Don"t Starve - увлекательная игра в жанре survival. Чем успешнее вы будете в нее играть, тем больше доступных персонажей, обладающих уникальными навыками и умениями, разблокируете. Первым вашим персонажем будет Уилсон (Wilson), джентльмен-ученый, запертый демоном Максвеллом в этом диком мире. Суть игры - выжить, найдя еду и защитив себя от враждебных обитателей окружающего мира, а потом еще и вернуться домой.
Часть 1
Как пережить первый деньСобирайте Twigs (ветки) и Cut Grass (траву). Да, игра на русский не переведена, поэтому привыкайте. Итак, в начале игры вам надо набрать достаточно Twigs, чтобы получить возможность рубить деревья. Впрочем, ветки можно взять и с земли. А еще - обдирайте всю траву, чтобы получить как можно больше Cut Grass.
Соберите Flint, Rock и Wood. Бродя по миру, вы найдете кремень и камни - Flint и Stones соответственно, лежащими на земле тут и там. Позже вы сможете добывать их из булыжников, но это позже, когда у вас будет кирка.
Собирайте еду. Пища - очень важный аспект игры, ведь, как понятно из названия, вы не должны голодать. К счастью, вокруг полно еды, которую нужно просто подобрать: Berries (ягоды), Carrots (морковь), Rabbits (кролики) и Frogs (лягушки).
Постройте Campfire (бивачный костер). Это - основа основ в деле выживания. Костер - это свет, это тепло, это очаг для приготовления пищи! Стройте костер, когда начнет темнеть, с наступлением темноты держитесь в кругу света, ибо ночь темна и полна ужасов.
Собирайте Gold (золото). Утром продолжите сбор еды и припасов. Разламывайте киркой булыжники в поисках золота, заходите на кладбища - их, кстати, сложно пропустить - там туман и жутковатая атмосфера.
Сшейте Backpack (рюкзак). Рюкзак делает ваш инвентарь больше на целых 8 слотов. Для тех, кто еще не определился с местом постройки базы, рюкзак просто необходим.
Часть 2
Постройка базыНайдите Wormhole (червоточину). Wormholes - живые туннели, соединяющие две точки мира. Они похожи на торчащие из земли рты, открывающиеся при приближении к ним. Прыгнув в червоточину, вы сразу же окажетесь на другой стороне туннеля.
Постройте Fire Pit (кострище). Кострище - безопасный источник света и тепла для вашей базы, рядом с ним ничего не загорится.
Сделайте Spear (копье). Оно наносит 34 единиц урона, может использоваться 150 раз, это эффективное и простое оружие на ранних этапах игры. Охотьтесь с копьем на пауков, чтобы добыть Silk (шелк), ресурс для крафта.
Сделайте Log Suit (деревянную броню). Оружие-то у вас есть, теперь вам нужна броня, чтобы выжить в схватке. Деревянная броня - простейшая, она делается из 8 Logs и 2 Ropes с помощью Science Machine.
Сделайте Chest (сундук). Вы уже столько с собой носите - было бы неприятно случайно лишиться всего этого, не так ли? Сами понимаете, если вы умрете, то все, что было на вас и у вас, окажется на земле. Решить эту проблему можно стоящим на базе сундуком.
Постройте Tent (тент). Если не спать ночами, ожидая рассвета, то здравомыслие будет снижаться. Тут-то на помощь и приходит тент! Использование тента восстанавливает единиц 50 здравомыслия и 60 единиц здоровья. Правда, не бесплатно - вы потратите 75 единиц голода. Еще при использовании тент максимально согревает персонажа. Лимит прочности тента - шесть использований.
Часть 3
Создание новых изобретенийСделайте Crock Pot (медленноварку), чтобы готовить более качественные блюда. Чем дольше вы играете, тем сложнее выжить, так как Cooked Morsel (жареное мясо), Frog Legs (лягушачьи лапки) и Berries вам уже хватить не будет. Собранные продукты, к тому же, еще и быстро портятся, да и здоровье почти не восстанавливают. Чтобы решить эту проблему, вам нужен Crock Pot.
Стройте, исследуйте и собирайте. Основы мы вам объяснили, теперь вы сможете продержаться в игре уже дольше. Не забудьте возвести стены вокруг вашей базы, сделайте запас еды в холодильнике. Открывайте и исследуйте новые земли, собирайте новые предметы, создавайте новую броню и оружие. И да, переход на новый уровень означает потерю всего, что останется на предыдущем уровне!
Здесь мы рассмотрим начальное поведение для новичка в игре Don’t Starve. Гайд сделан для основной игры. В DLC же есть некоторые изменения, которые так или иначе повлияют на ваши действия. Однако, прочитав данное руководство вы легко сможете адаптироваться под разные DLC.
Изначально нужно собрать легкодоступные ресурсы, которые находятся поблизости.
Брёвна, шишки, срезанная трава, ветки, камни, кремень — примерно по 20 шт. Из еды: морковь, ягоды по 10 шт.
Также собираем цветы. При сборе 12шт можно скрафтить — венок, который будет немного восстанавливать .
Первые крафты:
Нужно найти подходящее место. Проще всего попытаться разместится возле поселение свинов . Более опытные пытаются разместится возле стратегически важных ресурсов.
Желательно найти место до первой ночи. Чтобы разместить кострище и потихоньку обустраивать базу. Ночью можно крафтить следующие предметы:
Начиная с 3 дня во время рубки деревьев есть шанс появления босса . Также могут прибегать гончие. В таком случае нужно отводить их к свинам или бифало.
Главный совет — всегда нужно следить за параметрами здоровья, рассудка и голода. Исследуя территорию нужно собирать полезные материалы. За это время вы встретите .
Не нужно пытаться кого-либо убить без нормальной брони и оружия. С помощью лопаты выкапываем разные вкусняшки, чтобы посадить возле своей базы. Важно: после пересадки они будут требовать удобрения. Если возле базы и так находятся разные кусты, не трогайте их, а просто собирайте урожай.
За последующие дни нужно сделать:
На каждом биоме обитают свои .
Эта тема имеет место быть. Поможет запастись ресурсами еды. Для начало нужно выбрать место для садоводства. Лучше всего строить грядки возле биффало. Т.к. можно быстро получать навоз и сразу же удобрять им грядки.
Каждая грядка имеет ресурс использования. После 20-30 посадок для нормального роста растения нужно больше кидать навоза в грядку. Проще построить новую грядку на том же месте.
На грядках можно выращивать: кукуруза, морковь, тыква, гранат, дуриан, баклажаны, питайя. Семена растут днем и при комфортных условиях температуры (не ниже 5 градусов).
Отличным решением будет скрафтить золотую клетку для птиц. Когда мы кормим птицу сырой едой, птица дает семена этого фрукта. Также если ей дать подпорченную еду или семечко, она даст свежее семечко.
Крафт казана — некий читерский секрет. Именно в казане продукты могут хранится бесконечно.
Еще 1 отличное решение — пересадить кусты, ветки и траву поближе к вашей базе. Однако, без громоотвода они будут легко уязвимы к молниям.
Здесь рассмотрим охоту на слабых животных и монстров для фарма мяса и ресурсов. Для начала нужно скрафтить сушилки для сушки мяса. Сушенное мясо отлично хранится на длительное время.
Иногда полезно наведоваться в биом болота. Много полезного остается после битв с щупальце.
Как только вы освоились в игре (это 17 — 20 дни), нужно думать о зиме. Чтобы выжить зимой, нужно:
Также для более сейфового выживания можно построить ограждения из камня вокруг своей базы. Также построить .
Зиму пропустить сложно: поверхность покрывается снегом, перестают расти семена на грядках, холодно.
Зимой в основном будем охотится и сидеть у костра. Нужно следить за показателями персонажа и всегда иметь под рукой материалы для розжига костра.
В конце зимы есть шанс прихода босса Олень-циклоп. Как только услышите рёв, шаги которые сотрясают экран нужно готовится. Как только рёв закончится бегите от своей базы, так как он ее разрушит.
Тактика для убийства босса:
По окончанию зимы цикл повторяется.
Основные советы по выживанию в Don"t Starve Together
Don"t Starve Together - знакомая многим, компьютерная игра в жанре action-adventure . Все ресурсы монстры и прочее генерируется случайно, при создании нового игрового мира. Мы поведаем основные советы по выживанию, сбору ресурсов, обустройству лагеря и охоте.
Для того, чтобы игра не закончилась в первую ночь мы подготовили ряд советов, которые помогут выжить в режиме выживания:
Примечание : при раскапывании могил можно найти не только артефакты, но и головную боль с призраками. Также раскопка одной могилы уменьшает показатель рассудка на 10 единиц.
Хрюшки в работе
Для разбития лагеря лучше всего выбрать место примерно в центре карты. Не располагайте его у прудов, болот, пауков, рядом с ульями пчёл или прочими агрессивными существами и пустой местностью. Предпочтительно разбить лагерь у поселения свиней. Они конечно не самые интересные соседи, но их можно использовать в своих целях.
Подобрав место первым делом нужно построить большой костер с камнями (чтобы огонь не перекинулся на другие воспламеняющиеся предметы) и научную машину . Находясь рядом с ней изучите все доступные разделы в инвентаре выживания. Теперь научная машина будет стоять на этом месте. Если вам не хватает каких-либо ресурсов собирайте их и возвращайтесь к машине для изучения.
В лагере необходимо наличие казана (котла), для приготовления пищи. Найдите несколько отдельно стоящих деревьев и подожгите их (выбирайте именно несколько деревьев, т.к. если вы подожгли лес - он выгорит в считанные минуты). Дождитесь пока деревья сгорят и соберите уголь .
Можно попробовать пересадить кусты с ягодами ближе к лагерю. Для этого вам понадобятся готовые грядки и навоз (можно заменить гнилью ). Без удобрения куст просто не приживется. Также куст имеет свойство засыхать, поэтому придется время от времени повторять удобрение.
Если у вас хватит нервов, можно огородить свой лагерь каменными блоками . Для изготовления одной единицы каменного блока понадобятся три единицы камней.
Огороженный лагерь
Способов охотиться в Don"t Starve Together не особо много, рассмотрим основные:
Когда я играл в первый раз, могу с уверенностью сказать, что эта прекрасная игра напоминала мне жестокое выживание, и просто продержаться несколько дней было по-настоящему сложно. Поиски еды и света, падающий рассудок, руки ночи, огромный непонятный мир с кучей врагов, которые убивают тебя с одного удара, нападения гончих, холод и поиски еды зимой, циклоп-Олень разрушающий первую базу под твой недоуменный взгляд, бешеная движуха пауков и пчел весной с падающими на голову лягушками, и нереальный ад летом, когда все вокруг, включая твоего персонажа, буквально сгорает от жары. Прожив очередной день, мы радовались ему как дети и перечитывали Вики, встречаясь с новой опасностью…
Когда наивно построил первую базу...
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что прожить в Don"t starve together пару сотен дней - очень легкая задача! А главный лайфхак Тугезки старее мира: готовь сани Летом, а эндотермическое кострище весной.
Это будет гайд по временам года. Я расскажу, чем опасны сезоны в DST, и как встретить эту опасность так, чтобы не пришлось начинать игру заново.
Опасности осени:
Их нет. Осень - это лучшее время года,
Задачи на осень:
Разведать карту, найти бифало, выбрать место для базы,
Начать строить базу,
Подготовиться к зиме: сделать хоть одну теплую вещь и термальный камень.
Мы начинаем игру осенью, и это - самое благоприятное время в Тугезке. Ягоды и морковка растут на каждом шагу - можно просто есть по дороге. Дни большие, чтобы пережить ночь хватает всего одного факела. Температура комфортная, врагов минимум. Возникает ощущение, что ты не занимаешься выживанием, а отдыхаешь на курорте.
Итак, задачи на осень:
1. Разведать как можно больше карты. Найти бифало.
Разведывать карту нужно для того, чтобы понять, где будет располагаться база. Советы по расположению и строительству базы я давал в этой статье .
Повторюсь, что главная задача - найти бифало. Коровки не только снабжают нас драгоценным навозом, но и дают идеальную защиту от гончих. Нам не придется по три дня бегать от собак, по пути размышляя, где бы их потерять, чтоб потом найти в самый неподходящий момент… Просто, услышав рык, мы бежим к бифалам и ждем, пока они расправятся с гончими. А с помощью навоза мы сможем производить на базе еду.
Кроме этого мы должны понять, где вообще находится центр карты, и как добраться до ключевых мест, которые пригодятся нам в будущем: лес с пауками, болото, пустыня, деревня свиней…
Разведывать карту удобно именно осенью: нам не нужно сидеть ночами на базе и, даже, просто разводить костры. Делаем несколько факелов и продолжаем бегать. Чем больше мы будем знать о карте к зиме - тем лучше.
2. Построить минимальную базу.
Базу можно будет достраивать в любое время года, но осень - идеальна, чтобы начать. Зимой без базы будет сложнее. Программа минимум: ставим кострище и алхимическую машину, несколько казанов и холодильник (если нашли шестеренку), и на всякий случай пару сундуков, чтобы было, куда складывать драгоценные ресурсы. Если в команде несколько игроков, которые знают, что делать, то за осень можно отстроить Тадж Махал. Библиотекарь, например, может с самого первого дня скрафтить себе рюкзак и лопату и откапывать по дороге кусты, чтобы посадить на базе, Максвелл за первые 3 дня может добыть больше 300 бревен, пока Энты находятся в спячке. И так далее… Главное - не спешить и спокойно определить идеальное место: строительство базы занимает не так много времени.
3. Подготовиться к зиме.
Здесь уже проще. У каждого игрока к зиме должен быть термальный камень и какая-нибудь теплая вещица, чтобы не замерзать слишком быстро. Самое простое (читай эффективное) - сделать шапку из шерсти бифало и паутины. Разумеется, бифало для этого нужно сначала найти. Толстовка из коалослона - тоже прекрасная вещь, но, если вы играете без модов, она не даст носить рюкзак и будет очень неудобно путешествовать по миру. Шапка же даст нам тепло, а рюкзак на броню мы будем менять в зависимости от сложившейся ситуации.
Опасности зимы:
Холодно, нужно все время согреваться, чтобы выжить,
Не растут кусты и огороды,
Очень длинные ночи,
На 30 день приходит Циклоп-Олень и ломает базу,
Появляются пинчайки, резко выпрыгивают, и можно разлить чай на клавиатуру.
Задачи на зиму:
Греться, выживать, кушать тефтели,
Сделать зонтик для весны,
Можно убить Клауса и поохотиться на моржей.
Зима начинается приблизительно с 20 дня. Температура медленно опускается, наш персонаж начинает замерзать, если не стоит возле костра, листья на деревьях облетают, ягоды и огороды больше не растут, выпрыгивают пинчайки. А на 30 день приходит Циклоп-Олень.
Теперь подробно об опасностях и о том, как выжить зимой.
Холод - не самое страшное, что может случиться с нашим персонажем. Разумеется, если мы к нему готовы. Как я уже писал выше, термальный камень нагревается от костра, и какое-то время мы можем согреваться его теплом. Чем больше на нас надето теплых вещей - тем дольше будет работать камень. Если камень остынет - он поломается на несколько процентов, и мы начнем замерзать. Камень нужен обязательно, потому, что теплые вещи в Тугезке не согревают, а способны лишь отсрочить замерзание.
В целом же, вооружившись камнем и шапкой, мы сможем пройти достаточное количество времени для выполнения любой задачи. Если ходить приходится далеко и часто - на основных маршрутах лучше построить несколько кострищ, и по мере замерзания просто подкидывать дровишек.
Проблема с едой кажется катастрофической, но, если уметь играть, тоже решается легко. Важно только, чтобы на базе был казан: собирать морковку по дороге уже не получится. Но и каких-либо извращений делать не придется: мяса монстра полно в гончих и пауках, а ягоды и овощи в готовке часто заменяет лед. Например, кидаем в казан мясо монстра и три льда - и получаем тефтели. Подробнее о готовке тоже читайте в другой статье .
Поэтому самое распространенное времяпрепровождение зимой - рубить дрова и колоть лед киркой.
Зимние развлечения
Кстати зима в Тугезке дает не только проблемы, но и интересные возможности.
Во-первых, зимой появляются моржи из своих хижин. Дом моржа охраняют синие гончие, а сам он стреляет дротиками из трубки, поэтому в одиночку к нему трудно подобраться. Но если вдвоем быстро убить гончих, и погнаться за моржом, боец из него будет так себе - он просто начнет убегать, пока не встретит свою смерть. Из моржа часто выпадают редкие ресурсы: шапочка «тэм-о-шентер», которая греет и поднимает рассудок, и бивень, из которого делается трость. После убийства моржа, он снова появится в хижине через 4 дня. А если найти 3-4 хижины, то фарм моржей принесет огромную пользу.
Во-вторых, зимой появляется мешок с добром, открыть который можно рогом, выпадающим из оленей. Если попытаетесь открыть - вам придется убить Клауса , что весьма непросто, но награда будет того стоить. Добра в мешке действительно хватает.
Так что зиму в Тугезке можно не только бояться, но и ждать с нетерпением, потому, что опасностей, как таковых, зимой гораздо меньше, чем возможностей. Самое неприятное, что вообще есть зимой - это долгие ночи, из-за которых постоянно падает рассудок. Но это тоже не большая проблема - несколько ночей в спальнике и можно снова продолжать выживать.
Опасности весны:
Частые дожди, предметы намокают и рассудок падает,
Все пчелы красные, пауков намного больше, появляются глазоцветы,
У бифал сезон размножения - они агрессивны,
Появляются Гуси-Лоси,
Пару раз за весну случается лягушачий дождь: с неба падает нереально много лягушек и уничтожает все на своем пути. Гусей-Лосей тоже...
Задачи на весну:
Не умирать, не забывать про зонтик,
Когда пойдет лягушачий дождь, сбежать в подземелье или просто бегать как ошалелый,
Подготовиться к лету: сделать себе термальный камень, зонтик и летние вещи,
По возможности поставить на базе эндотермическое кострище и снежкометательную машину (штук 5).
После зимы начинается мое любимое время в Тугезке - самое веселое и самое опасное. Ничего, казалось бы, страшного весной не происходит, однако, если вы играете в первый раз, выжить будет сложнее, чем зимой.
Во-первых, начинаются постоянные дожди. Первое, что нужно сделать - зонтик каждому игроку, а если убит Циклоп-Олень - глазозонтик. Если мы оказались в дождь без зонта, у нас начинает заполняться шкала влажности и мокнут предметы в инвентаре. При достижении определенной влажности мы просто неожиданно замерзнем, а мокрые предметы не только хуже горят и быстрее портятся, но и катастрофическими темпами опускают рассудок.
Во-вторых, все вокруг становится враждебным. Количество пауков увеличивается, периодически появляются королевы пауков, все пчелы становятся красными и злыми, у бифал начинается сезон размножения и они бьют каждого, кто подойдет, иногда появляются приманкоцветы и расползаются так быстро, что не успеваешь уследить. Весной игра превращается в такое месиво, что остается только ходить тише воды и собирать оторванные лапки. Самыми умными в Тугезке оказываются кролики, поэтому весной они прячутся по норкам и не выходят.
В-третьих, просыпаются Гуси-Лоси. Ничего особенно опасного в их нет, их даже можно использовать для защиты от гончих, лягушек, или другой дряни. Они лишь еще больше дополняют весеннюю атмосферу.
И в четвертых - весной иногда случается лягушачий дождь. Это когда во время обычного дождя с неба начинают падать лягушки. Напоминаю, что лягушки в Донт став агрессивны ко всему живому, да еще выбивают предметы из рук, а когда их вокруг тебя десятки, становится по-настоящему весело. Ты просто бегаешь и маневрируешь, как сумасшедший, пытаясь найти какого-нибудь Босса, который, хоть на время, примет на себя удар, вокруг валяются разбросанные предметы других игроков, вперемешку с их трупами и тонны лягушачьих лапок. На базу пути нет - там тоже самое, а все, к кому ты бежишь за помощью, оказываются немного прибиты.
Есть только два эффективных способа пережить лягушачий дождь:
В остальном же в действиях игрока весной нет ничего сложного. Сделать себе зонтик и не забывать его во время дождя, ходить аккуратно и внимательно, не лезть в неприятности, которые тебе не по силам…
А еще нужно сделать эндотермическое кострище и снежкометательную машину! Желательно в нескольких экземплярах. Это важный элемент подготовки к лету.
Машина делается из льда, который нужно предварительно наколоть в огромных количествах и шестеренок. Она будет защищать выбранный вами участок базы от пожаров летом. Заправляется она дровами. Если вы можете окружить свою базу такими машинами и защитить все постройки - проведете лето с удовольствием.
Эндотермический костер - это костер, который охлаждает. Для него нам понадобится много селитры. Лучше сделать несколько таких кострищ на местах основных маршрутов, иначе летом будет жарко.
Опасности лета:
Очень жарко, можно случайно сгореть,
Мир вокруг вас постоянно самовоспламеняется, может сгореть база,
Шалит муравьиный лев.
Задачи на лето:
Уйти в подземелье,
Если не ушли в подземелье, то сидеть на базе и дожидаться осени, иногда тушить базу.
А вот здесь уже начинается жесть! Во-первых, летом жарко. Жара в Тугезке - в принципе, то же самое, что и холод. Когда температура выше нормы, экран краснеет, и, через какое-то время, наш персонаж начинает получать урон и быстро умирает. Правда, жара опасней холода, потому что когда холодно, ты можешь просто развести костер. Здесь же, понадобится костер эндотермический, для которого нужны запасы селитры.
Как можно охлаждаться в Don"t starve летом:
Эндотермическое кострище, и термальный камень, который сохраняет холод так же хорошо, как и тепло. Просто делаем себе камень и подходим к эндотермическому костру. Камень, охлаждаясь, становится синим, и какое-то время мы можем не бояться перегрева.
Специальная летняя одежда: летний свежежилет, соломенная шляпа и зонтик. В принципе, если вооружиться всеми тремя вещами, можно ходить довольно долго даже без костра и камня. Только в драку лучше не ввязываться - без брони любой монстр случайно убьет нас с двух ударов.
Стоять возле большого дерева. Если сейчас середина лета и температура велика, это, конечно, не сработает, но если лето только начинается, или мы комбинируем охлаждение под деревом с другими способами, то вполне сможем выжить.
На практике, для того, чтобы выжить летом, рекомендую сделать себе свежежилет и термальный камень, а на голове носить шлем. Если жарко - брать в руки зонтик, если обижают - копье. Так мы сохраним хрупкий баланс между комфортом и безопасностью. Если нам все равно жарко - бежим с зонтиком под дерево. Если и это не помогло - держим при себе селитру, чтобы сделать охлаждающий костер. Если инвентарь забит непонятно чем, и на селитру места не хватило… В общем, другие игроки наверняка воскресят нас…
Вторая проблема лета - все вокруг горит. Объясню подробней: все в радиусе экрана от игрока имеет шанс загореться со всеми вытекающими. Тушить свою базу можно руками, получая небольшой урон, льдом… или заранее построить снежкометательные машины и защитить ими самые важные объекты, например, огород с кустами и травой. Если ресурсов на машины нет - гораздо безопаснее просто уйти с базы на пару экранов и построить там дополнительно небольшую временную базу, которую не жалко потерять. Кстати, гончие летом тоже будут огненными.
Третья проблема - муравьиный лев, про которого все обычно забывают. А он периодически создает землетрясения, ломающие постройки. Как только наш персонаж чувствует неладное - просто отходим подальше и уворачиваемся от кругов под ногами.
В общем-то, всех этих минусов лета можно избежать, если у вас включены пещеры. Просто уходим под землю, где с температурой все в порядке, и ничего не горит. И пытаемся выжить там 20 дней, пока лето не кончится. Можно даже построить вторую базу под землей. Проблема только одна - жизнь под землей вызывает ряд других проблем, характерных для подземелья, но это уже другая история...
Однажды вечером мне в почтовый ящик упало письмо от друга, оказавшееся приглашением на бета-тест игры Don’t Starve . К моему удивлению, ярлык на игру появился в браузере Google Chrome. Скриншоты не произвели никакого впечатления, да и отсутствие многопользовательского режима навевало грусть. Но буквально через минуту после запуска я понял – если проект не забросят на полдороги, то из Don’t Starve выйдет нечто очень интересное.
Жанр
survival horror
Платформы
Windows
Разработчик
Klei Entertainment
Издатель
Klei Entertainment
Сайт
www.dontstarvegame.com
Стилизованная графика; большое количество рецептов; богатый мир; постоянные обновления
Часть игроков посчитают Don’t Starve слишком сложной
Еще одна отличная игра от Klei Entertainment
Увы, статичные изображения не способны передать атмосферу Don’t Starve . Здесь важна анимация, звуки и общее настроение, возникающее благодаря талантливым рукам разработчиков. Любители «графона» могут на этом месте прекращать чтение – Don’t Starve не для них. Здесь потрясающая рисованная анимация, кукольные движения монстров и отличное звуковое сопровождение. Не припоминаю, где еще в качестве голосов персонажей использовались звуки музыкальных инструментов. Игра сложная и непонятная вначале, притягивает внимание и желание разобраться в том, что же происходит в таинственном мире, куда злой гений Максвелл отправил героя – джентльмена и ученого Уилсона. Впрочем, Уилсон – только начало.
Определить эпоху или провести какие-то аналогии с временными отрезками человеческой цивилизации в Don’t Starve вряд ли можно, здесь потрясающая смесь стимпанка, «старой доброй Англии» и века, пожалуй, девятнадцатого. С самого начала героя бросают в неизвестной местности, а ужасный и коварный Максвелл испаряется при первых движениях Уилсона. Мы оказываемся в незнакомом мире, где, исходя из названия («не умереть от голода»), нам предстоит выживать.
Окружающий мир может показаться миролюбивым и приятным для жизни, но на самом деле все обстоит намного серьезнее. Как инструменты, так и пропитание придется добывать самостоятельно, причем делать это постоянно, чтобы в определенный момент не упасть от истощения. В Don’t Starve время играет огромную роль – часы, сутки, дни. В первый же день основной задачей является добыча ресурсов на костер, ведь ночь в игре – смертельно опасное время суток, где оставаться в темноте нельзя. Невидимые монстры так и норовят сожрать Уилсона, ненароком оставшегося в сумраке дольше пары секунд.
Когда первый шок пройдет, нужно позаботиться о еде. Поначалу в пищу пойдут ягоды и прочие малокалорийные продукты, но после станет понятно, что таким образом далеко не уехать, и стоит развиваться дальше. Получив в свое распоряжение топор, кирку и лопату, Уилсон сможет строить исследовательские машины, с помощью которых изобретать различные приборы и инструменты, облегчающие жизнь в суровом мире. Искать ресурсы стоит с особой осторожностью – здешние места кишат различными созданиями, намерения которых не всегда прозрачны.
Доброе сумасшествие и сюрреализм происходящего вряд ли помогут в интуитивном изучении мира. Здесь лишь часть вещей подчиняется здоровой логике, остальное нормального человека заставит улыбнуться. Через какое-то время герой встретит в лесу странные домики, в которых живут… свиньи – вполне разумные существа, ходящие на двух лапах, потребляющие мясо и готовые за него служить Уилсону верой и правдой. Или, например, обитающие у прудов жабы, способные выбивать своим липким языком у героя оружие и вещи. Когда общий подход станет более понятен, игроку будет проще принять такие странности, как бегающий с высунутым языком сундук или олень-циклоп.
Нет сомнения, что в первые несколько раз жизнь Уилсона прервется очень быстро. Это будет заставшая врасплох темнота, зашедшие на огонек бешеные собаки, случайная прогулка по болоту с тентаклями, банальный голод или зима. Есть и более изощренный способ покончить с жизнью – сумасшествие. Только здесь монстры, которые начинают мерещиться вокруг, отнюдь не плод воображения, а вполне реальная опасность.
Из-за этого герою стоит следить за уровнем «адекватности», а этот параметр становится не менее важным, чем здоровье или сытость. Собираем веночки из цветков, проводим время в компании свиней, не гуляем в темное время суток, не злоупотребляем мясными блюдами, приготовленными из монстров – и все будет хорошо. Как только Sanity начнет падать – готовьтесь к тому, что мир вокруг преобразится. Кролики и птички станут непонятными черными созданиями, взгляд помутнеет, а по ночам из-за границы света от костра к вам начнут тянуться конечности страшных сумрачных существ. И если поначалу они будут просто пугать, то с дальнейшим упадком умственных способностей их поведение станет вполне агрессивным.
Обустройство жилища в Don’t Starve сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, здесь пока что нет безопасных строений, как в Minecraft, где можно скрыться в каменном доме за железной дверью. Домов в игре нет, и мне кажется, что они и не появятся. В Don’t Starve герой всегда чувствует себя незащищенным, хотя может облачиться в броню и вооружиться мечом или пикой. Здесь главный момент – борьба за выживание, а не попытки избежать лишений. Вы можете поставить холодильник и котел, которые помогут делать более питательные блюда и хранить пищу длительное время, но спрятаться за каменной стеной – нет, извольте выживать. Причем стены в игре есть, но нет пока что дверей, поэтому перегородки могут ограничить фронт атаки враждебных существ, но не защитят полностью.
Со временем «песочница» становится сложнее, с определенной периодичностью стоит ждать гостей. При этом каждый раз гостей будет больше или же они будут сильнее прежних. Вызвать нежелательные эффекты можно даже чрезмерным потреблением мяса. Здесь почти все имеет значение. И чем дольше герой исследует мир и застраивает свое жилище, тем тяжелее будет расставаться со всем нажитым в случае гибели. Ведь в Don’t Starve нет сохранений в привычном виде – игра запоминает состояние каждое утро, поэтому можно продолжить позже, но смерть в большинстве случаев перманентна. За исключением различных магических приспособлений, которые могут разок воскресить игрока.
Я не зря упомянул термин «песочница». В Don’t Starve есть и альтернативный режим, который органично вплетен в игру. Он не вызывается отдельным пунктом меню, нет. Когда вы построите все нужные механизмы, обзаведетесь собственной фермой для выращивания овощей и начнете скучать – займитесь сборкой деталей от портала, ведущего в Adventure mode. Всего лишь один прыжок изменит все. С этого момента наступает финишная прямая, эстафета к жилищу Максвелла, который приложит все усилия для того, чтобы путь к нему оказался не таким простым. Режим «приключения» подразумевает шесть уровней, для перехода между которыми следует снова собирать детали. При этом Максвелл каждый раз генерирует уровень, в котором игрока ждут особые условия. Например, дожди из жаб или постоянная зима, отсутствие ресурсов и блокирование территорий камнями. Есть и вариант, когда Максвелл попытается задобрить игрока и остановить в своеобразном «раю» – там нет зимы, много вкусного и вообще, сдался вам этот злодей!
Don’t Starve – одна из тех игр, в которые влюбляешься с первого взгляда. Есть какая-то магия, притягивающая к проектам, над которыми работали с душой. Так не привлекают ежегодные потуги «потому что надо» или вымученные игры с заезженными сюжетами и псевдофилософией – здесь чувствуется связь, возникающая между создателями и игроками. Каждый пиксель, каждая нота озвучки – свидетельство того, что в Don’t Starve вкладывают талант.
Начинавшаяся как браузерная, игра постепенно приобрела известность и аудиторию, которая помогла ей пробраться сквозь дебри Steam Greenlight. Разработчик – известная на данный момент своими платформерами Klei Entertainment, выпустившая в свет такие замечательные игры как Eets и Mark of the Ninja. Каждые две недели создатели добавляли в проект новый контент, предваряя его оригинальными рисованными плакатами, на которых изображались герои, ситуации и предметы. Следующий патч не за горами, Don’t Starve ждет вас.