Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски

Татьяна Караваева
Влияние игровой деятельности на развитие личностных качеств дошкольника

«Влияние игровой деятельности на развитие личностных качеств дошкольника »

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я. Коменский

Сегодня многие взрослые сталкиваются с настойчивым напоминаем педагогов и психологов о необходимости игры в дошкольном возрасте . Порой оно звучит, несомненно, формально. Действительно для чего терять время на пустые забавы, когда ребенок уже умеет налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, живо интересуется техникой письма, счета, мечтает об отличных отметках , а кроме того совершенно не желает играть и не верит ни в какое «понарошку» ? Возможно, он уже перерос игры, и ему стало, неинтересно? Может быть современным детям вообще не нужна игра? Или компьютерные игры в полной мере удовлетворяют игровую потребность ? На эти на многие другие хотелось бы сегодня вместе с вами найти ответ.

Дошкольный возраст называют возрастом игры. Это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой . Нередко современные взрослые недооценивают значение игры, увлекаясь обучением и ускорением темпов развития ребенка . Поэтому, если у нас (взрослых) есть свободное время и выбор : поиграть или позаниматься с ребенком, скорее всего, он предпочтет последнее. И напрасно.

Давайте рассмотрим, что такое игра для ребенка, как она влияет на его развитие в целом и для чего она вообще нужна?

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакт с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт , опыт совместной игры со сверстниками.

Игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития , средством формирования полноценной личности .

Игра – это особый вид деятельности человека . Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности , их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж .

Вопрос о том, зачем ребенок играет, во все времена волновал многих философов, ученых и практиков.

Так К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях .

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка : его влечения и желания. Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые :

Так отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте , благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества , подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития . В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности ». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношения к товарищам и взрослым.

А. С. Макаренко писал : «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность , работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит , прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Давайте попытаемся ответить на следующие вопросы :

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ?

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИГРОЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ?

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка , когда возникают основы личности , складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение , творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре .

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов , заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников , а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей . Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление , эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том , что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность ) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери, дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность , наполнить её смыслом : они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение , отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств , трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

КАК ЖЕ РУКОВОДИТЬ ДЕТСКИМИ ИГРАМИ?

КАК ВЛИЯТЬ НА ИХ СЮЖЕТЫ И СОДЕРЖАНИЕ?

Прежде всего, непосредственное влияние на содержание детских игр оказывают семейные отношения и характер жизни семьи. Жизнь семьи и отношения старших и младших в этой семье, отношение к своим обязанностям являются для детей примером, который находит отражение в играх.

Конечно, вмешательство взрослого в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует только в тех случаях, когда она представляется вам нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок уже исчерпал свои возможности, много раз повторяет одни и те же действия и игра начинает надоедать. Руководить детской творческой игрой лучше всего , играя вместе с ребенком. Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями. Ребенок может изображать шофера, а мать или отец - пассажиров или контролеров. Впрочем, содержание таких совместных игр трудно предусмотреть. Почти во всякой игре взрослый может найти себе такую роль, которая даст возможность незаметно руководить игрой , обогащать ее содержание.

Заключение

Таким образом, в игровой форме прививаются дошкольникам знания из разных областей наук, в детском саду ребенок учится выполнять различные действия , развивает память , мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные этические понятия и нормы, учатся управлять своим поведением, копировать поведение других, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его воспитатели и родители.

Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Список литературы

1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой // Психологическая наука о школе Текст / Н. П. Аникеева. - Просвещение, 1997.

2. Богословский, В. В. Общая психология Текст : учебное пособие для студентов пед. Институтов / В. В Богословский. – М.: Просвещение, 1981.

3. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Текст : кн. для воспитателя детского сада / З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко и др. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

4. Урунтаева, Г. А. Детская психология Текст : учебник для средних учебных заведений. Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.

Прогресс – это раз в итие, дв и же н ие от н изше г о к высше м у, от ме н ее с овершен н ого

к более совершенному. Области прогресса:

Экономический прогресс;

Социальный (общественный) прогресс; Научно-технический прогресс (НТП)

Модели раз в ития об щ ества

Социаль н ая

статистика

Социаль н ая дин а мика

Нет дви ж ения,

нет развития

Цикличе с кая

(цикличность)

Линейная

(линеарная)

Сп и раль

(нелинеарная)

Раз в итие по к р угу

(ночь день, зима лето)

Прогрес с- Регресс

Соединение

цикличности и линейного прогресса

Дви ж ение вперед

дви ж ение н а з ад

Формы с оциально г о пр о г ре с с а:

Р е фор м а (социальная эволюция), т. е. постепенно;

Р е в о люц ия , т. е. скачкообразный.

Учёные о критери я х прогресса (критерий - это мерило, показатель):

Ж. Ко н д о рсе

Раз в итие человече с кого разума

Вольт е р

Т о ржест в о ра з ума и п р ос в еще н ия

Ш. Мо н т е скье

Улучшен и е з ако н одательст в а

Ж. Ламеттри, Д. Д и дро

Счастье и «разумн ы й по ря до к »

Ф. Шелл и нг

Прав о вое устройст в о

Г. Геге л ь

Соз н а н ие с в ободы

А. И. Гер ц ен

Раз в итие з н а н ий, распростр а нений про с ве щ ен и я

Овл а дение пр и ро д ой, ра з витие произ в одст в а

Критерий должен быть универсальным, т. е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития.

Ис т орич е ский проце с с – это путь человечества с древнейших времён до настоящего времени, это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся во взаимосвязанных конкретных событиях.

О с нова И П – это события, т. е. те или иные прошедшие явления, факты общественной жизни.

Объект И П – это вся историческая действительность, общественная жизнь и деятельность.

С у б ъ ект И П – это все участники ИП: индивиды, их организаций, великие личности, социальные общности.

Результат исторической деятельности – история.

Ис т орич е ская л ично с ть – это человек, деятельность которого оказывает влияние на ход и исход крупных исторических событий.

Культ ли ч ности – это слепое преклонение перед исторической личностью, наделение её сверхчеловеческой способностью творить историю по своему собственному произволу. Вред культа личности состоит в принижении роли народа как творца истории (народ превращается в массу).

Тема 5 Глобальные проблемы современности

Г л обаль н ые п р облемы – это результ а т объек т и в но г о про ц ес с а развития об щ еств а.

Г л обаль н ые (общ е планет ар ные) п р об л емы с овр е мен н о с ти – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Признаки:

Угрожает всему человечеству;

Носит планетарный, общечеловеческий характер; Нуждается в неотложных мерах по их устранению; Решение возможно в рамках всего человечества.

Сущность глобальных проблем:

Предотвращен и е

ядерной войны

И с ключение в о йны к а к спо с оба решения ме ж ду н ародных

проблем, несущего в себе массовые разрушения и гибель людей, порождающего агрессию, стремление к насилию

Энергет и че с кая

Растущий разрыв ме ж ду высоки м и темпа м и ра з вития

энергое м ких прои з вод с тв и о гра н иченно с тью з апа с ов

органического топлива (уголь, нефть, газ)

Экологиче с кая

Хо з яйствен н ая деяте ль но с ть чел о века ведёт к во з раст а нию

нагрузки на природу: обеднений запасов сырья, загрязнение почвы, воды, воздуха, изменения климата, воздействие на животный и растительный мир

Демографи ч еская

Рост н а с еления (у р бани з ация) увели ч ив а ет по т ребность в

продовольствии и промышленных товарах, всё это приводит к ещё одной проблеме – нехватка продовольствия

Здравоо х ранен и е

Эпидем и и м аляр и и, грип п а, в енериче с ких боле з ней, СПИД а.

Преодол е ние

отста л ости с л аборазвитыми с т ранами

Отстав а ние эко н о м ик, отсут с твие и з - з а этого нор м альных ус л овий

жизни у населения

Терроризм

Борьба с м еждународ н ым т еррориз м ом од н а и з острых п роблем

современности, терроризм проявляется из-за экономических, политических и религиозных отношений

Девиант н ое

п о ве д ен и е

Алко г оли з м, куре н ие, н а рк о т ики, су иц ид

Г л обализация – это общепланетарные процессы (глобальная ситуация, глобальное развитие), охватывающие всю природу, науку, человечество, отражающие взаимосвязь стран, народов и не зависящих от человека вечных явлений природы. Интерн ац ионализ а ция – это сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.

Игра-это своеобразная форма поведения, в такой степени свойственная человеку, что наряду с понятием homo sapiens - человек разумный, мы употребляем и понятие homo ludens, что значит - человек играющий. Несмотря на то что выражение «игра» понятно всем, дать адекватное определение игры трудно. Игрой можно называть такие формы поведения, действия, которые осуществляются ради них самих.

Игрой мы называем деятельность, выполняемую ради самой деятельности, в то время как труд - это деятельность, направленная на достижение определенной цели. Однако такое разграничение не совсем однозначно и, как мы сможем убедиться, в трудовой деятельности могут присутствовать элементы игры и, наоборот, игра может быть сопряжена с трудом. В некоторых играх, таких, как, например, бридж, шахматы, теннис, футбол, присутствует элемент соперничества, отсюда можно заключить, что побудительным мотивом этих игр является и их обратная сторона, связанная с престижем, общественным признанием, стремлением чем-то выделиться. Существуют, однако, и другие развлечения, т. е. игры, не связанные с соперничеством, например вязание, пение, наблюдение за птицами. Таким образом, существует и самодовлеющая потребность в играх, ведь одной из важных особенностей поведения человека является деятельность, направленная на то, чтобы избежать скуки. Кроме того, в играх человек ищет хотя и не слишком напряженных, но все же острых ощущений.

Теперь рассмотрим, как развиваются игры и поиск новых ощущений, начиная с младенческого возраста вплоть до взросления человека.

На 3-м месяце жизни ребенок уже в совершенстве владеет определенными формами поведения. Они для него привычны, следовательно, приспосабливаться к ним уже не нужно. Тем не менее ребенок часто повторяет те или иные действия, потому что это доставляет ему удовольствие. Такие действия в психологии называют познавательной ассимиляцией, и их можно рассматривать как начальные формы игр. В частности, на третьем месяце жизни в игровой форме может проявляться и лепет ребенка. Лепет (агуканье) совершенно не связан с голосовыми сигналами, ведь, как уже отмечалось, глухонемые младенцы лепечут точно так же, как и здоровые дети. Это просто игра мышц, повторение мышечных ощущений, которые доставляют ребенку удовольствие, и именно поэтому лепет можно считать своего рода игрой.

Такие же мотивации лежат и в основе так называемых магических движений. Ребенок усваивает какое-либо движение, например он научился кататься по кроватке, и многократно его повторяет. Эта игра доставляет ему такое удовольствие, что он всегда затевает ее в тех случаях, когда ощущает что-то неприятное или боль, поскольку ему кажется, что приятные ощущения смогут снять неприятные. Поэтому такая игра может считаться зачаточной формой магического мышления ребенка.

Эти игры называют функциональными , поскольку их побудительным мотивом являются только функциональные положительные эмоции. Конечный продукт в данном случае не имеет никакого значения, поскольку источником приятных ощущений служит собственно функциональная активность. Принято считать, что с 1,5-2 лет функциональные игры уступают место другим формам игры, но это неверно. Функциональные игры сохраняются до конца жизни человека, хотя их роль становится со временем совершенно незначительной. В поведении взрослых функциональные игры мы наблюдаем, в частности, когда кто-либо чиркает карандашом во время беседы, вертит карандаш или щелкает пальцами, т. е. просто выполняет какие-то движения, доставляющие человеку удовольствие.

В возрасте 1,5-2 лет появляется новый тип игры, но функциональная игра сохраняется. Интересно наблюдать, как этот тип игры переходит в другой. Например, 2-летний ребенок переставляет кубики. Это типичная функциональная игра, которой ребенок занят потому, что она ему знакома; он может ставить кубики один на другой, манипулировать ими и переставляет их ради удовольствия. Однако у 2-летнего ребенка уже формируется образное мышление, поэтому функциональная игра в любой момент может перейти в другую игровую форму - символическую игру . Ребенок ставит на пол два кубика и сверху на них устанавливает еще один. В тот момент, когда он говорит: «Смотри, это мост», функциональная игра переходит в игру символическую. Переход этот постепенный. Рассмотрим еще один пример. Наблюдая за 9-10-месячным младенцем, можно заметить, что иногда, когда мать перестилает постель, ребенок вдруг ложится на лежащую в стороне подушку и делает вид, что спит. Эту форму игры нельзя отнести ни к функциональным, ни к символическим играм: в ней недостает одного элемента, характерного для символических игр. В то же время это уже и не просто функциональная игра, поскольку ребенок укладывается на настоящую подушку, элемента условности здесь нет, но то, что он притворяется спящим,- это уже один из элементов символической игры; В подобном случае мы можем уловить момент перехода от одной игровой формы к другой. Эта игра превратится в чисто символическую, если ребенок положит голову не на подушку, а на другой предмет, который в этом случае становится символом подушки. В возрасте 10 месяцев ребенок еще не умеет мыслить образами, поэтому его игры пока лишены такого элемента условности.

Таким образом, для символических игр характерны два обязательных условия . Одно из них состоит в симуляции, убеждении партнеров по игре в том, что ребенок что-то делает, или в том, что у него есть нечто, чего в действительности нет. Второе условие - наличие символа. Между этими двумя условиями существует очевидная взаимосвязь: поиграть во что-то чем-то. Это и есть типичная символическая игра.

Поскольку ребенок начинает мыслить образами примерно с 1,5--2 лет, естественно, что символические игры появляются именно в этом возрасте. Переход от функциональных игр к символическим происходит, и в конце концов ребенок начинает играть в типично символические игры/Например, увидев на столе спичечный коробок, он говорит: «Это кораблик, он плавает по морю» - и начиная с этого момента играет с коробком так, будто это настоящий корабль.

С научной точки зрения этот вопрос представляет очень большой интерес, потому что с этого момента с игрой связано не только удовольствие от одной лишь функциональной деятельности, но в игре появляется уже и элемент приспособления, хотя игровой компонент все же доминирует. Этот новый элемент формируется следующим образом. В сознании ребенка существуют отдельно образы корабля и спичечного коробка. Увидев коробок, он совершенно произвольно мысленно связывает его не с образом спичечного коробка, а с кораблем. Такая связь и лежит в основе символической, условной игры. В дальнейшем ребенок уже обращается с коробком так, будто это настоящий корабль (условие «как будто» является вторым необходимым элементом игры).

В связи с символическими играми и вообще процессом развития игровой деятельности необходимо вновь вернуться к вопросу о равновесии между ассимиляцией и аккомодацией, который был затронут при рассмотрении процесса развития мышления. Ассимиляцией мы называли прямое усвоение практического опыта, а если это усвоение не соответствовало поведению, происходило определенное изменение, аккомодация. Если мы рассмотрим два крайних случая, можно сказать, что ассимиляция в чистом виде соответствует игре, лишенной каких бы то ни было элементов аккомодации, а это и есть не что иное, как функциональная игра. В этом случае источником удовольствия является собственно функциональная деятельность и сознание того, что нет необходимости вносить в эти действия какие-либо изменения. С появлением аккомодации, т. е. некоторого приспособления, удельный вес чисто игрового компонента начинает уменьшаться, и в символических играх начинает устанавливаться равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Это означает и то, что период символических игр, длящийся от 2 до 4-4,5 лет, является характерным детским игровым периодом. Может быть, это объясняется тем, что ассимиляция в этом возрасте еще доминирует над аккомодацией. Начиная с 4 лет между ними начинает устанавливаться равновесие, и, хотя количество символических игр еще не уменьшается, их значение постепенно снижается, изменяется и качественная сторона игр. Период настоящих символических игр - это возраст 3-4 лет.

Здесь также наблюдаются очень интересные переходы. Наступает, например, время, когда ребенок переносит свое поведение на другие объекты. Он укладывает куклу спать, имитируя при этом свои действия, но одновременно здесь присутствует и элемент подражания матери, укладывающей его самого спать. Затем ребенок наделяет куклу чертами поведения, подмеченными у родителей: кукла может «читать» газету, как это делает его отец. И наконец, последняя ступень, когда, примерно в возрасте 3 лет в центре внимания оказывается личность самого ребенка, собственное «я»: он расставляет руки в стороны, говорит: «Я - самолет» - и кругами бегает по квартире.

После этого наступает период, когда ребенок имитирует уже не какой-то предмет, а поведение другого человека, при этом в символических играх появляются игровые роли. В этот период дети играют в пап и мам, дядю доктора, машиниста тепловоза и т. д. Вначале эти игровые роли проявляются в поведении "ребенка лишь отдельными вспышками. Например, уходя из дома, отец всегда целует маму. Однажды, когда он забыл это сделать и собирается выходить из квартиры, дочка догоняет его и говорит: «Папа, ты забыл поцеловать маму» - и при этом подставляет свою щеку. Это и есть момент рождения игровой роли. Отсюда постепенно развиваются сложные игры-роли, в которых ребенок всегда подражает основным чертам поведения взрослых. Эти игры имеют и очень большое воспитательное значение, но подробно этот вопрос будет рассмотрен позднее.

В играх-ролях особое место занимает подражание.

В связи с тем, что подражание приводит к возрастанию удельного веса аккомодации, игры подражательного характера ведут к тому, что игра становится уже не просто игрой.

На следующей ступени развития, обычно в 6-летнем возрасте, уже появляются игры с определенными правилами. Часто можно наблюдать такую функциональную игру: дети прыгают вниз по ступенькам. Это типичная функциональная игра, в которой дети получают положительные эмоции от того, что они умеют прыгать и им это нравится. Когда этой игрой заняты 6-летние дети, обычно можно услышать, как один мальчик говорит другому: «А теперь прыгай через одну ступеньку». С этого момента функциональная игра превратилась в игру с правилами.

Интересная особенность этих игр заключается в том, что они как бы поглощают все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой. Хотя, как уже говорилось, ребенок продолжает играть в игры функциональные и символические, а также в игры с ролями, тем не менее доминирующей формой становится игра с правилами. Важное условие этих игр - наличие определенных строгих правил. Можно сказать, что в этих правилах ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека и стремится к постепенному усложнению условий игры. Один из интересных аспектов развития социальных контактов и игрового увлечения самым прямым образом связан с играми этого типа. Первые детские коллективы, группы, формируются примерно в 10-летнем возрасте и существуют лишь до тех пор, пока не будут выработаны определенные правила. Каждый из членов группы получает свое задание, и, поскольку для детей этого возраста собственно правила вызывают больший интерес, чем задача, стоящая перед всей группой, после определения этих правил группа распадается. Позднее проявляется более развитая форма социализации, когда притягательная сила правил сказывается не только до их установления внутри группы, но и после этого.

В связи с существованием различных игровых форм поведения уже давно возник вопрос о том, в чем же собственно заключается сущность игр. На этот счет существует очень много различных теорий. Рассмотрим некоторые из наиболее известных, классических теорий игры. Согласно одной из них игра служит средством выхода накопившейся энергии. Предпринимались попытки подтвердить эту теорию и в экспериментах с животными. Было, в частности, установлено, что наиболее игровым животным является дельфин. Но почему? В поисках ответа на этот вопрос выяснилось то удивительное обстоятельство, что дельфин - единственное животное, которое затрачивает на поиски пищи всего полчаса в сутки, а остальное время, за исключением периода сна, занято играми. Следовательно, игривость дельфина объясняется избытком энергии. Над этим фактом безусловно следует задуматься, но, все же с существованием столь прямой связи между работой и игрой можно и не согласиться. То, что некоторые игры служат для выхода накопившейся энергии, отнюдь не означает, что это справедливо для всех игр. Если девочка качает на руках куклу, подражая при этом матери, и мы будем объяснять эти действия ребенка только тем, что она таким образом находит выход для накопившейся энергии, это объяснение будет выглядеть слишком упрощенным. Существовали и теории, согласно которым справедливо как раз обратное, т. е. ребенок посредством игры накапливает энергию. Однако очень многие наблюдения, в особенности за поведением тяжелобольных детей, которые, несмотря на тяжелое состояние, продолжают и любят играть, доказывают, что и это объяснение нельзя считать удовлетворительным. Согласно еще одной теории, игра - это практическая тренировка врожденных инстинктов до того, как они будут применены по-настоящему. Например, девочка, укачивая куклу, учится ухаживать за ребенком, она отрабатывает действия рефлекса, реальное воплощение в жизнь которого в возрасте 4-5 лет невозможно. Эта теория выглядит весьма привлекательной, но тем не менее и в ней ощущается слишком упрощенный подход к проблеме, кроме того, нет однозначных доказательств того, что игра - это простая практика какого-то вида действия.

Из старых теорий наиболее близка к действительности, пожалуй, теория, предложенная Пиаже . Суть ее заключается в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышления. Он осмысляет жизнь через игру не с целью подготовки к жизни или обучения чему-то, а потому, что он так думает, в буквальном смысле слова. Образ мышления для ребенка- это собственно и есть игра. Таким образом, если для взрослых игра - это особая форма деятельности, для ребенка игра - это форма существования.

Если вспомнить сравнение спичечного коробка с кораблем, сразу станет ясно, что я имею в виду. Для взрослого человека коробок никогда не означает корабль, но может означать, если человек пофантазирует. Ребенку же для этого не требуется воображение; игра не следствие фантазии, а совершенно естественная, само собой разумеющаяся форма детского мышления.

Иной подход к объяснению сущности игр связан с так называемым принципом удовольствия. Но если мы рассмотрим четыре типа игрового поведения, т. е. функциональные, символические, а также игры с ролями и, наконец, игры с правилами, можно сделать вывод, что принцип удовольствия справедлив только в отношении функциональных игр. Здесь в самом деле побудительным мотивом к игре служат приятные ощущения ребенка. В то же время мы едва ли можем согласиться с тем, что игры с ролями и игры с правилами являются для детей источниками приятных ощущений в том смысле, как это справедливо в отношении функциональной игры.

Принцип удовольствия впервые был сформулирован Фрейдом, и поэтому на его теории игр следует остановиться более подробно. Согласно Фрейду, сон - это символика в чистом виде, а игра - символическая деятельность вокруг конкретного предмета. По Фрейду, игра и сон - родственные явления, и именно потому, что в психоанализе сон используется в качестве средства диагностики, игра используется с этой же целью при изучении детского поведения. При этом предполагается, что игра выражает связь ребенка с жизнью, взрослыми и вообще со всем окружением, точно так же, в виде символов, как и сны взрослого человека. Детская игра характеризуется двумя основными тенденциями. Одна из них - стремление быть взрослым. И в самом деле, в более развитых формах детских символических игр, в играх с действующими лицами всегда присутствует роль взрослого человека. Стремление быть взрослым ребенку трудно реализовать, говорит Фрейд, потому что он хотел бы быть авторитетной личностью в обстоятельствах, в которых играет подчиненную роль. Вторая характерная особенность детских игр - тенденция к повторению: ребенок играет до уменьшения или исчезновения эмоционального заряда, связанного с игрой. Следовательно, здесь мы имеем дело с игрой, снимающей напряжение. Ребенок, говорит Фрейд, в форме игры повторяет конфликтную ситуацию до тех пор, пока не освободится от груза внутреннего напряжения.

В рассуждениях Фрейда, наряду с многими правильными тезисами, присутствует и одна ошибка: играть любят не только обиженные, травмированные или страдающие внутренними конфликтами дети. Фрейдовский подход справедлив лишь для одного аспекта детских игр, при этом упускается из виду, что для того, чтобы ребенок играл, ему вовсе не обязательно переносить психическую травму, поскольку игра - это здоровая детская деятельность. К играм психически травмированных детей справедлив подход Фрейда, именно поэтому его теорию можно применять с целью диагностики и в качестве терапевтического средства при лечении психических травм. Таким образом, если ребенок играет с двумя куклами и большую из них отправляет гулять с папой, можно не сомневаться в том, что он из ревности отправил старшего брата с отцом, а сам хочет остаться с мамой наедине, хотя играющий ребенок этого и не осознает. Следовательно, он символически проецирует игру на свою реальную жизнь подсознательно, и поэтому такая игра с успехом может быть использована психологом в качестве средства диагностики. Аналогичным целям служат и специальные тесты, это по сути дела макетный стол, на котором ребенок может расположить куклу или какую-нибудь другую игрушку так, как ему заблагорассудится. Расположение игрушек на этом столе весьма характерно отражает образ мышления ребенка и определенные особенности его психики, которые могут не проявляться в повседневном поведении и оставаться незаметными для родителей.

Известен еще один тип детских игр - так называемые элиминационные игры . Так, в гостях ребенка заставляют сидеть на месте, родители при этом уговаривают его потерпеть еще немного. Дома же ребенок усаживает на стул куклу и «уговаривает» ее потерпеть еще чуть-чуть, освобождаясь тем самым от внутреннего напряжения, которое было вызвано необходимостью повиноваться или неудобным положением, в котором он был вынужден сидеть. Еще один, уже ставший классическим в психологии, пример приводил Пиаже. Девочка увидела мертвого голубя и была глубоко потрясена этим зрелищем. Она пришла домой, легла навзничь и говорит: «Теперь я - мертвый голубь». Эту сцену девочка повторяла до полного освобождения от неприятного чувства, внутреннего напряжения, и, естественно, все это совершалось подсознательно.

В возрасте 4-5 лет ребенку начинают нравиться игры, все более напоминающие реальный мир. Не задумываясь, они заменяют шприц карандашом, ведь как раз для этого возраста характерны символические игры. Этот возраст интересен еще и тем, что ребенок не проявляет приверженности к реалистичным игрушкам, поскольку любой предмет может выполнять любую роль: в одном случае карандаш - это шприц, в другом - удочка, и поэтому ребенок может играть чем угодно. В старшем детсадовском возрасте (5-6 лет) можно заметить, что дети уже начинают ценить реальные вещи. При этом предпочтение отдается играм, в которых ребенок может имитировать поведение взрослых. Это тот возраст, когда в мышлении, а следовательно, и в играх начинает устанавливаться равновесие между ассимиля- цией и аккомодацией. В этом возрасте возможна, например, такая ситуация: детям в детском саду делали прививки, и после этого воспитательница говорит: «Мы будем играть в доктора, я сейчас пойду за спиртом, а вы тем временем сделайте друг другу прививки». И до тех пор пока воспитательница не вернется, дети будут неподвижно сидеть на своих местах, потому что в реальных условиях сначала место прививки протирают ватой и только после этого делают укол. Таким образом, реальность, конкретные факты постепенно сближаются с играми, и с этого момента чисто игровой характер игр начинает исчезать, они становятся ближе к действительности.

Так, постепенно, примерно с 6 лет , появляются игры с правилами , и теперь уже в играх начинают доминировать элементы, свойственные и играм взрослых людей. Какие же это элементы?

Для игр взрослых, как, впрочем, и для детских игр, характерно, что это такое времяпрепровождение, в котором источником положительных впечатлений является собственно деятельность человека. Они повышают внутреннее напряжение, следовательно, дают определенный эмоциональный заряд, и вместе с тем удовольствие доставляет не факт достижения какой-то цели, а деятельность, действия сами по себе. Естественно, в основе азартных игр, становящихся страстью человека, лежат совершенно иные мотивы, но здесь речь идет не об этом.

И наконец, рассмотрим кратко связь между игрой и трудом. Чем больше возможностей для ассимиляции существует в каком-то виде работы, тем больше она напоминает игру, и наоборот, если в работе доминирует не ассимиляция, а аккомодация, тем в большей мере она представляет собой тяжелый механический труд. Именно в этом кроется опасность работы на конвейере. В крайних случаях конвейерная работа - это аккомодация в чистом виде, она лишена каких бы то ни было ассимилятивных элементов и потому трудно переносится человеком, создает психическую нагрузку. Советские специалисты в области психологии труда в исследованиях, проводившихся на одном из часовых заводов, показали, что на личности рабочих, занятых на конвейере, положительно сказалась такая работа, в которой они могли проявить себя, реализовать свои идеи и ознакомиться со смежными производственными процессами. Следовательно, чем больше, в пределах возможного, поручается человеку, чем больше возможностей для реализации его личности в производственной деятельности, тем ближе эта деятельность к игре и тем притягательнее она для человека.

Взрослые не правы, когда по какому-либо поводу говорят ребенку, что, дескать, это не игрушки, а серьезное дело. Не следует забывать, что игра для ребенка - совершенно серьезное занятие, и, если человек работает как бы «играючи», серьезно относясь при этом к правилам игры, он, как правило, хорошо исполняет свою работу. Ученые, когда их спрашивают, над чем они работают в настоящее время, в большинстве случаев протестуют против такой постановки вопроса и говорят, что они никогда еще не работали, а только играли. И чем больше возможностей имеет человек работать в условиях, напоминающих игру, тем больше положительных эмоций он получает, тем менее однообразным будет труд и тем большее влияние он окажет на формирование личности человека. И наоборот, чем меньше ассимилятивных элементов несет в себе трудовая деятельность, тем ближе она к механической, однообразной и утомительной работе.

Актуальность: Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.

Игра для дошкольников является особым способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей развиваются разнообразные интересы, расширяется их словарный запас, воспитываются такие сложные чувства, как любовь к Родине, своему народу, т.е. формируется личность будущего гражданина страны. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Игра имеет полярное влияние на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

При благоприятных условиях использования игровых технологий, дети овладевают . Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры.

Все прекрасно знают, что главной и ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Только в игре у детей зарождаются и развиваются все основные формы деятельности детей данного возраста. Через игру ребенок познает окружающий его мир, а также учится взаимодействовать с ним. Именно в игре малыш обучается полноценно общаться со сверстниками, подчинять свои желания игровым правилам, развивает психические процессы, среди которых восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание, формирует свои первые нравственные чувства. Игра является своеобразным способом вхождения детей во взрослый мир, репетицией взрослой жизни для ребенка, которая готовит его к учению и труду.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником – это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

В дошкольном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидеть последствия поступков. Однако эти психологические образования еще не выполняют в полной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям-дошкольникам приписывается недостаточность волевого развития.

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Кроме того, игра способствует развитию связной речи дошкольников. Игровая ситуация требует от них наличия определенного уровня развития речи. Поэтому необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует у детей развитие связной речи.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, театрализованные игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные, развивающие игры.

Театрализованная деятельность, а также игры-драматизации - являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер - в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

В настоящее время, в изобилии разработаны развивающие, обучающие игры для дошкольников. Их необходимо подбирать с учетом возраста ребенка и в разумной последовательности этапов – то есть, от - наименее сложных, к - все более усложняющимся задачам, можно также постепенно вводить дополнительные усложняющие элементы.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Но игра - не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта - рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и главное - представлениями о том, что ты хочешь сделать.

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное - получить результат, т.е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали. Если ребенку через 2 дня показать его же рисунок прыгающей девочки и спросить, что это такое, он может ответить, что это забор.

Заключение:

Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Игры пробуждают в детях любопытство, которое вызывает желание экспериментировать и помогает добиваться результата, развивают решительность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. Дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в жизни и лучше воспринимают новые задачи.

1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя - Москва: Просвещение,
1983.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игровой деятельности на формирование

Социально-личностного развития дошкольника .

Голова Инна Викторовна

Воспитатель

МДОУ «№78 Комбинированного вида»

Г. Cаранск, РМ

Игра - высшая форма исследования.
(Альберт Эйнштейн )

Актуальность: Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.

Игра для дошкольников является особым способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей развиваются разнообразные интересы, расширяется их словарный запас, воспитываются такие сложные чувства, как любовь к Родине, своему народу, т.е. формируется личность будущего гражданина страны. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Игра имеет полярное влияние на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

При благоприятных условиях использования игровых технологий, дети овладевают навыками общественного поведения . Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Влияние игровой деятельности на социально-личностное развитие дошкольника: Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры.

Все прекрасно знают, что главной и ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Только в игре у детей зарождаются и развиваются все основные формы деятельности детей данного возраста. Через игру ребенок познает окружающий его мир, а также учится взаимодействовать с ним. Именно в игре малыш обучается полноценно общаться со сверстниками, подчинять свои желания игровым правилам, развивает психические процессы, среди которых восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание, формирует свои первые нравственные чувства. Игра является своеобразным способом вхождения детей во взрослый мир, репетицией взрослой жизни для ребенка, которая готовит его к учению и труду.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Игра для ребенка имеет то же значение, что профессиональная и трудовая деятельность - для взрослого. Можно с уверенностью сказать, что как ребенок себя проявляет в игре, так он будет себя вести в работе, когда вырастет. (Макаренко А.)

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником – это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

В дошкольном возрасте складываются механизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидеть последствия поступков. Однако эти психологические образования еще не выполняют в полной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям-дошкольникам приписывается недостаточность волевого развития.

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Кроме того, игра способствует развитию связной речи дошкольников. Игровая ситуация требует от них наличия определенного уровня развития речи. Поэтому необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует у детей развитие связной речи.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, театрализованные игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные, развивающие игры.

Театрализованная деятельность, а также игры-драматизации - являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер - в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

В настоящее время, в изобилии разработаны развивающие, обучающие игры для дошкольников. Их необходимо подбирать с учетом возраста ребенка и в разумной последовательности этапов – то есть, от - наименее сложных, к - все более усложняющимся задачам, можно также постепенно вводить дополнительные усложняющие элементы.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Но игра - не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта - рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и главное - представлениями о том, что ты хочешь сделать.

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное - получить результат, т.е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали. Если ребенку через 2 дня показать его же рисунок прыгающей девочки и спросить, что это такое, он может ответить, что это забор.

Заключение: Что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил.

Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Игры пробуждают в детях любопытство, которое вызывает желание экспериментировать и помогает добиваться результата, развивают решительность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. Дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в жизни и лучше воспринимают новые задачи.

Список использованной литературы:

1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010

2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравтсвенное воспитание детей 3-4 лет. Игровая и продуктивная деятельность – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя - Москва: Просвещение,
1983.



Игра (И.), игровая деятельность (англ. play) - один из видов активности человека и животных. Детская И. – истор. возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И. (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психич. процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Центр. вопросом теории детской И. является вопрос об ее истор. происхождении . Д. Б. Эльконин показал, что И. и, прежде всего, И. ролевая возникает в ходе истор. развития общества в результате изменения места ребенка в системе обществ. отношений.

Данные о развитии и жизни ребенка и его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Лишь в 1930-е гг. появились спец. исследования М. Мид, посвященные детям племен Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх. Данные, которые разбросаны по бесчисленным этнограф., антропол. и географ. описаниям, чрезвычайно схематичны и фрагментарны.

Невозможно точно определить истор. момент, когда впервые возникает ролевая игра. На ранних этапах развития человеч. общества, когда производит. силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой спец. подготовки включать детей в труд взрослых, не было ни спец. упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых.

На более высокой степени развития включение детей в наиболее важные области труд. деятельности требовало спец. подготовки в форме овладения простейшими орудиями труда. Такое овладение орудиями труда начиналось в очень раннем возрасте и проходило на уменьшенных по своим формам орудиях. Возникли особые упражнения с этими уменьшенными орудиями труда. Взрослые показывали детям образцы действий с ними и следили за ходом овладения этими действиями. После периода овладения этими орудиями, различного в зависимости от сложности, дети включались в производит. труд взрослых. Лишь очень условно эти упражнения м. б. названы играми.

Дальнейшее развитие про-ва, усложнение орудий труда, появление элементов дом. ремесла, возникновение на этой основе более сложных форм разделения труда и новых производств. отношений приводит к тому, что возможность включения детей в производит. труд еще более осложняется. Упражнения с уменьшенными орудиями труда становятся бессмысленными и овладение осложнившимися орудиями отодвигается на более поздние возраста. На этом этапе развития возникают одновременно 2 изменения в х-ре воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. 1) выясняются некоторые общ. способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигат. координаций, мелких и точных движений, ловкости и т. п.), и общество создает для упражнения этих качеств особые предметы. Это или деградировавшие, упрощенные и потерявшие свои первоначальные функции уменьшенные орудия труда, или даже спец. предметы, изготовленные взрослыми для детей. Взрослые показывают детям способы действий с этими игрушками. 2) появляется символ. игрушка. При ее помощи дети воссоздают те сферы жизни и про-ва, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.



Т. о., ролевая игра возникает в ходе истор. развития общества в результате изменения места ребенка в системе обществ. отношений. Вместе с возникновением ролевой игры возникает и новый период в развитии ребенка, который носит название дошкольного периода развития. Появляется своеобразный период, когда дети предоставляются самим себе. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобожденные от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. В этих детских сообществах и начинает господствовать игра.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски