Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски

Дидактические игры по этикету и культуре поведения Младший дошкольный возраст "Расставь все по местам" Цель. Закрепить знания детей о чайной и столовой посуде, о столовых приборах. Активизировать употребление слов "чайный", "столовый". Материал. Карточки с изображением различных видов посуды и приборов. Ход игры Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: "Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы". За правильное выполнение задания дети получают фишку. Старший дошкольный возраст "Как вести себя за столом" Цель. Закрепить правила поведения за столом. Ход игры Воспитатель предлагает выполнить задание: при перечислении вариантов поведения за столом отметить хлопками в ладоши правильные. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Глотать большие куски. Не чавкать. Ковырять в зубах пальцами. Класть в рот небольшие куски. Чавкать. Вытирать рот рукавом. Спешить. Пить залпом. Выплевывать косточки на стол. Хорошо пережевывать пищу. Не говорить с полным ртом. Чистить зубы зубочисткой. Пользоваться салфеткой. Дуть на суп. Бросать салфетку на пол. Примерные конспекты занятий по этикету и культуре поведения Младшая группа "Знакомство с ножом" Цель. Познакомить детей с приемами использования столового ножа, научить делать бутерброд с маслом. Воспитывать самостоятельность. Материал. Вырезанный из картона нож - человечек (с руками, нарисованным лицом, галстуком); красиво оформленный бумажный пакет, ширма для настольного кукольного театра. Ложка, вилка, масленка с маслом, сладкий чай. На каждого ребенка - кусочек хлеба, пирожковая тарелка, чашка с блюдцем, два столовых ножа (один - для рассматривания, другой - для работы). Ход занятия Воспитатель предлагает найти в игровом уголке бумажный пакет (с картонным ножом внутри). Дети находят пакет и приносят его воспитателю. Воспитатель. Давайте посмотрим, что в этом пакете. (Открывает пакет вместе с детьми. Достает нож-человечка.) Как вы думаете, кто это? (Нож.) Правильно. Давайте присядем и послушаем этого господина. Узнаем, зачем он к нам пришел. Дети проходят к стульчикам и садятся. Используя ширму для настольного театра, воспитатель от имени ножа беседует с детьми. Нож. Здравствуйте, дети! Вы узнали меня: я - столовый нож. Вы знакомы с моими сестрами - вилкой и ложкой? (Да.) Для чего они нужны? (С ними удобно есть.) Правильно. Вилка и ложка помогают во время еды. Я тоже хочу вам помогать. Посмотрите (показывает ложку и вилку), мы с сестренками похожи? (Ответы детей. Воспитатель обращает внимание на наличие ручек у ложки, вилки, ножа - они необходимы, чтобы было удобно держать приборы.) Но у меня еще есть лезвие. С одной стороны оно острое, чтобы можно было резать мясо, отрезать хлеб. Я помогаю людям с давних пор и надеюсь, что и с вами мы подружимся. Теперь мне пора идти к другим детям. Но я хочу оставить вам в подарок своих младших братьев. (Воспитатель показывает красивую коробку с набором ножей.) Постарайтесь подружиться с ними. До свидания! Воспитатель. Спасибо тебе, господин Нож! (Нож скрывается за ширмой. Воспитатель достает из коробки ножи и раздает по одному каждому ребенку.) Потрогайте нож. Какой он? Легкий или тяжелый? Теплый или холодный? Из чего он сделан? (Ответы детей.) Посмотрите, у ножа есть ручка и лезвие. Покажите ручку, потом лезвие. (Дети выполняют задание.) С одной стороны лезвие острое. С ножом надо обращаться очень осторожно. Положите ножи на мой стол. (Дети выполняют. Входит помощник воспитателя с нарезанным хлебом и маслом в масленке.) Хотите сделать бутерброд? (Да.) Садитесь на свои места. (Воспитатель раздает другие, чистые ножи. Показывает каждому ребенку правила приготовления бутерброда: кусочек хлеба кладут на тарелку, придерживают одной рукой, а ножом, держа его в другой руке, намазывают масло. Дети повторяют ее действия.) Какие молодцы! Вы научились намазывать масло на хлеб, как взрослые. Теперь вы всегда можете пользоваться ножом! Проводится чаепитие с бутербродами. Средняя группа "Накроем стол к чаю с конфетами" Цель. Учить детей разнообразным видам сервировки стола к чаю. Активизировать словарь: чайная пара, чайная ложка, заварочный чайник, конфетница. Познакомить с правилами этикета во время чаепития с конфетами. Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения. Материал. Скатерть, салфетница с салфетками, набор чайной посуды, сундучок. Ход занятия Появляется Карлсон (его роль исполняет взрослый). Карлсон. Здравствуйте! Воспитатель. Здравствуй, Карлсон! Ты как здесь оказался? Карлсон. Да я мимо пролетал, замерз. На улице холодно, решил к вам заглянуть, погреться. Можно? Воспитатель. Как мы можем побыстрее согреть Карлсона, чтобы он не заболел? (Ответы детей.) Карлсон. Давайте выпьем чаю. Я так его люблю, особенно со сладостями. Воспитатель. Дети умеют правильно и красиво накрыть стол для чая. Все вместе расстилают скатерть, расставляют чайную посуду, называют ее: чайная пара, чайная ложка. Карлсон иногда ошибается, переспрашивает. В процессе работы воспитатель напоминает, как правильно держать чашку (за ручку), где должна лежать ложка. Когда стол накрыт, воспитатель предлагает отойти от него и полюбоваться сервировкой. Спрашивает у детей, что им нравится. Обращает внимание на скатерть: она белоснежная, отглаженная. Карлсон. По-моему, здесь чего-то не хватает... Мне же бабушка дала сундучок с конфетами, а я совсем забыл. Сундучок любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать? Чтоб открылся сундучок, Расскажи-ка мне, дружок: Что ты скажешь, если вдруг Угостит тебя твой друг? Дети. Спасибо. Карлсон. Что ты скажешь, мой дружок, Если в гости вдруг придешь? Дети. Здравствуйте. Карлсон. Что ты скажешь, дорогой, Если ты пойдешь домой? Дети. До свидания. Карлсон. Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно. Воспитатель. Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Посмотрите на эту вазу. (Показывает конфетницу.) Можно туда положить конфеты? (Да.) Эта ваза называется конфетницей. Заполним ее конфетами. (Дети кладут в нее конфеты. Благодарят Карлсона.) Воспитатель. Знаешь, Карлсон, для чаепития с конфетами нам понадобятся еще и тарелочки, их всегда ставят с левой стороны от чашки (каждый ребенок пробует сам поставить тарелочку с левой стороны). Вот теперь можно садиться за стол. В это время Карлсон забирает из вазы все конфеты, разворачивает одну и кидает фантик на пол. Воспитатель. Дети, как вы думаете, Карлсон правильно поступил? Он забрал все конфеты да еще и фантик бросил на пол. (Ответы детей.) Карлсон. А я хочу все конфеты. Почему нельзя-то? Воспитатель. Давай, Карлсон, мы тебя научим правилам этикета и расскажем, почему так не делают. Карлсон. Согласен. Воспитатель. Если ты возьмешь много конфет, то остальным может не хватить. Лучше взять одну конфету, а потом, если в конфетнице остались конфеты, можешь взять еще одну. Конфету надо класть в тарелку, которая стоит с левой от чашки стороны, туда же кладем и фантик от съеденной конфеты. Проводится чаепитие, во время которого воспитатель закрепляет знания детей о том, для чего нужна чайная ложка, как правильно держать чашку (за ручку; можно придерживать за донышко). Старшая группа "Украшение праздничного стола" Цель. Расширять представления о разнообразии скатертей и салфеток, их уместном использовании. Формировать практические умения в создании дизайна стола, складывании салфеток. Материал и оборудование. Скатерти разной расцветки, формы и размера. Тарелки и тканевые салфетки - на каждого ребенка. Композиция из еловых веток, шишек, новогодних шаров, которые были сделаны детьми на занятиях по ручному труду. Видеомагнитофон. Мультфильм "Винни-Пух идет в гости". Столы (круглый, прямоугольный). Схемы складывания салфеток (на листах бумаги A3). Ход занятия Воспитатель. Дети, какой зимний праздник ваш любимый? (Новый год.) Почему вы любите этот праздник? (Высказывания детей.) Хотелось бы вам научиться накрывать красивый праздничный стол? Чем отличается праздничный стол от обычного? (Ответы детей. Пояснения воспитателя по мере необходимости.) Посмотрите, какие разные бывают скатерти (демонстрирует ажурные, белые, цветные, набивные, расшитые, круглые, квадратные). Все они чистые, отглаженные. Для разных столов - разные скатерти. Какая скатерть подойдет для круглого стола? (Выбирают.) Вспомните, как надо стелить скатерть. (Аккуратно разворачивать на столе.) Постелите скатерть на круглый стол. (Дети выполняют задание.) А эта белоснежная скатерть (демонстрирует) на прямоугольный стол - для большого торжества. Можно постелить сразу две скатерти разного рисунка и цвета (одну на другую). (Дети предлагают варианты. Выбирают лучший. Стелят скатерти на стол.) Итак, стол застелен скатертями. В какой последовательности нужно накрывать на стол? (Сначала тарелки, столовые приборы, стеклянная посуда, затем салфетки, украшения.) Салфетки тканевые, бумажные - обязательный элемент сервировки. Можно сказать, что "родилась" салфетка в Древней Греции около 3500 лет назад: во время еды губы утирали листом фигового дерева. Тканевую салфетку стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет назад. В богатых домах на них вышивали инициалы хозяина дома. Гости даже уносили с собой эти изысканные салфетки на память о прекрасно проведенном времени. Какие салфетки необходимы для праздничного стола? (Тканевые.) Как вы думаете, что делают с этой салфеткой, когда садятся за стол? (Кладут на колени, чтобы не испачкать праздничной одежды.) Такой салфеткой можно лишь слегка промокнуть губы, например перед тем, как выпить напиток (чтобы не оставить жирных следов на стакане). Наши друзья Винни-Пух и Пятачок тоже пользовались салфетками в гостях. Вспомним, как они это делали. (Просмотр отрывка из мультфильма.) Правильно ли пользовались салфетками Винни-Пух и Пятачок? (Ответы детей.) Посмотрите, как можно сложить салфетку. (Демонстрирует образцы: "крендель", "пирамидку", "снопик", "карман", "веер".) Хотите научиться складывать салфетки? (Ответы детей.) В этом вам помогут схемы. (Вывешивает схемы. Дети упражняются в складывании салфеток.) Помните, что для праздничного стола все салфетки должны быть сложены одинаково. У каждого гостя на тарелке - сложенная салфетка. (Предлагает сложить салфетки каким-либо одним способом. Дети выполняют задание и ставят или кладут салфетки на тарелки.) Как красиво! Чем еще можно украсить наш стол? (Свечами, композициями из еловых веток, шишек, новогодних шаров.) Правильно, давайте сделаем новогодний стол еще красивее. (Все вместе украшают стол.) Подготовительная к школе группа "Давайте познакомимся!" Цель. Учить речевым формулам вежливости во время знакомства. Воспитывать доброжелательность. Материал и оборудование. Игрушки для сценки Видеомагнитофон. Мультфильм "Крокодил Гена ищет друзей". "Знакомство". Ход занятия Воспитатель. Сегодня во дворе моего дома я встретила соседа - мальчика Сашу семи лет. Он был очень расстроен. Поговорив с ним, я узнала, что в наш дом переехала новенькая девочка. Саше она очень нравится, он хотел бы с ней подружиться, но не знает, как нужно познакомиться, чтобы ее не обидеть. Может быть, вы ему поможете? (Ответы детей.) Хорошо, давайте попробуем разыграть сценку. Оля будет как будто играть в песочнице, а Ваня подойдет к ней и попробует познакомиться. Вы понаблюдаете и скажете, все ли правильно сделал Ваня. (Дети разыгрывают сценку, затем обсуждают и предлагают свои варианты знакомства.) Можно ли знакомить так, как описывается в стихотворении: Познакомьтесь, это - Ленка, У нее на шее шрам. А вот этот карлик - Генка... Конечно, нет. "Так знакомить - стыд и срам". При знакомстве со своим сверстником вы должны первыми назвать свое имя, затем спросить имя того, с кем хотите познакомиться. После этого нужно сказать: "Очень приятно познакомиться!" Поупражняйтесь, пожалуйста! (Дети "знакомятся" друг с другом, используя нужные речевые формы.) Если с тем, с кем вы хотите познакомиться, знаком ваш друг, то он представляет вас так: "Андрей, хочу познакомить тебя с Сашей" или "Разреши тебе представить Сашу". (Дети разыгрывают эту ситуацию, проговаривая словесные формы.) Если при знакомстве присутствуют взрослые, как поступить в этой ситуации? Надо представить младшего старшему, близкого знакомого - малознакомому. Я знаю одного крокодила, который нашел интересный способ знакомства. Давайте посмотрим. (Показ отрывка из мультфильма "Крокодил Гена ищет друзей" и его обсуждение.) Теперь вы знаете, как правильно знакомиться, и уверена, успешно справитесь с этой ситуацией. "Книга в подарок" Цель. Учить делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к другому человеку. Материал. Азбука, старые потрепанные книги, книги-"раскладушки" для малышей, толстые энциклопедические словари. Парик с бантами. Набор фломастеров, настольная игра в коробке, конфета. Открытка "С днём рождения!", красивая оберточная бумага. Ход занятия Воспитатель. Сегодня я вспомнила, что у мальчика из Простоквашино, известного как Дядя Федор, через неделю день рождения. Давайте поздравим его с праздником. Как можно это сделать? (Ответы детей.) Хорошо, чуть позднее мы решим, как его поздравить. А сейчас вслушайтесь в пары слов: строить - строитель; учить учитель. Дарить... доскажите! (Даритель.) Правильно, только слово это немного непривычно. Когда-то в русском языке это слово употреблялось часто. Оно обозначало человека, который даром, обратите внимание, даром делает другому что-нибудь хорошее. Помните, у Сергея Михалкова: дядя Степа спас тонущего ребенка, или, говоря по-другому, подарил ему жизнь, и в ответ на предложение попросить за это что угодно сказал: Мне не надо ничего, Я задаром спас его. Видите, задаром! Но бывает ведь и так (произносит диалог): - Петь, а Петь, я тебе на день рождения свисток подарю, а ты мне - удочку! - Сказал тоже - свисток! Свисток три рубля стоит, а удочка - двадцать! - Ну ладно. Я еще две марки добавлю. - Да на что мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя - города. Разве здесь о подарках разговор? (Ответы детей.) Конечно, нет. Такой способ "дарить" и таких "дарителей" народ давным-давно осудил в поговорке: "Подарки дарят - отдарки глядят". Думаю, что смысл ее понятен. Кто и когда сделал первый подарок, мы не знаем. Но когда это произошло и даритель увидел на лице другого человека радость, то сделал величайшее открытие: давать и дарить, может быть, даже приятнее, чем получать. Вы любите больше дарить или принимать подарки? (Ответы детей.) Я больше люблю дарить. Так приятно делать людям добро, видеть, как человек радуется. Познакомьтесь с девочкой Леночкой. (Воспитатель отворачивается, надевает парик, показывает сценку "На день рождения".) - Здравствуйте! Меня зовут Леночка. Меня пригласила к себе на день рождения моя лучшая подруга Оля. Мы с мамой купили ей в подарок фломастеры. (Показывает.) Сколько цветов! И что я этой Ольге буду их дарить? Она и рисовать-то не умеет. Я другое дело. Я очень хорошо рисую. Оставлю их лучше себе, а Оле подарю эту игру. (Рассматривает ее.) Какая интересная! Вот кубик... и фишки... и даже картинки. Вот здорово! Ну уж нет! Игру я себе оставлю, а Оле отнесу конфету "Мишка на севере". (Достает из кармана.) Моя самая-самая любимая конфета! И нужно ее Оле отдать? А я? Я без конфеты останусь? Ну уж нет! Лучше я ее (запихивает в рот) сама съем, а к Оле просто так пойду с тортом чай пить! (Снимает парик.) Ну что, понравилась вам эта девочка? (Ответы детей.) Почему? Какая она? (Жадная, злая, вредная, недобрая.) Вы хотели бы с ней дружить? (Нет.) Мне тоже не хотелось бы дружить с этой Леночкой. Помните, когда идешь на день рождения, нужно дарить подарок, который доставит радость имениннику, будет ему интересен. Если вы пойдете на день рождения к Вике, что вы ей подарите? (Ответы детей.) А если вас Илюша пригласит? (Ответы детей.) Молодцы, эти подарки им понравятся. Скоро у нашей Галины Алексеевны (помощник воспитателя) день рождения. Давайте подарим ей мяч, новый футбольный мяч. (Нет, нельзя.) Почему нельзя? Он же новый, красивый! (Взрослой женщине мяч не нужен. Нужно подарить что-то, что понравилось бы Галине Алексеевне, - рисунок, поделку, аппликацию.) Правильно, самое главное при выборе подарка он должен быть интересен, должен приносить радость. Давайте обсудим, что мы подарим Дяде Федору. Имейте в виду, ему исполняется семь лет, он скоро пойдет в школу. (Из предложенных вариантов выбирается книга.) Я приготовила несколько книг. (Дети подходят к стенду.) Внимательно рассмотрите их и выберите ту, которую хотите подарить. Взяв книги, дети рассаживаются за столом. Воспитатель берет книгу у каждого, рассматривает ее, обсуждает с детьми, можно ли ее дарить. Провоцирует детей: "Ну и что, что немного рваная, мы подклеим" и т.д. Дети протестуют: ведь старую книгу дарить нельзя. Отвергаются также книги слишком "детские" и "взрослые" без картинок. Выбирают Азбуку. Воспитатель. Все правильно. Подарим Дяде Федору "Азбуку" - ведь ему скоро в школу, и эта интересная книга ему нужна. Я расскажу, как правильно дарить книги. . Книга должна соответствовать возрасту человека и его интересам. . Книгу нельзя подписывать. . Чтобы узнать, от кого книга, в нее можно вложить подписанную поздравительную открытку. . Книгу можно упаковать в подарочную бумагу. . Когда даришь книгу, да и любой подарок, нужно говорить слова поздравления и пожелания. Не забудьте, получив подарок, поблагодарить, развернуть подарок, если это книга, перелистать, еще раз поблагодарить. И даже если у вас есть такая же книга, сказать: "Спасибо. Мне очень нравится твой подарок!"(Передает одну из книг ребенку и произносит: "Поздравляю тебя, Настя! Будь счастлива!" Ребенок отвечает: "Большое спасибо. Я очень рада, мне очень приятно..." Эти речевые формулы закрепляются с каждым ребенком.) Теперь подпишем открытку, вложим ее в книгу, запакуем красиво наш подарок и отправим в Простоквашино. Дети пишут на открытке свое имя или что-нибудь рисуют: цветок, солнышко, звезду и т.п., вкладывают ее в книгу и с помощью воспитателя заворачивают подарок в красивую бумагу. Художественные произведения, рекомендуемые для использования на занятиях по этикету А. Степанов А. Кондратьев Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, -у людей на языке... Очень просто Жить культурно: Всё прекрасно, Что не дурно. Приветствие - Доброе утро! - птицы запели. - Добрые люди, вставайте с постели, Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идёт по домам. Прощание Нам желают: - Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. С. Маршак В гостях Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести: - В гостях, медведь, Нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу. И старых уважать. И не ловить зубами блох, И не ходить на четырех. Не надо чавкать и жевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Н. Красильников Доброе утро Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро! Солнцу и птицам. -Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. 0. Дриз Добрые слова Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу Кузнецу, врачу, ткачу -"С добрым утром!" - я кричу. "Добрый день!" - кричу я вслед Всем идущим на обед. "Добрый вечер!" - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. В. Юсупов Простите Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся: Взглянул им в глаза, И робко и тихо "Простите", - сказал. И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже... "Простите!" Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! М. Белокурова "Как подружились вилка и нож" Жила-была вилка. Она еще мало прожила на свете, но уже очень гордилась своей красотой и острыми зубками. А жила она в доме у девочки Наташи, которая умела пользоваться столовыми приборами. Вилка с радостью помогала девочке справляться с макаронами, вермишелью, салатом и была очень счастлива тем, что у нее так ловко все получается. Но вот однажды во время обеда Наташе подали на второе салат и жареное мясо. Вилочка растерялась. Она не могла даже своими острыми зубками откусить кусочек мяса. Грустным тонким голоском она сказала: "У меня не получается, я не могу тебе помочь". Но Наташа успокоила вилочку и позвала на помощь нож. Нож явился во всей своей красоте: стройный, блестящий, гордый. Решительно и красиво он помог справиться с куском мяса. С тех пор вилка и нож стали большими друзьями.

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические

игры-тренинги

для

дошкольников

по

этике

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.

«Найдем волшебные слова».

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Ход игры

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» - «Пожалуйста, Наташа».

«Секрет».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

«Рукавички».

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ход игры

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

«Гуляем по парку».

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог - главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

«Поводыри».

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности.

Ход игры

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой - на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

«Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры

Участники игры делятся на пары. Половина детей - «луноходы», вторая половина - работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Ход игры

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо поразному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

«Прощание».

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Ход игры

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений - можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

«Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игратренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем - девочки, во внешнем - мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.


Картотека

для формирования у детей этикета

1. ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ

В ТРАНСПОРТЕ

стихи Ирины Горюновой

Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

Не кричи, что сесть мечтаешь -

Постоишь и не растаешь.

Стой спокойно и держись,

Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо -

Быть воспитанным отрада.

Фантик на пол не бросай,

А упал он - поднимай.

Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

стихи Ирины Горюновой

Аккуратно кушай хлеб -

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!

Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?

Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,

У кого ты пищу ел.

3. ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ

В ДЕТСКОМ САДУ

стихи Ирины Горюновой

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Не дерись и не ругайся,

Грубо ты не выражайся.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

На тарелку ты не плюй,

А как следует прожуй.

Не толкай свою подружку,

Если держит в ручке кружку.

Помоги тем, кто слабее,

Будь умнее и добрее.

Одевайся побыстрей,


Не задерживай детей.

Лезь туда, где это можно,

Только очень осторожно.

Игрушку ты не отнимай,

Возьми другую, поиграй

После сна ты потянись,

Умой лицо и расчешись.

С незнакомым не ходи,

Воспитателя зови.

Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

4. ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ

ЗАЙКА И БЕЛОЧКА

Зайка с белочкой играют

У высокой ели.

В небе звёзды исчезают,

Значит, быть метели.

Зайка варежки снимает,

Быстро белке надевает,

Вот какой мальчишка

Маленький зайчишка.

Не страшны теперь метели -

Белку варежки согрели...

Зайка с белочкой гуляли

Вместе до рассвета,

Их глаза в ночи сияли

Бусинками света.

УПРЯМЫЙ ОСЛИК

По узенькой дорожке

Ползли сороконожки,

За ними шли утята,

Весёлые цыплята.

Встал ослик на пути.

Дай, ослик, нам пройти!

Не верю я ушам, -

Сказал он малышам.

Расставил ослик ножки

На ширину дорожки:

Я даже носорогу

Не уступлю дорогу.

Если ты мужчина-бобр,

Будь к бобрихе очень добр.

Если ты мужчина-тигр,

Предложи побольше игр.

Если ж ты мужчина-ёж,

Для подружки всё найдёшь.

И ещё совет я дам

Всем звериным господам:

Чаще с милой говорите,

И цветы, цветы дарите!

Учат люди, учат звери:

Маме с папой надо верить.

Каждый раз перед едой

Помните совет простой -

Мойте мордочки и лица,

Лапки, руки и копытца.

Это правило для всех -

Носишь ли, не носишь мех.

Среди ёлочек, сосёнок

Заплутал малыш лисёнок.

Тороплюсь ему помочь -

Лес накроет скоро ночь.

К маме с папой в дом родной

Мне известною тропой.

Ведь с лисёнком мы друзья,

А друзей бросать нельзя!

5. ЦВЕТЫ В ПОДАРОК.

Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то не раздумывай и дари именно их.

Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок, ромашек, мимоз...), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.

Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке - цветы нежных тонов: лилии, хризантемы... Папе и дедушке подари красные гвоздики.

Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.

По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5, 7... Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не хрупким и не мелким.

Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.

Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.

Хороший вариант - комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.

Подаренные цветы сразу ставять в воду в той комнате, где принимают гостей.

6. В КИНОТЕАТРЕ.

Конечно, кинотеатр - это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои правила.

Если кто-то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.

Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.


7. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.

Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.

Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.

В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.

В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...

Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.

Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.

Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.

Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.

Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышание с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.

Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.

Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.

Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.

К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.

Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.

В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как "Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.

8. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ .

Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на улицу, в культурное учреждение...), туда, где много людей, необходимо соблюдать определенные правила общения.

Нельзя, например, допускать возникновения следующих ситуаций:

Пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит уступить ему место;

Посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;

Находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;

Ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не заботясь о том, интересно ли им это;

Ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью сумок, возвращается домой.

Поступая, таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и напрасно рассчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает, что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.

9. ВЕЖЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ .

Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.

Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.

Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь, которая к тебе не обращена.

В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайся сразу прекратить разговор, но сделай это без вызова.

Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.

Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что ты с ним говоришь.

10. ВЕЖЛИВЫЙ СОБЕСЕДНИК.

Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь, а поэтому помни, что такие выражения, как "с тобой бесполезно разговаривать", "ну как ты не поймешь?", "я еще таких бестолковых не встречал", " тебе этого не понять", "ты, конечно же, не знаешь" вежливый человек не употребляет.

Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность вступить в разговор.

Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того, как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не интересна или неприятна слушателю.

Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей - прослывешь "сплетником" ("сплетницей").

Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.

Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.

Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и ясно, тебя и так поймут без труда.

11. КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.

Прежде всего, ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше переговорить, а поговорить можно при встрече.

Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие.

Если тебя попросили пригласить к телефону кого-то из домашних, твое любопытство - "кто это?", "а зачем она вам нужна?" - будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым, звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что-либо в случае, когда того, кому звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.

Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь. Но только не забудь это сделать!

Ошиблись номером - ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.

Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав: "Простите, я ошибся", положи трубку.

Начиная разговор, поприветствуй и представься.

Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с тобой поговорить.

Телефонный разговор - это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой звонок для кого-то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.

12. ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ.

На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это сам, не давай себя опередить.

Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя - на другом конце зала, например, - не маши руками и не оглушай всех своими криками. Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого будет достаточно.

Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец-то", "где ты пропадал" приветствиями никак не назовешь.

Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды, приветствуй его всякий раз, но в разной форме - кивком головы, улыбкой, легким взмахом руки, пожеланием приятного аппетита (во время обеденной встречи).

13. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ.

Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по-доброму? А между прочим, волшебники живут не только в сказках!

Каждый человек, который добрый, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуточку волшебник. Честное сказочное!

Разве не волшебство - на пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом?

А вылечить больного человека? Или... Вырастить сад? А придумать и смастерить-собрать грузовик? А испечь сладкий-вкусный торт?

Да-а... На белом свете вокруг нас таких несказочных волшебников не так-то мало!

Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у твоих знакомых волшебников. Ведь ты сам пока что не умеешь творить чудес. Впрочем… Тут, кажется, я ошибаюсь. Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.

Упражнения для добрых волшебников.

Упражнение 1.

Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку надо несколько раз окунуть в воду и отжать. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.

Упражнение 2.

Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника - теперь он будет хорошо заметен всем прохожим. И кто-нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравьиный терем.

Упражнение 3.

Помоги своему младшему брату или сестренке одеться, обуться, погуляй с ним, накорми кашей.

Упражнение 4.

Смастери для птиц и белок кормушки на зиму. И не забудь приносить и насыпать в них корм.

14. ИДЕМ В ГОСТИ.

Если ты гость

Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.

Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует не "ломиться" в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические замечания.

Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.

15. Каким должен быть подарок?

Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики, малышу - калькулятор, папе - погремушку, маме - мужской галстук, а дедушке - куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.

Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не хвастаешься перед всеми своей щедростью.

Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что-нибудь оригинальное - что-нибудь смастери, нарисуй.

Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.

А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что "дареному коню в зубы не смотрят", то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по вкусу.

16. ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ.

Правила игры

1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.

2. Не радуйся, когда другие проигрывают.

3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Как и во что играть с друзьями.

1.Вежливые прятки.

Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: "Десять!", каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:

Здравствуй!

Добрый вечер!

Всего хорошего!

2.Вежливые жмурки.

Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. И он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате.

Тот, кого водящий поймает, становится его помощником. Ему тоже завязывают глаза. Теперь водящих уже двое. Третий, кого они поймают, тоже становится их помощником. И так далее, пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.

3.Игра-соревнование-1.

Расстелите на полу в прихожей или коридоре 2-3 газеты, поставьте 2-3 пары обуви (по числу участвующих в соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку обувной крем нужного цвета. Победитель тот, кто почистит обувь быстрее и лучше других.

4.Игра-соревнование-2.

Приготовьте несколько лоскутков ткани и разноцветных пуговиц. Количество их должно соответствовать числу играющих, при этом можно составить "домашнюю команду" - папа, мама, бабушка, дети. Победитель тот, кто быстрее, прочнее и правильнее других пришьет пуговицу.

5.Игра-соревнование-3

Каждый игрок получает нож и 3 картофелины. Кто же лучше и быстрее чистит картошку? Очищенную картошку не забудьте пожарить и угостить всех - победителей и побежденных.

17. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.

Локти на стол не клади, только кисти рук.

Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.

Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.

На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.

Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.

СОВЕТЫ ЕДОКАМ.

Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.

Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.

Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.

Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.

Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

18. ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.

Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Всегда выполняй эти правила, мой маленький дружок! И сообщи их своим друзьям.

19. ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.

Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота". Не правда ли, мой маленький дружок?

Честным человеком мы называем такого, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих-остальных знакомых и даже незнакомых людей.

У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:

Этот человек сам умеет себя воспитывать.

Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:

Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.

По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.(Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана?)

Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.

Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожими!

С какого возраста можно учить ребёнка этикету за столом
Начинать учить этикету ребёнка можно с любого возраста. В идеале стоит начинать учить ребёнка этикету с рождения, а этикету за столом с момента введения прикорма. Некоторые считают этикет чем-то не принадлежащим к повседневной жизни, однако это не так. Аналогично, как вы обучаете ребёнка элементарным правилам дорожного движения (переходим улицу только на зелёный свет, через дорогу идём только с мамой за руку), так и правила поведения в обществе никогда не рано проговаривать ребёнку.
Однако, стоит заметить, что иные родители слишком увлекаются и требуют от ребёнка слишком многого, не адекватно возрасту. Обучение этикету (и этикету за столом в частности) не должно быть борьбой с ребёнком, постановкой ребёнка в жёсткие рамки. В каждом деле желательно избирать золотую середину и избегать крайностей. А крайность в нашей теме, если родители до 5 лет ребёнка закрывают глаза на баловство за столом, а затем имеют сложную проблему - исправлять свои же ошибки воспитания. Также крайность, как мы говорили, когда обучение этикету превращается в муштру ребёнка. Нужно помнить, что Ваша задача лишь донести до ребёнка все необходимые правила, которые пригодятся ему в жизни. А то, насколько ребёнок захочет этим правилам следовать, зависит от Вашей виртуозности как родителя и как воспитателя.

А я предлагаю вам, мои уважаемые читатели и гости, игру, которая поможет ребенку закрепить знания и представления о том, что, как и чем едят.



Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!


Правила поведения за столом


Аккуратно кушай хлеб -

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

Будешь печь ты пироги -
Нос, смотри, не обожги.

Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Хлебных крошек не кроши,
Таракашек не ищи.

Пей чаек, не проливая.
Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот
И, не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис (не надо ложкой).

Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.
(Ирина Горюнова)

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей. Некоторые из таких игр-тренингов для детей предлагаем вашему вниманию.

Игра-тренинг «Найдем волшебные слова»

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» - «Пожалуйста, Наташа».

Игра-тренинг «Секрет»

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками .

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

Игра-тренинг «Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

Игра-тренинг «Рукавички»

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

Игра-тренинг «Гуляем по парку»

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог - главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

Игра-тренинг «Поводыри»

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности.

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой - на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

Игра-тренинг «Луноход»

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Участники игры делятся на пары. Половина детей - «луноходы», вторая половина - работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

Игра-тренинг «Приветствие гостей»

Цель: , принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

Игра-тренинг «Прощание»

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, .

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений - можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

Игра-тренинг «Приветствия»

Цель: .

Оборудование: магнитофон.

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра-тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем - девочки, во внешнем - мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски