возможны уходы из дома, чтобы поиграть в компьютерные игры у друзей или в клубе, происходит угасание интереса к общению, компьютер полностью заменяет друзей. В таком состоянии ребенок нуждается в квалифицированной помощи специалиста. Третья стадия может быстро перейти в стадию клинической зависимости, при которой потребуется помощь врача-психиатра в стационаре. Чтобы таких состояний не было, необходима информированность, чтобы родители понимали, что такая проблема существует.
- Каков главный совет родителям?
На первом месте - родительская ответственность. Необходимо как можно больше вовлекать ребенка в игры реальные, на улице, с другими детьми. Если ребенок «зависает» у компьютера, то понять, почему это происходит, чего ему не хватает и где он может себя реализовать. Важно обсуждать это с подростком, делиться, чувствовать, узнавать, куда бы он хотел пойти в выходные. Может, ему что-то интересно, и он давно об этом говорил родителям, но его не услышали. Очень важно на уровне семьи друг с другом взаимодействовать. Бывает, что взрослые не слышат потребностей детей, разбегаются по углам, каждый уходит в свой виртуальный мир и там находит успокоение, удовольствие или же понимание. Нужно учиться слышать друг друга, тогда и зависимых от «железного интеллекта» будет меньше.
Всё чаще обеспокоенные родители, видя зависимость от компьютерных игр у подростков и детей интересуются тем, как избавиться от игровой зависимости? Реалии современного мира таковы, что сегодня все больше и больше становится детей чрезмерно поглощенных играми в интернете и для которых они становятся приоритетом над всем остальным.
Эти игры воспроизводятся на компьютерах, игровых консолях, мобильных телефонах и карманных устройствах. Всюду, где вам повстречаются дети, вы также найдете компьютерные игры. При этом увлечение электронными развлечениями популярно не только среди мальчиков, но и среди девочек.
Хотя большинство родителей устроило бы знание того, что игры, в которые играют их дети, ограничены только образовательными программами. Но реальность такова, что дети играют в компьютерные игры в основном для чистого развлечения, а не для образования.
Мы рассмотрим, что могут сделать родители, чтобы не допустить развитие зависимости игромании у своих детей.
Пристрастие к компьютерной игре обычно относится к чрезмерному, нездоровому количеству затрачиваемого времени на компьютерные игры. Вместо того чтобы заниматься делами в реальном мире, зависимый пользователь посвящает большую часть своего времени играм.
Он изолирует себя от других, игнорирует более важные обязанности и часто одержим получением более высокого статуса или рейтинга достижений в своей любимой компьютерной игре.
Родителям важно признать, что они играют значимую роль в развитии или отсутствии зависимости к компьютерным играм. Они должны быть готовыми предпринять соответствующие шаги, чтобы помочь своим детям избежать зависимости. Являясь родителем ребенка, который любит играть в компьютерные игры или может еще не начал в них играть, следующие советы помогут избежать данной проблемы.
Заключение
С того времени, когда компьютерные игры пробились в дома, родители задавались вопросом, могут ли жестокие видеоигры отрицательно повлиять на детей и подростков.
Если дети (мальчик или девочка) проводит больше четырех часов перед компьютером, это индикатор того, что у ребенка, подростка может развиться зависимость от компьютерных игр.
Поэтому родители должны проявлять бдительность, поощряя чадо к другим видам деятельности: спорту, искусству или музыке. Им рекомендуется принять к сведению советы по профилактике зависимости от компьютерных игр и методах борьбы с игровой зависимостью своих детей.
С уважением, Helen.
Предлагаю посмотреть видео 99 мыслей про зависимость от компьютерных игр.
Зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией, да что там — пандемией, заражающей все большее количество так называемых «домашних детей», и превращая их в зомби .
Сегодня, на психологическом сайте , Вы, уважаемые посетители, особенно родители, узнаете как уберечь детей от компьютерной зависимости , от онлайн игр, и вообще, от Интернет-зависимости .
А отчего дети долго «торчат» у компьютера и часами играют в игры, в том числе, и в чрезвычайно вредные онлайн игры? Правильно — оттого, что им позволяют это делать родители.
А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Нет, необязательно потому что они плохие и не любящие родители, и им наплевать на психическое развитие своего чада — лишь бы не мешал…
Возможно, потому что родители через чур заняты своей жизнью и бытом; возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр; возможно, потому что родители не понимают и не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка РЕАЛЬНОЕ общение с родителями и со сверстниками; а возможно потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…
Так или иначе, но никто не умаляет права и большую ответственность родителей за правильное воспитание своих детей, за то, каким вырастит из ребенка взрослый человек, какая это будет личность.
Кроме того, что компьютерная зависимость у ребенка формируется как «плохая привычка», т.е. за счет многократных и длительный повторений, т.е. частых и долгих игр и заседаний в сети, но главное, что игровая зависимость, особенно от онлайн игр, формируется от иллюзорного, виртуального удовлетворения своих базовых, подсознательных потребностей и желаний.
А именно — потребность общения, самораскрытия, самоактуализации, поднятия самооценки, закрепления Я-позиции , самоутверждения, самоидентификации…и т.д. и т.п.
Т.е. все то, что должно удовлетворятся у ребенка в реальных условиях, посредством общения и взаимодействия с родителями (в первую очередь с родителями) и со сверстниками, начинает иллюзорно удовлетворятся в компьютере, в онлайн играх и социальных сетях…
В итоге, в восприятии ребенка происходит сбой, смешение реального и виртуального мира. Он может реальный мир воспринимать так же, как вымышленный, игровой мир, и вести себя в соответствии с законами игры — например, думать что у него несколько жизней.
Человеческий мозг — это всего лишь орган, очень сложный и малоизученный, но орган. А психика, или душа человека — это, условно говоря, программное обеспечение, которое обеспечивает обработку нашего восприятия действительности, отражает реальность и регулирует наше мышление, эмоции и поведение.
В процессе развития и воспитания мозг ребенка воспринимает различную информацию посредством органов чувств, а психика перерабатывает ее. И если мозгу давать постоянно вымышленную информацию, то психологически человек будет воспринимать ее как реальную, настоящую.
Задача родителей и заключается, не только в кормлении и одевании ребенка, но и в правильном «программировании» детской психики.
Чтобы уберечь своего ребенка от компьютерной, игровой зависимости, родителям нужно:
То, первое что Вам нужно знать — это ни в коем случае не давить на ребенка и не делать резких поступков: отключил интернет, сломал компьютер, силой вытащил из игры, и т.п.
Приветствую Вас, уважаемые гости и читатели моего блога! Сегодня я хочу обсудить с Вами очень злободневную тему: Компьютерная зависимость у подростков. Как лечить ее.
В век высоких технологий трудно найти человека, не знакомого с компьютером и всемирной паутиной. Несмотря на широчайшее распространение этих благ цивилизации, они являются опасным инструментом в руках подростков – носителей еще неокрепшей психики. Что делать в случае, если у молодого человека или девушки сформировалась Интернет зависимость?
«Подсевший» на компьютер подросток зачастую не вызывает никаких тревог у близких.
Некоторые мамы, папы и бабушки и вовсе считают: «Пусть лучше дома за компьютером сидит, чем по подворотням шастает».
Однако игровая или интернет-зависимость – аддикция сродни наркотической. Она также влечет за собой множество последствий и сказывается на развитии психики и личностных качеств взрослеющего человека не лучшим образом.
Что предпринять в этом случае? Как лечить компьютерную игровую зависимость?Лечение любой болезни должно начинаться со сбора анамнеза – истории болезни и возможных причин.
Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?
В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.
Это происходит тогда, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств.
В чем это может выражаться?
Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.
Родители приобретают компьютер и подключают Интернет, как правило, исходя из образовательных целей: множество учебных заведений практикует использование новых технологий в учебном процессе, и ребенку необходим доступ для выполнения домашних заданий.
В первое время использования, возможно, так и происходит, однако позже молодой человек начинает проводить больше времени за новой игрушкой. Большинство родителей не бьют тревоги на этом этапе, поскольку такой расклад им удобен: ребенок дома, присмотрен, шалостями не занимается, с плохой компанией не связывается, да еще и не требует пристального внимания – можно отдыхать и расслабляться после трудового дня.
К тому моменту, когда компьютерная зависимость уже прочно сформирована, они полностью утрачивают контроль над ситуацией: наказания приводят к вспышкам гнева, попытки призвать к разуму и отправиться подышать свежим воздухом – к полному игнорированию.
Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.
Девочки берут пальму первенства в другой разновидности Интернет зависимости – от социальных сетей. Показать себя во всей красе с помощью бесконечных селфи, рассказать окружающим о своей интересной и насыщенной событиями жизни, отследить количество «лайков» у главной соперницы – первой красавицы из параллельного 11-го «А» — все это толкает взрослеющую девушку на трату большей части времени в социальных сетях. Обилие контента также способствует укреплению зависимости – подростки чаще всего ищут картинки, песни, цитаты (кстати, не всегда верно изложенные), юмор именно на данных ресурсах.
Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.
Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет.
Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?
Есть несколько тревожных звоночков, на которые следует обратить внимание.
Подросток находится в группе риска или уже пребывает в компьютерной зависимости, если:
Вам это знакомо? Значит, вероятнее всего, подросток действительно страдает от компьютерной зависимости. Я подробно расскажу вам, как лечить компьютерную игроманию. Ее последствия оказывают самое пагубное влияние на неокрепшую психику молодого человека.
Привязанность к компьютеру делает его основным способом коммуникации с внешним миром, и это касается не только зависимости от социальных сетей. В большинстве игрушек участники ведут диалоги в чате, и это общение становится главным.
Это чревато утратой навыков реального взаимодействия с окружающими. Подросток просто разучивается вести конструктивные диалоги, общаться на различные темы, эффективно взаимодействовать в социуме. Отсутствие этих навыков провоцирует эмоциональную, социальную незрелость – ребенок становится неспособным понять чувства другого человека и поставить себя на его место. Ему сложно выстроить теплые, доверительные отношения с родными, достичь эмоциональной близости.
Ощущение безнаказанности действий в интернете провоцирует чувство вседозволенности в реальной жизни. Ребенок может делать что угодно в компьютерной игре, в том числе совершать действия, запрещенные законом в действительности. С течением зависимости эти сферы жизни смешиваются, а нестабильная психика подростка становится неспособной осуществлять контроль над своими действиями.
Конечным результатом может стать депрессия, особенно связанная с отсутствием объекта привязанности при наложении ограничений.
Физическое здоровье подростка страдает не меньше: появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе. Несоблюдение гигиены и пренебрежительное отношение к питанию влекут за собой дефицит витаминов и микроэлементов, риск развития некоторых заболеваний.
Статистике известны и более тяжелые последствия.
Старшеклассник, избивший младших товарищей после очередной игры в Diablo; подросток, ограбивший своих родственников ради посещения интернет-кафе; мальчик, скончавшийся от сердечного приступа после 30-часовой непрерывной сессии в игре – это лишь последние озвученные СМИ случаи, которые на деле исчисляются сотнями, причем по всему миру.
Это заставляет задуматься, верно? Важно как можно раньше взять ситуацию под собственный контроль и не допустить необратимых изменений.
Итак, вы поняли, как определить, есть ли компьютерная зависимость у подростков. Как лечить её? Возможно ли это? Нужно!
Для начала необходимо ознакомить родителей зависимого подростка с небольшим руководством.
Нельзя:
Главное — принимать тактичное участие в лечении компьютерной зависимости, быть подростку другом и помощником в преодолении пристрастия.
Чаще всего обойтись без сторонней помощи достаточно трудно, поскольку большинство молодых людей пубертатного возраста активно противятся попыткам родителей избавить их от тяжкого груза зависимости – они попросту не видят в этом проблемы.
По статистике, только 1/5 всех зависимых подростков удалось избавиться от компьютерной зависимости самостоятельно с небольшой помощью родителей.
Консультация психотерапевта позволит не только помочь в выборе стратегии лечения. Это нужно также для диагностики возможных депрессивных состояний, что требует особого подхода к лечению.
Следует отметить, что универсального рецепта оздоровления психики подростка нет. Любая тактика приведет к болезненному расставанию, Интернет зависимость вызывает «ломку» сродни наркотической.
Задачей родителя является вернуть интерес к реальной жизни и непосредственному общению, что может быть обеспечено:
Важно составить устный или письменный договор. Это необходимо потому, что исключить компьютер из жизни школьника или студента довольно сложно, и он все равно время от времени будет садиться за него. Договор может заключаться в определении временных рамок (например, один час в сутки, в период каникул – 1,5 часа), проговаривании наказания (к примеру, ограничение по личному времени за компьютером при получении трех двоек). В этом случае можно привлечь дополнительные сервисы – программы контроля посещения определенных сайтов, а также таймеры, которые дают команду отбоя компьютеру по истечении определенного установленного заранее времени.
Основные условия успеха преодоления пристрастия, это:
Именно поэтому помощь специалиста является необходимой во многих случаях. Чаще всего для лечения компьютерной зависимости избирается форма тренинговых занятий, иногда – сеансы индивидуального психоконсультирования. Это позволяет научить ребенка чувствовать вкус жизни, вернуть его в реалии и научить наслаждаться ими. В целом тактика терапии избирается с обязательным учетом причин, которые могли спровоцировать пристрастие.
В том случае, если причина кроется в неудовлетворительной обстановке в семье зависимого, должна проводиться работа со всеми ее членами, в противном случае высок риск возвращения подростка за компьютерный стол.
Если основным фактором выступает неумение общаться со сверстниками, без тренингов обойтись будет трудно. Коммуникационные групповые тренинги позволят не только научить ребенка общаться, но и отточить «мастерство», что в дальнейшем делает возможным применение полученных навыков в классе или учебной группе.
Если проблема состоит в субъективной или объективной «неуспешности», также важно проводить беседы с психологом: не выдуманная ли это проблема, что лежит в ее основе, что мешает подростку ставить цели и достигать их.
Эффективное планирование собственного личного времени, формирование важных личностных качеств, способности к постановке краткосрочных и долгосрочных целей – вот лишь небольшой список умений, которые подросток приобретает после прохождения лечения. Все это не только избавляет от тяжелой зависимости, но и является надежной профилактикой рецидива.
Работа с подростками всегда осложнена сравнительной незрелостью психики, зависимостью от общественного мнения, потребностью в причастности к коллективу, отсутствием целостности, жизненных целей, задач, однако это совсем не значит, что эффективное лечение невозможно. При правильном подходе и своевременном привлечении специалиста излечиться от этого «недуга» современности можно в достаточно короткие сроки.
Вот такая она — компьютерная зависимость у подростков. Как лечить ее, надеюсь, вы поняли! Напоследок, вот такая шутка: