Одна из самых древних настольных игр - это шахматы. Она развивает интеллект, учит думать, анализировать, просчитывать свои действия на несколько ходов вперед.
У этой игры масса поклонников. Поэтому неудивительно, что часто родители интересуются, как научить ребёнка играть в шахматы.
Считается, что с этой настольной забавой лучше начать знакомство ребёнка ещё в дошкольном возрасте. В особенности, если у вас есть мечта, вырастить мирового гроссмейстера.
А. Карпов стал играть в шахматы в 4 года, Г. Каспаров - в 5 лет, Б. Спасский - в 6 лет, М. Таль - в 7.
Впрочем, не обязательно вашему ребёнку становится мировым шахматным лидером. Решив вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы с нуля, вы сможете вырастить разносторонне развитую личность.
В шахматы любили играть М. Лермонтов, А. Пушкин, И. Тургенев, Л. Толстой.
Ещё одна причина, по которой заниматься вопросом, как научить ребенка шахматам, стоит перед школой, заключается в том, что игра положительно влияет на подготовку к ней.
Обучению можно посвящать несколько дней в неделю, всё зависит от того, насколько малыш заинтересован в процессе. Как правило, такие проблемы, как научить ребёнка шахматам и с чего начать, волнуют тех, кто умеет играть, настолько давно, что уже сам не помнит, каким образом учился. Начините со знакомства с доской и фигурами, правилами, целью игры, понятиями «мат» и шах».
Если вам трудно объяснить ребёнку некоторые нюансы игры доступно, воспользуйтесь учебником. Такой литературы сегодня в избытке на полках книжных магазинов.
Когда будете играть с малышом, не поддавайтесь ему. Иначе он просто не научится. Малыш должен чувствовать, что вы всерьёз сражаетесь на поле, хотя и фору иногда давать можно.
Весь процесс обучения должен проходить в игровой форме. Только в этом случае ребёнок втянется в игру и ему действительно будет интересно. Не принуждайте его, если нет желания или настроения подходить к шахматам, не стоит настаивать.
Любому родителю, который хоть немного "в теме", совершенно ясно, что сегодня мало дать детям минимальную базу мертвых энциклопедических знаний для того, чтобы обеспечить им "путевку в жизнь", и для достижения успехов как в академическом, так и профессиональном планах, необходимо не просто вколачивать в бедные головушки наших деток знания, а развивать в них способности эти знания получать, анализировать, обобщать, синтезировать и т.д. А для этого не в последнюю очередь нужны хорошо развитые: память, внимание и умение концентрироваться, логика и абстрактное мышление.
Достаточно беглого взгляда на школьную программу, чтобы убедиться, что развитие этих навыков не является приоритетным (мягко выражаясь).
Где и как можно все это развивать? Способы есть. Но вряд ли найдется другой такой, который был бы одновременно настолько эффективным, развивал бы всю совокупность перечисленных способностей и при этом был бы настолько увлекательным, как шахматы.
Шахматы — это удивительная игра, развивающая такой широкий спектр способностей у ребенка, что постараться приобщить к ней своего ребенка необходимо каждому родителю. Тем более, что сегодня для этого существует масса возможностей: секции, книги, программы, и онлайн клубы.
Но как заинтересовать ребенка такой непростой и взрослой игрой? Как сделать так, чтобы приведя в секцию шахмат своего ребенка, не услышать: "мамочка, я не хочу, я ничего не понимаю, это ужасно скуууучно"?
Надо его просто подготовить. Развить интерес к шахматам дома, в безопасной обстановке, дать минимальную, но прочную базу и поднять уверенность ребенка в своих силах. Когда для ребенка шахматы станут привычными, когда он будет с упоением двигать фигурки, точно зная как и куда они ходят — его уже с уверенностью можно вести в группу — фундамент уже будет к тому моменту прочным и надежным.
Как именно познакомить ребенка с шахматами?
Кстати, заинтересовать шахматами совсем маленького кроху можно старым добрым Pixar"овским мультиком "Gerry"s game" (Игра Гарри).
Этот оскароносный мультик вряд ли оставит равнодушным Вашего кроху, и он наверняка начнет интересоваться фигурами и доской — а тут уже Ваш выход, дорогие родители — подхватите этот интерес и развивайте!
Помните, не стоит сразу "грузить" ребенка правилами игры. Покажите ребенку фигуры. Кстати, прикупите для этой цели недорогой набор шахмат, который Вам не жалко будет отдать на растерзание, не отдавайте маленьким детям дедушкины коллекционные, они навряд ли выживут.
Позвольте ребенку играть с шахматами, как ему захочется. Расскажите про названия фигур, расскажите про историю шахмат. Побольше занимательных историй, поменьше нотаций!
Поиграйте с ребенком в такую игру: поставьте на доску одну фигуру. Попросите ребенка запомнить где она стоит. Лучше всего ставить сначала в угол, так, чтобы было очень просто запомнить ее положение. Попросите ребенка отвернуться — передвиньте фигуру на одно поле. Спросите ребенка — что изменилось. Пусть вернет ее на прежнюю позицию.
Усложняйте игру очень постепенно, НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Важно, чтобы ребенок получал УДОВОЛЬСТВИЕ! Дайте ребенку почувствовать вкус победы.
Далее, когда ребенок освоится с перемещением фигуры на одну — две клеточки, начните усложнять: периодически менять фигуру, например, если сначала был белый конь, замените его на черного коня. Спросите, что изменилось? Справился? Замечательно!
Затем можно усложнять так: менять одну фигуру на другую, менять цвет фигур, добавлять фигуры и убирать их. Эта игра будет активно развивать у ребенка внимательность, память и за одно он освоится с названиями фигур.
Далее расскажите про то, что на доске есть вертикали и горизонтали. Чтобы ребенок лучше запомнил есть такая игра: договоритесь с ребенком, что когда вы будете командовать "вертикаль" он будет становится, а когда будете командовать "горизонталь" — ложится на ковер.
Как вариант — можно показывать руками: поднимать руки вверх на "вертикаль" и вытягивать в стороны по команде "горизонталь". Затем покажите их на доске, и обратите его внимание на то, что каждый вертикальный ряд подписан буквой (a,b,c,d,e,f,g,h), а каждая горизонталь — цифрой.
Далее расскажите, что каждый квадратик (как черный, так и белый) называется "полем" и у каждого есть свое имя, и чтобы узнать как зовут конкретное поле, надо посмотреть на название вертикали и горизонтали, на пересечении которых оно расположено.
Поиграйте в игру "Ладья вышла на прогулку": Вы будете называть поля, на которые "пожелала прогуляться Белая(Черная) Ладья", а ребенок будет помогать ей продвигаться. За одно и расскажете куда "смотрит" ладья (только по вертикали и горизонтали), что ходить она может только туда, куда смотрит. Так если она стоит на поле а1, то "смотреть" она может только вперед и вправо.
Если она стоит, скажем, на а5, то тут уже она может "смотреть" вверх, вниз и вправо. Поставьте ладью в центр доски и спросите на сколько сторон она может смотреть. Не торопите ребенка, и не давайте ему слишком быстро подсказок и правильного ответа. Пусть сам додумается, ему будет приятно, когда он найдет правильный ответ!
Далее можно ввести понятие "взятие" — нужно непременно объяснить (детям это не очевидно!), что "бить или брать" можно только фигуры противоположного цвета и никогда свои, и только если твоя фигура на них "смотрит"! Тут можно поиграть: расставить на доске штук 5-6 фигур противника и предложить ладье их "съесть".
Шахматы - прекрасная игра, с помощью которой можно научить ребенка мыслить стратегически и анализировать различные ситуации. Начните с основных понятий, таких как различия между фигурами и тем, как они ходят. Когда ребенок усвоит эту информацию, приступите к игре в различные разновидности шахмат. Не торопите ребенка, постоянно поощряйте его и будьте терпеливы. Таким образом вы сможете привить ребенку любовь к шахматам, и он будет воспринимать их как увлекательное и интересное занятие.
Познакомьте ребенка с шахматной доской. Доска имеет 8 горизонтальных и 8 вертикальных линий. Всего она состоит из 64 клеток. Половина клеток окрашены в светлый, а половина - в темный цвет. Если у вас нет под рукой шахматной доски, ее можно нарисовать на листе картона или школьной доске.
Приступите к изучению фигур. Ознакомьте ребенка с пешками, конями, слонами, ладьями, ферзем и королем. Отметьте различия в их внешнем виде. Расставьте фигуры на доске, чтобы ребенок увидел, как они располагаются в начальной позиции.
Продолжите описание фигур. Расскажите о каждой фигуре и объясните, как она ходит. Убедитесь, что ребенок запомнил данную фигуру, прежде чем переходить к описанию следующей.
Расставьте на доске все фигуры. Разместите фигуры на доске и попросите ребенка назвать их. После этого рассмотрите, как ходит каждая фигура. Если вы используете координатный метод, следует разместить фигуры на следующих клетках:
Поиграйте одними пешками. Расставьте на шахматной доске лишь пешки. Цель данной игры состоит в том, чтобы перевести на противоположный край доски как можно больше своих пешек. Если две пешки упираются друг в друга и не могут ходить дальше, они останавливаются. Напомните ребенку, что пешка ходит на одну клетку вперед, пока не сталкивается с пешкой противника. Пешка может побить пешку соперника, если та расположена впереди от нее на соседней клетке по диагонали.
Добавьте слонов. Когда ребенок усвоит, как ходят пешки, дополните игру слонами. При этом цель игры останется той же. Напомните ребенку о том, что слоны ходят по диагонали. Данная игра научит ребенка:
Введите ладьи. Расставьте на доске ладьи, слонов и пешки. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы довести пешку до противоположного края доски. Напомните ребенку о том, что ладья может ходить на любое количество клеток по горизонтали или вертикали, но при этом ей нельзя перепрыгивать через другие фигуры.
Поставьте на доску коней. Пусть ребенок походит конями по пустой доске. Ход буквой "Г" довольно необычен, и для его усвоения может понадобиться некоторое время. Выберите на доске клетку, до которой ребенку необходимо добраться конем. Тем самым вы научите ребенка думать на несколько ходов вперед.
Поиграйте конями, ладьями, слонами и пешками. Поставьте на доску все эти фигуры. Цель по-прежнему состоит в том, чтобы первым провести свою пешку до последней горизонтали. Это довольно сложная игра, но после предыдущего обучения ребенок должен освоить ее.
Поиграйте ферзем, королем, пешками и ладьями. С помощью данной игры вы сможете познакомить ребенка с понятиями шаха и мата. Шах означает нападение на короля, а при мате королю некуда скрыться от шаха. Используйте лишь по 4 пешки на игрока.
Поиграйте в шахматы всеми фигурами. Когда ребенок усвоит, как ходит каждая фигура, поиграйте с ним в обычную шахматную игру. Цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Напомните ребенку о том, что при достижении последней горизонтали пешка превращается в ферзя.
Объясните, как превращаются пешки. При достижении последней горизонтали пешка превращается в другую фигуру. Она может стать ферзем, ладьей, слоном или конем. Как только пешка доходит до последней горизонтали, ее можно заменить на выбранную вами фигуру. Чаще всего пешек превращают в ферзей.
Объясните взятие пешки на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant - "на проходе"). Такое взятие возможно в том случае, если пешка совершает первый ход и ходит на две клетки, а рядом расположена пешка противника. Если пешка противника бьет клетку, через которую прошла ваша пешка, она может взять походившую пешку следующим ходом. Если взятие на проходе не произошло сразу после первого хода пешки, оно становится невозможным в дальнейшем.
Доброго времени суток, дорогой друг!
Итак, вы решили, что занятия шахматами – принесут пользу вашему ребенку. И решили правильно, этот именно так и никак иначе. Но как заинтересовать ребенка шахматами?
Я не претендую на роль педагогического гуру и выскажу свою точку зрения на вопрос, поставленный в сегодняшней повестке дня.
Надеюсь не слишком вас огорчу: универсальный и единственно правильный способ вряд ли можно предложить. Каждый человек индивидуален по своему восприятию, мотивам поведения. Ребенок не исключение.
Как известно, людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. По своему доминирующему каналу восприятия.
Визуалы (их большинство) лучше воспринимают зрительную информацию, аудиалы на слух, кинестетики (относительная редкость) – на ощупь. Имеет значение, конечно же, и возраст ребенка.
Некоторые люди и дети в особенности – подражают окружающим. Особенно естественно родителям. И здесь возникает следующий вопрос: Возможен ли личный пример?
Личный пример, как известно, — заразителен. Пример родителя –многократно.
Что происходило в этот момент в моей голове, — не берусь судить, но интерес к шахматам появился.
Объяснив сыну правила игры, отец, а затем и мама примерно через месяц ощутили на себе «тяжелую» шахматную руку отпрыска) И резонно предположили, что ребенку, а мне уже было лет 7, сподручнее заниматься в клубе. Что и было сделано через какое-то время.
А если родитель не умеет играть в шахматы или просто не играет? Или плохо знает правила?
На мой взгляд, личный пример – лучший способ заинтересовать ребенка , научить его основным правилам игры и нехитрым приемам на практике.
Для самых маленьких (года 3) можно рассказать историю, сказку, легенду. Интересная история, рассказанная с душой не может не вызывать эмоционального отклика. Позитивного конечно. А это вызывает интерес.
Например, можно рассказать легенду о зарождении шахмат. Переписывать ее сюда считаю излишним, просто даю ссылку
Вполне разумно разбить легенду на несколько частей и рассказывать не за один присест. Чтобы подогревать интерес, чем все закончится. Это я так думаю, здесь вы сами определитесь.
Истории и рассказы подойдут также детям, которые лучше воспринимают аудио информацию, нежели визуальную. По крайней мере для начала чтобы, зародить интерес.
Существует огромное количество литературы для обучения детей.
Большинство из них написаны профессионалами, с учетом особенностей детского восприятия.
Например: Путешествие в шахматное королевство» Авербаха и Бейлина.
Об этой книге у нас даже есть отдельная .
Хорошим выбором будет книга Игоря Сухина:
Шахматы для самых маленьких
Еще один интересный выбор:
Азбука шахмат для детей в стихах
Посмотреть подробнее и скачать
Различные материалы можно найти на ютубе и других ресурсах. Однако они фрагментальны и требуют осмысления и подбора.
Можно также использовать достижения современной техники. Смартфоны например.
«Динозавры учат шахматам»:
Если же абстрагироваться от аллегорий и изучать шахматы «в чистом виде», отличный выбор – эта программа:
Шахматы. От простого к сложному:
подробнее и установить/скачать можно здесь
Несколько советов, призванных предостеречь от типичных ошибок при обучении детей шахматам:
Обучение штука поступательная. Сознательный интерес к игре может появиться не сразу. Вначале 10-15 минут в день будет достаточно.
Пока рановато часами сидеть за шахматами. Всему свой черед. Придет время и ребенок, почувствовав интерес к игре и ощутив вкус первых успехов, будет сам осознанно и серьезно заниматься шахматами.
Если привить интерес сразу не получается – не стоит заставлять. Лучше сделать перерыв и вернуться к идее обучения шахматам чуть позже.
Серьезной ошибкой может быть преждевременное «отдавание» ребенка в шахматный кружок или секцию. Там большинство ребят уже познали азы шахматы, часто постарше.
Если ребенок буде постоянно проигрывать – это может подорвать его интерес к изучению шахмат. Более того, он может стать объектом насмешек более старших ребят, что уж совсем ни к чему.
Игра с реальными противниками, так или иначе необходима. В основе шахмат – противоборство, и стремление к победе никто не отменял.
Однако, гораздо разумнее уровень подготовки «двести до кондиций» совместными занятиями и индивидуальным обучением. Например, в форме дистанционного обучения в нашей онлайн школе .
И ребенок будет под присмотром и обучение будет проходить поступательно под руководством профессионального тренера.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Мульт кстати замечательный, и детям нравится, и с родительской точки зрения - хорошему учит. Словарный запас у Яшки расширился, именно по темам мультфильмов - регулярно спрашивает "Папа, а что такое иллюзия? А - электрический разряд?".
Ну а самый удивительный для меня момент - как то подходит ко мне и предлагает сыграть в шахматы. Неожиданно.
- Ну... А как фигуры ходят, ты знаешь?
- Да, Фиксики рассказали...
- Ну-ну, давай попробуем.
И как ни странно - как ходят фигуры он и правда запомнил из мультфильмов. Где-то поначалу переспрашивал, уточнял, однако базу выучил. До Капабланки не дотягивает, "зевает" во время игры, однако играет с удовольствием.
Совсем не представляю, как в пять лет учить нюансам. Залез в поиск, и на одном из любимых варезных сайтов, нашёл полезный диалог с детским тренером по шахматам, как раз на эту тему:
Ljad: Для кого ищете книгу? Для ребенка 4-7 лет или для более взрослого? Как бывший тренер по шахматам могу посоветовать действительно лучшие книги для начинающих. Но очень важно знать - для какого возраста?
war-boy: Посоветуйте сборник задач двухходовок (универсальный, разного уровня сложности), желательно программу для ПК (рус, англ.) и книгу для ребенка 4 лет.
Ljad: Для ребенка 4 лет - самое лучшее, это не книги, а живая игра.
Самая главная задача для родителей на первом этапе - удержание и поддерживание интереса к игре. Для этого Вы должны постоянно играть с ребенком и ему проигрывать. И лишь изредка (примерно в одной партии из пяти - выигрывать, хотя можно и не выигрывать вообще). Кроме того, Вы должны СТРОГО следить за тем, что если Ваши знакомые или родственники садятся играть с ребенком, то они ОБЯЗАТЕЛЬНО должны проигрывать (это не так легко, кстати). Тогда Ваш ребенок всегда с удовольствием будет играть. Время игры для четырехлетнего не должно превышать 15-20 минут. Не стоит играть больше двух-трех раз в день.
Если Ваш ребенок уже освоил ходы фигур, то лучшим упражнением для закрепления ходов будет игра без королей до 7 или 10 убитых фигур. Ценность фигур при этом пока не важна. Важно научить его не пропускать возможность взятия фигур. Играть до мата первые два-три-четыре месяца совсем не обязательно. После закрепления ходов фигур нужно научить понятию "шах" и как защищаться от шаха (всем способам) и дальше играть "до голого короля".
Книга намба ван: "Полный курс шахмат. 64 урока для новичков и не очень опытных игроков". Кроме нее, есть еще несколько нормальных книг, но эта - лучшая. Книги Сухина, которые приводятся здесь - в целом плохие и их читать не стоит.
Компьютерные программы на первом этапе обучения не рекомендую. Самое лучшее - это живая игра, причем со всеми, кого ребенок будет чаще обыгрывать. И потихоньку, как бы невзначай, подкидывать ему задачки.
Несколько лет я уже не работаю тренером, так как имею с женой небольшой бизнес. Но в свое время на чемпионате России (до 8 лет) мы с одной моей ученицей бились за первое место, однако проиграли последнюю партию и отлетели на 10 место, а пару лет назад другая из моих бывших учениц заняла 2 место в России по быстрым шахматам. Так что прислушайтесь к советам бывшего тренера, иногда скучающего по своей работе. И спрашивайте, если надо
war-boy: Вы меня убедили в том, что "живая" игра лучше. Попробую поработать с ребенком по Вашей методике.
А как относительно первой части вопроса (сборника задач типа "мат за два хода")? Это нужно для взрослой аудитории (от 16 лет).
А вообще существует в природе какой-нибудь толковый генератор шахматных задач? Возможно, вопрос бредовый, но кто его знает?
PS. Успехов Вам в бизнесе и свободного времени для шахмат
Ljad: Если сборник задач типа "мат в два хода", то мне больше всего нравятся вот эти две книги:
1. А. А. Тишков, В. И. Чепижный
"Шахматные задачи-миниатюры"
2. Я. Г. Владимиров, Ю. Г. Фокин
"Леонид Куббель"
Однако, первая книга, хоть и содержит очень красивые задачи, но практически бесполезна для повышения силы игры - она полезна только в очень узкой специализации: окончании матовых атак и знакомству с матовыми конструкциями.
Вторая книга - вообще бриллиант (бриллиант - это Куббель), но тоже ее полезность для повышения силы игры очень зависит от темы, которую в данный момент проходят.
Из программ - "CT-ART 3.0 Шахматные комбинации", очень хорошая программа, от новичка до примерно первого разряда.
Точно - не нюансы сейчас нужно изучать, а сохранить интерес, чтобы это нравилось. Так что регулярно проигрываю ему:) Самое забавное - если не найти партнёра, Яшка сидит и играет сам с собой, что-то там не громко комментируя.