Диапазон использования дорожных карт достаточно широк и охватывает не только сферу бизнеса, но и другие виды управленческой деятельности, в том числе государственное управление. Дорожная карта может также служить наглядным способом представления результатов Форсайта. На рис. 6.1 приведены примеры продуктовой и технологической дорожных карт.
Продуктовая дорожная карта (см. рис. 6.1, а) служит графическим представлением этапов создания различных вариантов изделия во времени. На эту карту могут наноситься также информация об организационных мероприятиях, необходимых для производства, развития и реализации продукта, аннотации, мнения, фиксироваться открытые вопросы. Технологическая дорожная карта (см. рис. 6.1, б) - это, как правило, наглядное представление функционирования и программы развития отдельной технологии или группы технологий. На технологической дорожной карте начальные и конечные, как правило, представ
Рис. 6.1.
ляют моменты, в которых технология будет реализована в виде, пригодном для использования. В ряде случаев, как уже говорилось, продукт, рынок, исследования и разработки, технологии и ресурсы на дорожной карте рассматриваются не в отдельности, а в комплексе, где наглядно представлено изменение во времени каждой из составляющих производственный процесс бизнес-единицы.
Дорожные карты не только позволяют наглядно представить информацию о вероятных альтернативах развития объекта управления, но и дают возможность оценить и переосмыслить его потенциал развития, обнаружить "узкие места", угрозы и точки роста, определить потребности в ресурсном обеспечении и т.д. С помощью дорожных карт проводится анализ на базе многоаспектного экспертного оценивания путей развития объекта управления специалистами различных профилей.
Перечислим причины, по которым использование инструментария дорожного картирования оправданно.
Дорожные карты используются как при стратегическом планировании и управлении развитием компании, производящей товары или оказывающей услуги, так и при формировании основных направлений инновационной деятельности, в том числе научно-исследовательских разработок. Дорожные карты позволяют наглядно представить ожидаемые результаты и основные этапы получения и реализации инновационного проекта, помогая сформировать и реализовать всю инновационную цепочку. Они помогают снизить риски при производстве и внедрении инновационного продукта или услуг, а также убедить потенциального инвестора или заказчика, в том числе государственного и муниципального, в целесообразности поддержки инвестиционного проекта.
Дорожное картирование начинает находить также все более широкое применение при государственном стратегическом управлении, помогая взаимно увязать во времени мероприятия и имеющиеся ресурсы в процессе достижения поставленных целей. К наиболее значимым преимуществам дорожного картирования следует отнести, помимо наглядности, его прозрачность, гибкость и вариативность.
Что такое road map или дорожная карта продукта? Для чего она нужна и как ее составлять?
Давайте рассмотрим 2 самых распространенных случая:
Для первого случая вам необходимо синхронизироваться с внутренними процессами. Понять, что происходит на данный момент, какие цели и задачи стоят, а также, какую роль во всем этом будете играть вы. В этой ситуации вам необходим некий план действий, которому придерживается команда и это как раз road map.
Для второго случая ситуация несколько иная. Если вы определились с целями и приблизительно наметили курс, то все это необходимо где-то отразить. Стратегия с основными тактическими шагами тоже road map.
Википедия говорит , что технологическая карта продукта и есть road map, но я бы немного расширил определение. Road map – это план действий, который описывает ключевые этапы развития продукта и средства их достижения.
Используйте картинку ниже, чтобы понять из каких частей состоит road map.
В зависимости от этого будет строиться внутреннее наполнение дорожной карты: цели, задачи и прочее. Дорожная карта для разработки не тоже самое, что дорожная карта для руководства. Цели и задачи будут совсем другими.
Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал . Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…
Дорожную карту для своего последнего продукта (новостного сайта) я сделал в google таблицах, выглядела она так.
Слева направо: цели, детализация по задачам, периоды времени на реализацию (выделены цветами). Разбивка по месяцам. Красная вертикальная линия, это дата завершения работ, то есть к седьмому месяцу (июлю) планируется реализация всех поставленных целей.
Это лишь визуальное отображение дорожной карты, в дополнение к ней должно идти описание миссии и стратегии продукта. Таким образом на руках у вас будет план, к которому всегда можно обратиться.
Но важно помнить, что road map, это не жесткое руководство к действию. Вы можете корректировать свой курс, балансировать между задачами и перераспределять ресурсы внутри команды.
Принципиальной разницы нет, проще всего и быстрее, на мой взгляд, отобразить все в таблицах. Являясь фанатом облачных сервисов Google, я предпочитаю Таблицы. Их просто создавать и еще проще расшарить всем заинтересованным лицам.
Главное запомните, что road map, это не монолитная структура, а ваш помощник на пути к лучшему продукту. Дорожную карту вы можете создавать как под крупные, так и под небольшие задачи. Нет жесткой установки, что мы должны работать только с глобальными этапами. Но даже для небольших, вам потребуется ответить на вопрос: “А как это согласуется с нашей миссией и стратегией?”,- поэтому не забывайте связывать свой road map с основными направлениями продукта.
Дорожные карты НТИ должны соответствовать форме плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы, являющейся приложением к Правилам разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 за исключением дорожных карт, указанных в абзаце втором пункта 2 Правил.
Дорожные карты создаются с использованием текстового редактора Microsoft Word for Windows шрифтом Times New Roman размера № 12 (для оформления табличных материалов), 13 или 14 через 1 междустрочный интервал.
Размеры полей в тексте дорожной карты должны быть определены следующим образом: левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм (данные параметры должны применяться и в альбомной, и в книжной ориентации страницы).
Страницы дорожной карты должны быть пронумерованы. Номер страницы печатается по центру верхнего поля листа арабскими цифрами без заголовка и знаков препинания шрифтом того же размера, что и текст документа. На первой странице документа номер страницы не печатается.
Реквизит «Название дорожной карты» должно включать слова «План мероприятий («дорожная карта») Национальной технологической инициативы» и печатаемое со строчной буквы в кавычках обозначение рынка, формируемое в результате создания сложносокращенного слова посредством объединения исходного слова, обозначающего сферу деятельности на английском языке, и транслитерированного компонента «нет» («Маринет», «Хелснет», «Фуднет» и т.п.), например:
Слово «ПЛАН» печатается в одной строке прописными буквами с разреженным межзнаковым интервалом 2 пт. Слова в остальных строках реквизита печатаются строчными буквами (за исключением слов «Национальной» и обозначения рынка, печатаемых с прописных букв), центрируются относительно самой длинной строки, которая ограничивается правым полем.
Реквизит печатается через 1 междустрочный интервал полужирным шрифтом с выравниванием по центру страницы без абзацного отступа.
Заголовок раздела (подраздела) дорожной карты состоит из цифры и тематической части, словесно определяющей содержание соответствующей структурной единицы текста, и приводится в соответствии с формой плана.
Точка в конце заголовка, вынесенного в отдельную строку, не ставится. В заголовке, состоящем из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений, между ними ставится точка, а в конце по общему правилу точка опускается.
Разделы (подразделы) должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные римскими цифрами с точкой (подразделы – арабскими цифрами с точкой), например:
Заголовки разделов (подразделов) печатаются с выравниваем по центру страницы без абзацного отступа через 1 междустрочный интервал, отделяются от предыдущего и последующего реквизита 1,5 междустрочного интервала.
При подготовке дорожной карты к печати не рекомендуется размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не помещается более 2 строк последующего текста.
Текст дорожной карты может предусматривать структурирование на пункты в рамках разделов.
В этом случае пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой (при наличии цифры с точкой текст начинается с прописной буквы). Рекомендуется делать сквозную (единую по всему тексту) нумерацию пунктов в рамках разделов.
Индексационная нумерация (состоит из номеров всех разделов, подразделов и т.п., которым подчинена определенная структурная единица текста, например: 2.11) возможна при оформлении названий подразделов (не более одного дополнительного уровня) и таблиц (возможно использование нумерации нескольких уровней), а также при оформлении приложений, содержащих информацию технического характера.
Пунктам в составе текста заголовки не присваиваются.
Текст дорожной карты должен быть ясным, кратким, логичным и обеспечивать точное и однозначное восприятие изложенной в нем информации.
Абзацный отступ строк текста дорожной карты (за исключением таблиц, иллюстраций, др.) составляет 12,5 мм от левой границы текстового поля.
В тексте документа не допускаются «висячие» строки (под «висячей» строкой понимаются начальная строка абзаца, завершающая страницу, или концевая неполная строка абзаца, начинающая страницу, недопустимые по общим правилам оформления документов).
Интервалы между абзацами в тексте не применяются.
Шрифтовые выделения в тексте (полужирным, курсивом, подчеркиванием, цветом и др.) применяются только при особой необходимости привлечь внимание к структурным единицам текста (предложениям, словосочетаниям, словам, сокращениям).
Текст дорожной карты может быть оформлен в виде связного текста, таблицы или соединения этих структур.
В случае если в дорожной карте вводится особая система сокращения понятий, сокращения приводятся в скобках за первым употреблением развернутого понятия, например:
Если развернутое понятие необходимо структурировать на несколько сокращений, или изложение текста не позволяет ввести сокращения для каждого развернутого понятия, сокращения приводятся в скобках за соответствующим понятием, например:
При значительном количестве понятий, требующих сокращения, а также необходимости определения используемых в дорожной карте понятий и терминов формируется Перечень терминов и сокращений в порядке русского алфавита, который размещается в приложении к дорожной карте.
После знака сноски текст сноски начинается с прописной буквы. В конце сноски ставится точка.
При необходимости в тексте дорожной карты могут приводиться примечания.
Примечание оформляется путем указания слова «Примечание» и продолжающегося после двоеточия предложения или нескольких пунктов, нумеруемых арабскими цифрами с точками (текст в таких пунктах печатается с прописной буквы и заканчивается точкой).
Для оформления примечания используется шрифт Times New Roman размером на 1 – 2 кегля меньше кегля основного текста дорожной карты.
Суммы в денежном выражении в дорожной карте приводятся в российских рублях с использованием единицы измерения «тыс.» (тыс. рублей). При необходимости в дорожной карте могут использоваться обозначения других национальных валют мира и единицы измерения «млн» или «млрд» (например, при анализе мировой экономики, др.).
Цифровые величины при перечислении (если есть дробные числа) разделяются точкой с запятой (например: «1,2; 5,1; 6,3»).
Суммы в цифровой форме приводятся с разбивкой на группы, обозначающие тысячи, сотни тысяч, миллионы и т.д. (с разбивкой на группы по три цифры справа налево (за исключением дробной части), отделяемые пробелами). Точка между цифровыми группами многозначного числа не ставится.
Дробная часть отделяется от соответствующей цифровой группы запятой.
Реквизиты законодательных и иных нормативных правовых актов указываются в тексте дорожной карты в следующем порядке – вид акта, дата его принятия (утверждения), номер документа и наименование акта (заголовок документа), например:
Не допускается использование знака «N» в составе реквизитов нормативных правовых актов, документов правового характера, а также в других случаях необходимости обозначения номеров. Для обозначения номеров используется знак «№».
При наличии приложения к дорожной карте в тексте дорожной карты в обязательном порядке приводится ссылка на такое приложение. Ссылка на приложение вводится с помощью слов «согласно приложению», например:
При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами
с проставлением знака «№». Ссылки на приложения приводятся в тексте по мере расположения приложений. Порядок расположения приложений к тексту дорожной карты должен соответствовать порядку указания ссылок на приложения в тексте дорожной карты.
Многострочный реквизит – отметка «ПРИЛОЖЕНИЕ» – с указанием на название дорожной карты располагается в правом верхнем углу первого листа документа и печатается от границы верхнего поля без кавычек прописными буквами.
Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» отделяется от последующих строк реквизита 1,5 междустрочного интервала. Остальные строки реквизита печатаются через 1 междустрочный интервал.
Все составные части реквизита центрируются относительно самой длинной строки. Длина строки не должна превышать 10 см и ограничивается правым полем документа. Например:
Для оформления содержащихся в тексте дорожной карты списков (перечислений) используются подпункты, которые обозначаются буквами со скобкой (например: «а), б), в)») или при наличии большого объема перечислений цифрами со скобкой (например: «1), 2), 3)»).
Каждый подпункт списка (перечисления) начинается с абзаца со строчной буквы и заканчивается точкой с запятой, за исключением последнего подпункта, в конце которого ставится точка.
Для обозначения позиций перечня не используются в качестве замены буквенной или цифровой рубрикации тире, кружки, ромбы и т.п.
Для выделения и обозначения таблицы в тексте документа в зависимости от структуры документа используются тематические и (или) нумерационные заголовки (заголовки, обозначаемые числом, определяющим порядковый номер таблицы).
Таблицы, предусмотренные формой плана (раздел I, подраздел 3 раздела II, разделы III и IV), оформляются в соответствии с официально опубликованным текстом постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317.
По общему правилу таблицы проектируются как открытые (не имеющие по бокам и снизу линеек).
При необходимости таблицы могут быть спроектированы как закрытые (обрамленные линейками) или комбинированные (линейками обрамлена головка таблицы).
В боковике таблицы (левой графе таблицы, содержащей данные о строках таблицы) текст каждой позиции должен начинаться с прописной буквы. Знаки препинания ставятся только внутри предложения. В боковике после слов «Итого», «Всего» двоеточие не ставится.
В случае если таблица печатается более чем на одной странице, головку (верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф) таблицы целесообразно повторять на каждой странице. Графы таблицы (ряд данных в таблице, расположенный вертикально и обычно помещаемый между вертикальными линейками) могут быть пронумерованы, в этом случае на следующих страницах допускается печатать только номера этих граф.
Не рекомендуется включать в таблицы графу с обозначением порядкового номера (в виде символа «№» или «№ п/п») в таблицах, предусмотренных формой плана мероприятий, являющейся приложением к Правилам разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317
Текст в таблице печатается по левой границе строки таблицы без абзацного отступа или по центру графы (цифры, единицы измерения, др.).
Для оформления текста в таблице используется шрифт Times New Roman размером на 1 – 2 кегля меньше кегля основного текста дорожной карты.
Если кратко, то дорожная карта проекта (Roadmap проекта) – это визуальное представление стратегии реализации проекта или очень высокоуровневого плана с основными вехами. Самое главное слово здесь – “визуальное”, т.е. дорожная карта – это не план в MS Project, не толстый талмуд с , а именно визуализация. В визуализацию могут быть включены не только этапы проекта, но и основные риски, какие-то важные для реализации моменты и проч.
Разрабатывают дорожные карты обычно для крупных проектов, которые имеют серьезное влияние на бизнес компании и/или вовлекают большое количество людей, тогда от этого инструмента будет толк.
Цели разработки дорожной карты проекта:
К слову, Roadmap может составляться не только для проекта, но и для продукта, идея инструмента – та же самая, только фокус смещается на продукт, а не на проект.
Дорожная карта проекта – как составить?
Перед составлением карты важно напомнить себе, что это стратегический инструмент, и он должен быть достаточно общим, чтобы в его рамках потом можно было планировать непосредственную работу по проекту и актуализировать содержание, не отступая при этом от генеральной линии.
В общем-то, стандартного общепринятого списка шагов по составлению Roadmap проекта нет, но последовательность будет примерно следующей:
И не забывайте использовать , это может сильно облегчить труд по составлению дорожной карты и сделать ее более читаемой и интересной.
В интернете при поиске примеров дорожных карт проекта я наткнулась на кучу предложений от консалтинговых компаний, которые за деньги готовы составить вам дорожную карту вашего проекта. Не знаю, кто пользуется этой услугой, это прямо за гранью моего понимания – отдать кому-то описание стратегии, а потом это реализовывать самим. Отличная работа для консалтера, я считаю, деньги и фан у них, а головная боль потом у РМа.
Ну и последний момент – в целом Roadmap у проекта может быть несколько для работы с разной аудиторией – заказчиком, топ-менеджментом, конечными пользователями и проч. Иногда это удобно, но чаще – превращается в бардак и необходимость поддерживать актуальность нескольких документов (как будто РМу больше нечем заняться). Из личного опыта – несколько дорожных карт имеют смысл только при наличии в проекте , который будет ими заниматься.
В интернете нашлось множество отличных (и еще больше – плохих) примеров дорожных карт проектов, поделюсь теми, которые меня зацепили:
1. Дорожная карта “Образование 2030” от Агентства стратегических инициатив () – хотя уже сейчас понятно, что из нее мало что сбылось, как пример – довольно удачно.
2. Дорожная карта цифровой экономики РФ от “Цифровой экономики” () – совсем свежая, 2018 год. Идея сделать имитацию дорожной карты в виде схемы московского метро – восторг, эту карту хочется рассматривать. Я минут на 30 залипла просто.
3. Дорожная карта “Образование 2018-2024” от гимназии им. В.А. Надькина () – такую дорожную карту, насколько знаю, должно иметь каждое образовательное учреждение. Пример неплох по наполнению (смотреть с 4 по 8 страницы), но за счет отсутствия хоть какой-нибудь визуализации читается и воспринимается очень тяжело, даже примитивная диаграмма Ганта исправила бы ситуацию. Зато сразу понятно, почему дорожная карта – это все-таки про визуализацию.
4. Дорожная карта развития ИТ от Ульяновского автомобильного завода (те самые УАЗики) ( , смотреть 10й слайд) – понятно и последовательно.
5. Дорожная карта программы перевода набора решений с одной на другую ИТ-платформу – это уже из моей практики, программа проектов успешно завершилась в 2018 году (все, что можно, упрощено с целью соблюдения конфиденциальности, карт много, но эту проще всего было анонимизировать).
Мораль – дорожная карта проекта критически необходима на действительно больших проектах (год и больше), так как она становится практически единственным инструментом быстрой коммуникации плюс позволяет легко понять, насколько мы вообще “на дороге” или давно ушли не туда и опоздали везде, где только можно. На маленьких проектах – зависит от ситуации, но если очень хочется и время есть – то лишней точно не будет.
Черепанов М.А.
В условиях динамичной внешней среды, компаниям, которые ориентированы на перспективность развития своей деятельности, необходимо внедрение современных методов управления организацией. Данные методы позволяют наиболее точно представить, оценить и спрогнозировать дальнейшую тенденцию развития компании, разрабатывать вероятные сценарии развития объектов, и их потенциальную рентабельность, а также принимать оптимальные управленческие решения с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.
Отечественная теория менеджмента не придает достаточного значения многим современным методам, которые могли бы не только облегчить управление современными организациями, но и создавать подробнейший сценарный план развития какого-либо объекта.
Одним из малоизученных методов, который представляет собой сценарий развития определённого объекта, является «Дорожная карта». Данный метод основывается на дедуктивном разложении процесса достижения какой-либо цели на шаги, этот процесс называется «Дорожное картирование». В общем виде, дорожное картирование служит основой информационной поддержки процесса управления, а в частности, данная методика служит для разработки этапов развития объекта и определения времени принятия управленческих решений, а также для логического обоснования причинно-следственных связей между различными этапами проекта.
Тема дорожных карт находит свое отражение в публикации К.Л. Лидина «Многообразие построения дорожных карт», где описывается сущность метода дорожного картирования, и его применение в реальных организациях. Работа «Дорожные карты российского бизнеса: Аналитический отчет по исследованию» авторского коллектива Манчулянцева О.А. и других, посвящена вопросам практического использования дорожных карт. В основу данной работы легло оригинальное исследование, которое включает в себя анкетный опрос, экспертные и углублённые персональные интервью руководителей и топ-менеджеров 50 крупнейших российских компаний. Анализ данных работ позволяет выявить основания продуктивности использования данного метода, что обособляет дорожное картирование как эффективный метод проектного управления. На основе представленных источников можно выявить ограничения и барьеры применения метода дорожного картирования, а также предрешить методы преодоления данных негативных обстоятельств.
Целью данной статьи является определение содержания метода дорожного картирования и его применение для развития организации.
К задачам проведенного исследования автор относит сравнительный анализ дорожного картирования и других инструментов развития организации; изучение преимуществ и ограничений дорожного картирования; рассмотрение возможности создания проектных порталов на основе метода дорожного картирования.
В настоящее время существует множество инструментов, которые способствуют развитию организации. Такие инструменты используются для формирования ориентиров и приоритетов для принятия управленческих решений . Сравнительный анализ данных инструментов представлен в таблице 1.
Таблица 1 — Сравнительный анализ инструментов принятия управленческих решений
Метод |
Сущность метода |
Результат применения |
|
Метод Дельфи |
C помощью серий последовательных действий – опросов, интервью, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения |
Определение решения конкретной проблемы, удовлетворяющего всех участников метода |
|
SWOT-анализ |
Оценка факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Основывается на описании сильных и слабых сторон внутренней среды, и возможностей и угроз внешней среды организации |
Выявление мероприятий, основанных на сочетании сильных и слабых сторон внутренней среды и возможностей и угроз внешней среды организации. |
|
Метод мозгового штурма |
Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. |
Выбор из общего числа высказанных идей наиболее удачных, которые могут быть использованы на практике. |
|
Метод сценариев |
Метод базируется на повторной последовательности построения сценариев с целью выбора подходящего варианта. |
Получение логически и научно обоснованного прогноза, для принятия управленческого решения |
|
Метод дерева целей |
Метод структуризации задач, проблем, целей для их разукрупнения и конкретизации в виде иерархической системы (дерева), в которой осуществляется поуровневая декомпозиция целей более общих на частные, тех – на цели следующего уровня и так далее. |
Позволяет представить картину взаимосвязей будущих событий, получение перечня конкретных задач и информацию об их относительной важности. |
|
Метод дорожного картирования |
Наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта |
Представление информации о возможных альтернативах развития объекта и упрощения принятия управленческих решений. Ревизия имеющегося потенциала развития изучаемого объекта, обнаружение узких мест, угроз и возможностей роста, потребности в ресурсном обеспечении. |
Все перечисленные методы, при их грамотном использовании, создают информационную базу, способствующую принятию управленческих решений:
Применение метода Дельфи в результате даёт несколько обоснованных решений, исходя из опроса группы людей.
SWOT-анализ даёт структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение, выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов .
Метод мозгового штурма в результате представляет список решений конкретной проблемы, высказанных специалистами, и затем, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике .
Метод сценариев представляет собой текст, который позволяет создать предварительное представление о системе в количественных параметрах и их взаимосвязях, однако сценарий, как и любой текст подвержен неоднозначности его толкования, поэтому его следует рассматривать как основу для дальнейшей разработки модели решений проблемы.
Метод дерева целей позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий вплоть до получения перечня конкретных задач и получить информацию об их относительной важности. Построение дерева целей и задач заканчивается на уровне определения исполнителей. В процессе построения дерева целей нередко используются алгоритмы совместной работы экспертов, но, все же, в основе метода лежит не групповая работа как таковая, а особая логика рассуждения.
Построение дорожной карты, в результате, дает графический план-сценарий динамичного развития организации, с учётом альтернативных путей и возможной идентификации участков снижения производительности (узких мест), а также подробное описание таких важных составляющих организации как ресурсы, технология, продукт, рынок, покупатель, стратегическая цель, и создает слаженную систему коммуникативного взаимодействия между всеми организационными структурами.
Все представленные методы не могут в полной мере предоставить результаты, которые достигаются с помощью создания дорожной карты, но они могут выступать в качестве основы для использования метода дорожного картирования.
Одной из главных особенностей дорожных карт является их внешний вид, а именно они выглядят как вариант анализа, основанного на подборе возможных решений для отдельных частей основной задачи – построения графической сети, состоящей из «узлов» (этапов развития технологий, или пунктов принятия управленческих решений) и «связей» (причинно-следственных взаимоотношений между «узлами») .
Являясь стратегическим методом проектного управления, дорожное картирование несет две основные функции:
предвидение и планирование развития ситуации, включая технологический, социальный, экономический и политический аспекты (прогноз будущего);
управление развитием ситуации в зависимости от поставленных стратегических целей (конструирование будущего) .
Дорожные карты подразумевают долгосрочное развитие объекта на срок до 10 лет, и отражают получаемые экономические эффекты, определяют эффективность альтернативных вариантов использования ресурсов.
Исходя из целей дорожного картирования, выделяются следующие виды дорожных карт :
Корпоративные дорожные карты;
Научные дорожные карты;
Технологические дорожные карты;
Продуктовые дорожные карты.
Любой из видов дорожных карт представляет собой эволюцию продукта, технологии, научной составляющей компании, либо корпорации в целом, и создает графическое представление различных вариантов развития объекта во временном пространстве. Различные виды дорожных карт взаимосвязаны и взаимозависимы, что связано с необходимостью одновременного учета продуктовых, технологических, отраслевых или корпоративных составляющих.
Виды дорожных карт подразделяются по актуальности в зависимости от конкретных целей и временных периодов. Критерии актуальности основаны на многогранности дорожных карт, чем больше компонентов в себя включает дорожная карта, тем она информативнее для организации. Отсутствие жесткой регламентации отличает процесс картирования высоким уровнем творчества, что позволяет сделать дорожные карты простым, наглядным и адаптивным инструментом принятия управленческих решений.
На начальном этапе развития организации, особую важность представляет создание корпоративной дорожной карты, включающей в себя научные, технологические и продуктовые аспекты. Следующей по важности следует научная цель, в которую входит технологическая и продуктовая составляющие. В дальнейшем, организации уже не требуется разработка глобальных дорожных карт, потому что на последующих этапах развития необходимы только концентрированные методы организационного управления, которые направлены на исследование технологий производства и продукции.
Оптимальной формой дорожной карты является график, который дает ответы на вопросы о том: что именно, каким образом, в какой промежуток времени и почему приведет к достижению стратегических целей организации.
Таблица 2 — Преимущества и ограничения применения дорожных карт
Преимущества |
Ограничения |
Хороший инструмент сбора информации, вовлекающий всех экспертов в креативный процесс ее построения и последующего обсуждения. |
Сложность, дороговизна и длительность разработки в силу необходимости наличия знания по многим специфическим областям управления. |
Хороший маркетинговый инструмент для анализа того, какой продукт обладает ключевой ценностью для компании. |
Необходимость согласованной работы большого числа специалистов из разных областей и сфер управления. |
Показывает какие направления НИОКР являются наиболее значимыми, какие технологические решения могут быть разработаны на их основе, какие перспективные продукты могут быть созданы в итоге и какие социальные изменения могут произойти в результате. |
Метод может не учитывать всех аспектов по разрабатываемым слоям. |
Позволяет оценить рыночные перспективы продуктов и возможности выхода на новые рынки. |
Метод не дает ответа на вопрос «кто и как все это будет делать?» |
Позволяет ставить более четкие и достижимые цели. |
Недостаток требуемых данных, информации и знаний. |
Позволяет выявлять приоритетные направления для инвестиций |
Большой объем текущих задач, не позволяющих сконцентрироваться на стратегии. |
Хороший инструмент визуализации разработанных стратегий и планов и выявления логических нестыковок и «пробелов», которые могут быть не видны в «гладком» тексте. |
Отсутствие четкой методологии разработки дорожных карт. |
Эффективный инструмент коммуникаций, который объясняет потребности компании ее работникам, руководству, клиентам и всем заинтересованным лицам, позволяя осознать, что в компании требует изменений для достижения общего успеха, и участвовать в этих изменениях. |
Отсутствие обучающей литературы, семинаров и тренингов в области дорожных карт. |
Сложившиеся практики планирования в компании. |
|
Предоставляет сотрудникам четкое руководство, что делать в случае изменений обстановки. |
|
Процесс проектирования позволяет подготовить сотрудников компании к грядущим изменениям и сформировать инициативные команды. |
|
Создание дорожной карты затрагивают множество компаний, объединенных в консорциум или просто принадлежащих одной отрасли. На этом уровне посредством дорожной карты возможна совместная разработка новых ключевых технологий и продуктов, что позволяет избежать излишнего финансирования одного и того же направления исследований. |
Для преодоления ограничений и барьеров применения дорожных карт в организациях, различными авторами предлагаются следующие мероприятия:
Создание отдела стратегического планирования.
Создание организационно-нормативного обеспечения дорожного картирования в рамках организации
Обучение сотрудников отдела стратегического планирования дорожному картированию;
Создание системы стратегического мониторинга.
К барьерам внедрения дорожного картирования можно отнести и устоявшиеся методы планирования в организациях, что вызвано консерватизмом и отсутствием общепринятой методологии дорожного картирования.
Таблица 3 — Универсальная методика построения дорожных карт
Стадия |
Мероприятия |
1. Стадия определения проблемы и постановки стратегической цели |
|
2. Стадия обеспечения |
Создание рабочей группы, выбор лидера; |
3. Стадия сбора информации |
|
4. Стадия конкретизации информации |
|
5. Стадия графического оформления |
|
6. Стадия презентации руководству |
|
7. Стадия обсуждения |
|
8. Стадия совместного принятия решения |
|
Исходя из развивающейся внешней среды, в предложенный методикой алгоритм, могут быть внесены изменения в стадии и мероприятия, которые позволят наиболее эффективно построить дорожную карту, применительно к конкретной организации .
Сущность создания проектных порталов заключается в организации электронного пространства, позволяющего отслеживать ход выполнения конкретного проекта в реальном времени, а также осуществлять электронный документооборот по проекту. То есть, проектный портал представляет собой эффективную систему хранения и доступа к внутрикорпоративной информации, необходимой для управления проектами и осуществления проектных коммуникаций абсолютно всеми участниками проекта. Схема взаимодействия участников проекта, посредством проектного портала, представлена на рисунке 2.
Рис. 1. Схема взаимодействия участников проекта посредством проектного портала
На проектном портале находится список реализуемых программ, которые состоят из проектов. Внутри каждого проекта находится дорожная карта, которая разделена на 3 сценария: оптимистический, оптимальный, и пессимистический. Каждый из сценариев предполагает свою цепочку реализации проекта.
Каждый проект начинается в оптимальном сценарии реализации, так как входные данные проекта всегда известны. Далее, по мере реализации проекта, сценарии могут изменяться по мере наступления рисковых событий и их результатов.
При планировании дорожной карты реализации проекта, все сценарии должны быть тщательно спланированы, а именно: какие исходные данные присутствуют в проекте; какие рисковые события могут произойти по мере реализации проекта, и каковы их последствия; какие действия должны следовать после наступления того или иного рискового события; и какой результат получается в итоге. По мере фактической реализации проекта, его сценарий отмечается красным цветом. Графический пример дорожной карты проекта изображен на рисунке 3.
Рис. 2. Дорожная карта проекта
Основными элементами дорожной карты являются:
Начало процесса;
Рисковое событие;
Действие;
Результат процесса.
В общем виде каждый элемент дорожной карты должен содержать в себе исходные документы, или другие объективные основания, на основе которых разрабатывается управленческое решение. В частности: элемент «Начало процесса» содержит в себе информацию о имеющихся ресурсах на начало проекта; «Рисковое событие» содержит информацию о сценариях, которые необходимо применять при возникновении риска; «Действие» содержит технологии и методы; Элемент «Результат процесса» содержит информацию о конечном продукте проекта.
Данная система позволит централизовать систему принятия управленческих решений, избавится от искажения информации, сформировать документооборот проектов. Также на основании уже реализованных проектов, можно создавать типовую дорожную карту, при реализации схожих проектов, это существенно упростит вест процесс достижения стратегических целей внутри организации.
На сегодняшний день, в государственных органах, методы проектного управления только начинают внедряться. Дорожное картирование, основанное на системе проектных порталов необходимо также внедрить в систему взаимодействия государственных органов друг с другом. Данное нововведение позволит облегчить процесс взаимодействия в реализации идентичных проектов, позволит уменьшить как трудозатраты, так, соответственно, и материальные затраты. По мнению автора, повсеместное внедрение проектных порталов на основе метода дорожного картирования позволит создать базу проектов в различных сферах деятельности .
Проектный портал позволяет эффективно решать организационные, коммуникативные и другие задачи, связанные с администрированием проектной деятельности организации, а также повышать оперативность и своевременность принятия управленческих решений. Проектный портал является инновационным методом взаимодействия субъектов любой деятельности, который повышает эффективность данного взаимодействия.
Резюмируя все вышесказанное, необходимо сделать вывод, что дорожное картирование является эффективным методом, применяемым для организационного развития, на основе которого разрабатываются и реализуются управленческие решения. Данный метод, в настоящее время, не пользуется широкой популярностью, так как большинство управленческих кадров стараются пользоваться устоявшимися методами управления, и, ввиду своего консерватизма, не рассматривают дорожное картирование как эффективный метод управления.
Литература
Методы исследования [электронный ресурс]. URL: http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/metod_issled.htm (дата обращения 20.02.2014)
Хвощин А.А. Социально-экономическое прогнозирование. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007.
Технология дорожного картирования [электронный ресурс]. URL: http://www.unido.org/fileadmin/import/16963_TechnologyRoadmapping.pdf (дата обращения 23.02.2014)
Лидин К.Л. Многообразие построения дорожных карт. Иркутск. 2006.
Джемала М. Корпоративная «дорожная карта» - Инновационный метод управления знаниями в корпорации // Российский журнал менеджмента. 2008. Том 6. № 4. С. 149-168.
Манчулянцев О.А., Павлычева Е.Ю., Краузова Е.Н., Ткачева А.В. Дорожные карты российского бизнеса: Аналитический отчет по исследованию. М.: Open Innovation Inc. 2012. 64 с.
SWOT.-анализ [электронный ресурс]. URL: swot-analysis.ru (дата обращения 03.03.2014)
Метод мозгового штурма [электронный ресурс]. URL: http://www.metodolog.ru/00072/00072.html (дата обращения 10.03.2014)
Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.
Цели управления предприятием [электронный ресурс]. URL: http://univerlib.ru/page/23-cely-v-upravlenii-3262.html (дата обращения 10.03.2014)
Bibliography
Research methods . URL: http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/metod_issled.htm (date of access 20.02.2014)
Hvoshchin A.A. Socio-economic forecasting. Coursebook. Tyumen.: Tyumen State University Publishing House, 2007.
Road mapping technology . URL: http://www.unido.org/fileadmin/import/16963_TechnologyRoadmapping.pdf (date of access 23.02.2014)
Lidin K.L. The variety of roadmaps designing. Irkutsk. 2006.
Jemala M. Corporate «road map» — innovative method of knowledge management in corporations // Russian Management Journal. 2008. Vol. 6. № 4. P. 149-168.
Manchulyantsev O.A., Pavlycheva E.Yu., Krauzova E.N., Tkacheva A.V. Road maps of Russian business: analytical report on research. M.: Open Innovation Inc. 2012. 64 p.
SWOT-analysis . URL: swot-analysis.ru (date of access 03.03.2014)