Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски

Время публикации: 10.06.2016 12:37 | Последнее обновление: 10.06.2016 19:40

В 1969 году родилось замечательное соревнование "Белая ладья". Хорошо помню, как в "Пионерской правде" появилось обращение чемпионов мира по этому поводу. Суть заключалась в том, что учащиеся соревновались между собой, защищая честь своих школ и попутно добиваясь какого-то спортивного результата. У меня всегда от этих турниров сохранялось ощущение чего-то тёплого, доброго.

Ступенчатость отбора - школьные соревнования, потом городские, потом областные, потом Всесоюзные, а сейчас Всероссийские - была изначально очень хорошо продумана. Участие принимали не профессиональные шахматисты, а обычные школьники.

Так получилось, что в 2010 году мне поручили возглавить детско-юношескую комиссию шахматной федерации Московской области. Мы старались проводить "Белую ладью" всегда, независимо ни от чего. И мне в последнее время неприятно читать в некоторых СМИ, что после развала Союза "Белая ладья" оказалась в загоне и не проводилась. Неправда, эти соревнования никогда не прекращались, всегда находились энтузиасты поддержать "Ладью" на плаву. Например, в начале девяностых турнир проводил Юрий Павлинович Соколов, возглавлявший детскую комиссию РШФ. Потом соревнования проходили в Серпуховском детском оздоровительном комплексе "Зелёный шум", где директором был Владимир Филиппович Попов, а организатором выступал Михаил Витальевич Крюков. Надо отдать должное всем этим энтузиастам, так как у них не было государственной поддержки. Тем не менее более 60 команд собиралось со всей России.

Именно из "Ладьи" вышли многие достойные шахматисты. Когда-то в турнире участвовали нынешний гроссмейстер Артём Тимофеев, гроссмейстер Московской области Артём Чернобай, Марина Гусева (сейчас она Нечаева), тот же Игорь Курносов.

Даже у нас в Коломне в 2011 году проходил четвёртый (!) международный турнир "Белая ладья", где главным судьёй был Игорь Юльевич Ботвинник - замечательный человек, который сглаживал все острые углы во время соревнования. Участие там принимали совершенно фантастические команды из Армении, Азербайджана, Сербии, Черногории, Эстонии, Латвии, Белоруссии, Туркменистана, Украины и России - всего было четырнадцать международных команд. А сейчас нам говорят, что такая форма соревнований образовалась впервые!

В общем, история ждёт своего честного писателя, который опишет всё, что происходило и восстановит истину. "Белая ладья" имела и имеет для детских шахмат очень большое значение. И нельзя быть Иваном не помнящим родства и говорить, что десять лет соревнований не было, а сейчас они прямо-таки возродились. Всё было!

Извините за несколько длинное предисловие, но оно важно для общего понимания вопроса. Теперь - непосредственно к теме.

Только что в Сочи Всероссийский финал увенчал очередной цикл соревнований "Белой ладьи". А ранее в том же Серпуховском "Зелёном шуме" состоялся областной финал. Заседала мандатная комиссия, которая принимала все документы и проверяла, чтобы члены каждой команды были учениками одной школы, и чтобы они были не старше 14 лет. Все были допущены на турнир, правда, не без казуса. У одной из команд нашлись расхождения по годам рождения детей в заявке и в реальных документах, но поскольку другие требования нарушены не были, комиссия приняла решение допустить её. Это была команда Пушкинского муниципального района от Братовщинской средней общеобразовательной школы.

Но казусы на этом не закончились. Стали сомневаться, что один из участников той команды, Анатолий Москвин, является учащимся той же школы. Это очень известный шахматист, член юношеской сборной Московской области. Вообще-то он проживал в селе Макарово (городской округ Черноголовка) и учился в школе №82 Черноголовки. А тут вдруг оказывается в Братовщинской!

Тренеры нескольких команд написали протест, но поскольку документы были оформлены должным образом, за исключением мелких недочётов, главный судья всё-такт допустил команду к участию, чтобы дети не страдали - они же ни в чём не виноваты. Но он обратился ко мне как к председателю детско-юношеской комиссии с просьбой проверить, правомочен ли протест тренеров, и действительно ли Анатолий не учится в Братовщинской школе. Я переговорил с тренерами, входящими в комиссию (а их у нас много, поскольку область большая), обратился в школы Черноголовки и Братовщины, и в итоге выяснилось, что Москвин не является учеником Братовщинской средней общеобразовательной школы. Эта информация была доведена до судейской коллегии и главного арбитра.

К тому же выяснилось, что участники команды были учащимися областной спортивной школы города Пушкина, а это абсолютно противоречит Положению турнира, в котором чётко прописано, что участники команды должны быть учениками из одной обычной общеобразовательной, а не спортивной школы. Видимо, тренер поддался соблазну выиграть медали и собрал сильных ребят из спортивной школы. И самое обидное, что он в этот обман втянул всех ребят. К тому же директор школы определённо заявил, что ни о каком переходе Анатолия Москвина в другую школу и речи быть не могло.

Узнав, что проверка комиссии выявила обман, тренер позвонил маме Анатолия, и она на следующий день отнесла в школу Черноголовки заявление о переводе сына в Братовщинскую школу, чтобы как-то сгладить эти последствия. Документы из школы родителям пришлось забрать, потому что турнир начался 10 марта, а заявление о переводе в другую школу было датировано 11 марта. Кроме того, у нас есть документы, подтверждающие, что 11 марта Анатолий ещё был учеником школы № 82 города Черноголовки, а тренер команды представил документы от 25 февраля, в которых написано, что все они являются учащимися Братовщинской общеобразовательной средней школы; директор же подписал приказ о зачислении Москвина 29 февраля. Всё это в совокупности с другими неточностями в документах производило впечатление абсолютно безответственного, халатного отношения к делу, расчёт на "авось пронесёт".

Ради каких-то медалей, достижений, званий тренер идёт на такой подлог, вовлекая в это родителей, администрацию обеих школ и самого мальчика.

А судья предпринял ещё такой шаг. Он пригласил к себе мальчика и в присутствии тренера начал его спрашивать, в какой школе он учится, в каком классе, как зовут классного руководителя, директора. Естественно, любой ученик знает ответы на такие вопросы. Анатолий же ни на один из них не ответил. Было очевидно, что ребёнка обманом втянули в эту, мягко говоря, неприятную историю.

Я опрашивал всех членов детско-юношеской комиссии, как нам поступить. Все пришли к выводу, что надо снять с соревнования Анатолия Москвина, а остальная команда пусть играет дальше. Но главный судья руководствовался Положением, в котором чётко прописано, что в случае выявления каких-либо нарушений с соревнования снимается вся команда, поэтому он принял решение снять команду. Турнир скоротечный, к тому моменту прошло уже два тура, но на третий команда уже не вышла.

После этого в шахматной федерации Московский области президиум обсудил ситуацию, и все единогласно пришли к выводу, что команда была снята совершено правильно. Нельзя потакать случаям, когда детей уже с самого детства приучают врать. Тренер - это тоже воспитатель. А чему он может научить детей, когда так беззастенчиво обманывает? Самое интересное, что когда его вывели на чистую воду, он кричал, что все вокруг обманывают, и почему он не может делать то же самое. То есть у него такой подход: если все делают гадости, то чем я хуже?

Сейчас раздаются голоса, что не надо было снимать команду, пусть бы она отыграла, а потом бы уже разобрались. Но если вы купили гнилой арбуз, то это же не значит, что вы должны его съесть, не правда ли? К тому же всё это видели дети других команд, их родители, тренеры, и ни у кого не возникло даже тени сомнения, что команду сняли незаслуженно.

И вот теперь я подхожу к самому главному и свежему.

Руководитель команды Эдуард Шкоков - человек нахрапистый, желающий, чтобы торжествовала только его правда. Он стал писать письма, обращался к Андрею Филатову, к Марку Глуховскому, пытался всем объяснить, что ребёнка не успели тогда перевести в другую школу. РШФ поручила Московской области разобраться самим, и наш президиум собирался по этому поводу ещё раз, 12 мая. Снова рассмотрели вопрос, взвесили все "за" и "против", даже пригласили на обсуждение одного из основателей "Белой ладьи" Анатолия Быховского. Он-то и подтвердил ещё раз мысль о том, что турнир задумывался не как соревнование спортивных школ, а как один из способов популяризации шахмат в обычных общеобразовательных учреждениях.

Был приглашён и Шкоков, у которого было своё понимание ситуации - все неправы, а он прав, и он добьётся того, что его команда будет играть в финале. Никто в это не верил. Здравый смысл говорил, что в финале должна выступать команда-победитель соревнования, а это была команда из города Фрязино.

На эту команду пришёл вызов Минспорта России, подписали. (Этот и другие документы можно скачать в приложении ниже.)

Когда же 1 июня финальный турнир начался, выяснилось, что в стартовом списке появилась команда "Московская область-2" - именно та, которую мы сняли с соревнований совершенно обоснованно, в соответствии с Положением.

Возникает масса вопросов. Никто этой команде заявку не подписывал - ни вице-президент, ни президент федерации области (по Положению заявка должна быть подписана представителем шахматной федерации области и руководителем субъекта федерации, что само по себе очень непростое занятие), и непонятно, на каком основании "Московская-область-2" выступала в соревновании. Очень интересно, как мандатная комиссия пропустила команду без подписанной заявки.

Как мы видим, тренер добился своего. При этом заявил, что шахматная федерация Московской области для него ничего не значит, и он может решать все вопросы "напрямую".

Очень грустно на это смотреть. Мы пропагандируем честную спортивную борьбу, а получается, что главное - пробивные способности тренера.

Ещё больше неприятного осадка добавляет то, что в курсе ситуации было около ста человек, присутствовавших тогда на областном турнире, - участники команд, их родители, тренеры. И сейчас, когда все узнали, что снятая с соревнований команда допущена в финал, не пройдя отбор, они мне звонили и недоумевали, на каком основании её взяли.

Я не могу ответить на этот вопрос. Может быть, кто-то знает ответ?


Комментарии

Ничего нового. Я помню, что и в 1970-х годах, когда моя 762 школа Бабушкинского р-на г. Москвы постоянно выходила в финал Белой Ладьи по Москве (соревнование проводилось в Центральном Доме пионЭров на Ленинских Горах), некоторые школы, как правило, становившиеся победителями, мухлевали с составами: собирали всех сильнейших в одной школе, подсовывали "липовых" учащихся...
Все как было в России враньем, так и осталось - "их там нет".

В Литве никто не мухлевал. :) В городе Кедайняй была одна школа и все их шахматисты там учились, они и выигрывали Литву. У нас в Вильнюсе было две престижных школы, 6-ая и 8-ая, и шахматисты учились и в одной, и в другой. :)

Уж наверняка не мухлевал. Никогда, ни при каких обстоятельствах.

Воспоминания Таля о датированной сорок девятым годом встрече в Прибалтийском турнире Дворцов пионеров с эстонцем призывного возраста (и победе над ним, единственной для Миши в том турнире) помним? Или как с Микенасом, ненавидевшим коммунистов и забывшим название родного Таллинна?

Интересная у вас манера вести "дискуссию". Как только вам доказывают что-то с фактами, которых вы не знаете, то сразу срываетесь на крик и оскорбления. Вполне возможно, что в Литве все было чисто и стерильно, и советские методы не проникли во все поры деятельности, но все-таки лучше усваивать какую-то информацию, чем с ходу ее отвергать.

Дискуссию? С Лукуллусом? Еще нехватало дискутировать с человеком, для которого лгать - профессия, и который совершенно не в тему достает меня с одним случаем, когда меня подвела память. Просто назвал его тем, кто он есть.

Что вы такое говорите!? Я хорошо знаком с Lucullus вне этого сайта. Это замечательный, добрый, заботливый и порядочный парень. О его исключительном интеллекте я даже не говорю; это и так хорошо известно. Мне очень повезло, что я с ним познакомился. Я старше, но многое узнал именно от него. Надеюсь, его страна заметит Lucullus, и он займет подобающее его способностям и порядочности место.

Зачем было мухлевать,когда в городе всего одна школа? Вообще-то на этом сайте некоторые
товарищи призывают идти в ногу со временем,но подразумевают при этом переход на рапид.
Между тем именно "Белая ладья" проводится по Положению,которое придумано почти полвека
назад и явно устарело. Можно вспомнить,что никаких ДЮСШ и тем более СДЮСШОР тогда
не было,и "Белая ладья" действительно была кузницей молодых талантов.Сейчас ничего этого
нет и в помине,потому нужно придумать Положение,которое бы соответствовало духу времени.
Во-первых,комплектование команд детьми одной школы выглядит анахронизмом и только приводит к
скандалам,а во-вторых,очевидно,необходимо понизить возраст игроков.Ныне в 14 лет люди
уже становятся международными мастерами и даже гроссмейстерами,а перворазрядники считаются бесперспективными,потому невольно возникает вопрос-кому нужны такие акселераты в подобных соревнованиях?

Геннадий, речь же идёт не о Кедайняе, а о Вильнюсе. Захотели бы столичные дети жёстко выиграть республиканскую белую ладью - смухлевали бы. :)
Кстати, ваш покорный слуга, из-за белой ладьи в 1982-1984 годах, три раза поменял школу. Получилось весьма необычно, но нескучно. И без мухлежа. :)

Да, именно так, thanks! На городском уровне мы с ними бились с переменным успехом, но чаще выигрывали. :) А на школьном у нас не было шансов, потому что кто-то учил математику, а кто-то - английский. :)

Ну насчет мухлежа Вам уже ответили, хотя могли бы и сами сообразить, если бы захотели сообразить, а не поспорить.

Насчет остального - я в целом доволен тем, что делается. Например, в этом году в России целых 15 этапов рапид гран-при. И еще много всего происходит. Грызть чиновников федерации из-за Белой Ладьи, про которую мы, кстати, давно не слышали, мне кажется при таком раскладе очень странным. Даже если они где-то чуток накосячили. Пускай с Белой Ладьей разбираются те, для кого эта проблема важная.

И.Ковпак,в статье многое не договаривает:есть главный судья турнира,руководитель мандатной комиссии,- как они объясняют участие в финале команды "Московская область-2"?
Вероятно,есть "чайник",который дал указание включить в финал эту команду,но назвать его ФИО страшно...

В Положении в разделе "Требования к участникам" сказано:"В случае нарушения порядка
комплектования команд на всех этапах Соревнования команда,нарушившая настоящее Положение,дисквалифицируется.Вопрос о дальнейшем участии данной команды в Соревновании
будет рассмотрен РШФ".Вот РШФ и рассмотрела,хотя и не так,как хотелось Ковпаку...

Спасибо за разъяснение.О решении РШФ Ковпак и не написал.
Хотя мог сообщить,- почему РШФ признало незаконным исключение команды из турнира и высказать свое мнение об этом решении.

Красиво. Долго сочиняли? Теперь ещё неплохо бы пояснить связь между допуском в финал команды, дисквалифицированной на предыдущем этапе, и "не слишком строгим наказыванием детей за ошибки взрослых дядей".

Место проведения : Музей Великой Отечественной войны Мемориального комплекса «Поклонная гора»

Организаторы: Общее руководство проведением Турнира осуществляется Департаментом образования города Москвы (www.dogm.mos.ru) по согласованию с Шахматной федерацией г. Москвы (далее – ШФМ) (www.moscowchess.org) и Московским городским советом ветеранов (www.mgsv.org). Непосредственное проведение соревнований возлагается на Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Воробьевы горы» (далее – ГБПОУ «Воробьевы горы») и главную судейскую коллегию (далее – ГСК), утверждаемую ШФМ.

Турнир состоит из трех отдельных номинаций:

  1. Номинация «Белая ладья».
  2. Номинация «Не прервется связь поколений «Пешка и ферзь».
  3. Номинация «Московский шахматный турнир среди ветеранов в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Образовательная организация должна быть представлена не менее чем в двух номинациях Турнира.

Турнир проводится в три этапа (кроме номинации «Московский шахматный турнир среди ветеранов в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.») :
Первый (школьный) этап: 10 октября – 30 ноября 2016 года проводится в общеобразовательных учреждениях;
Второй (межрайонный) этап: 01 декабря 2016 года – 8 февраля 2017 года проводится в общеобразовательных учреждениях;
Третий (городской) этап проводится 4 марта 2017 года в Музее Великой Отечественной войны Мемориального комплекса «Поклонная гора».
Для номинации «Белая ладья» городской финал проводится на двух площадках в 7 туров.
В Российском государственном социальном университете проводятся шесть туров по следующему расписанию:
11 февраля 2017 года – туры 1 и 2;
18 февраля 2017 года – туры 3 и 4;
25 февраля 2017 года – туры 5 и 6.
В Музее Великой Отечественной войны Мемориального комплекса «Поклонная гора» проводится заключительный седьмой тур 4 марта 2017 года.

Шахматный турнир «Белая ладья» был основан в 1969 году, благодаря чему является одним из старейших в России. Соревнование проводится при поддержке Российской шахматной федерации, Министерства спорта Российской Федерации, а также Министерства образования и науки Российской Федерации. За почти полувековую историю турнир заслужил всероссийское признание и уважение и стал самым престижным детским шахматным первенством. Среди гостей «Белой ладьи» регулярно присутствуют известные личности, являющиеся поклонниками шахматного спорта. Турнир ставит перед собой цель не просто популяризовать шахматы среди обучающихся, но и выявить сильнейших спортсменов, и помочь им развить свои способности. Сделать из талантливых, начинающих шахматистов гроссмейстеров, наследников великих традиций Михаила Ботвинника и Анатолия Карпова. Победители и призеры турнира помимо ценных и почетных наград, получают право представлять Москву на всероссийских соревнованиях, что является большой честью как для самих спортсменов, так и для образовательных организаций, которые они представляют.

(командный зачет, индивидуальные результаты)

_____________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ центра
методического обеспечения физи-
ческого воспитания Департамента
образования города Москвы

Н.С. Федченко
«___»____________2013 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении финальных городских соревнований
по шахматам «Белая ладья»
ХII Спартакиады обучающихся государственных
общеобразовательных учреждений города Москвы

1. Цели и задачи

Соревнования среди школьных команд общеобразовательных учреждений города Москвы проводятся с целью:
- пропаганды здорового образа жизни и регулярных занятий физической
культурой и спортом;
- организации в общеобразовательных учреждениях спортивных
мероприятий среди учащихся, способствующих их развитию личности;
- развития шахмат среди молодежи, выявления одаренных юных
шахматистов;
- спортивного отбора лучшей команды общеобразовательных учреждений
города Москвы для участия в финальных Всероссийских соревнованиях
«Белая ладья» 2013 года.

2. Организаторы и руководство проведением соревнования

Общее руководство соревнованиями осуществляет оргкомитет Спартакиады обучающихся образовательных учреждений города Москвы.
Непосредственное руководство соревнованиями осуществляет ГБОУ центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы и созданная при нем Главная судейская коллегия. Главный судья соревнований – Решетников Евгений Александрович.

3. Место и сроки проведения соревнования

Соревнования проводятся с 25 по 29 марта 2013 г. в шахматном клубе им.Т.В. Петросяна, по адресу: Большая Дмитровка, д.11,стр.2 . Проезд: метро «Охотный ряд», далее пешком 5 мин.
Торжественное открытие турнира в 11.00. Начало первого тура – в 11-30.

4. Участники соревнований

К финальным городским соревнованиям по шахматам «Белая ладья» допускаются десять команд общеобразовательных учреждений – победители окружных соревнований (по одной команде от каждого административного округа – сборная команда школы).
В состав команд допускаются игроки – учащиеся государственных общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов и т. д.) Департамента образования города Москвы 1999 года рождения и моложе, обучающиеся в данном учреждении не позднее 1 сентября 2012 г., независимо от шахматной квалификации. Заявочный состав команды: 6 человек. Игровой состав команды – 4 человека (3 мальчика и 1 девочка). Разрешается играть девочке на доске мальчика. На четвертой доске в каждом матче выступает обязательно девочка.
К соревнованиям не допускаются команды учреждений дополнительного образования, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, а также сборные команды двух и более общеобразовательных учреждений.

5. Подача заявок

Заявки в мандатную комиссию подаются по установленной форме в печатном виде. (Форма заявки прилагается).
Допуск к участию в соревнованиях производится на основании именной заявки, заверенной директором общеобразовательного учреждения и врачом.
Допуск и подпись врача в заявке ставится напротив каждой фамилии участника соревнований.
Количество участников, допущенных к соревнованиям, пишется в конце заявки цифрой и прописью и заверяется подписью врача и треугольной печатью поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.
На каждого участника соревнований иметь справку-подтверждение из образовательного учреждения с фотографией, подтверждающую, что он является его учеником с указанием фамилии, имени, отчества и класса. Все документы заверяются директором школы (печать ставится на угол фотографии учащегося).
Заявки подаются за 30 минут до начала соревнований в мандатную комиссию. К соревнованиям не допускаются команды и участники без выше указанных документов.
Представителям команд иметь отчет об окружных соревнованиях.

5. Условия проведения соревнований

Соревнования проводятся по круговой системе в 9 туров с контролем
времени 1 час на партию каждому игроку по правилам быстрых шахмат ФИДЕ.
Расписание туров:
25 марта 11-30 – 13-30 – 1-й тур;
14-00 – 16-00 – 2-й тур;
26 марта 11-00 – 13-00 – 3-й тур;
13-30 – 15-30 – 4-й тур;
27 марта 11-00 – 13-00 – 5-й тур;
13-30 – 15-30 – 6-й тур;
28марта 11-00 – 13-00 – 7-й тур;
13-30 – 15-30 – 8-й тур;
29 марта 11-00 – 13-00 – 9-й тур
14-00 – закрытие турнира.
Турнир проводится с записью партий на бланках.

К очередному туру (кроме первого) допускаются команды, имеющие в своем составе не менее двух игроков. На пустующих досках запускаются часы. По истечении 30 минут в случае неявки игрока засчитывается техническое поражение. За 10 минут до начала каждого тура тренер -представитель команды предоставляет главному судье заявочный протокол с указанием фамилий игроков, играющих на каждой доске в этом туре.
Если запасные игроки не участвуют в матче какого-либо тура, то основные игроки выступают на досках, указанных в заявке перед первым туром. Запасные игроки могут заменять основных на любых досках, при этом сдвиг досок не производится. В процессе проведения турнира запрещается перемещать игроков с одной доски на другую (размещение игроков по доскам производится строго по заявке, поданной представителем команды до начала соревнования). При проведении соревнования выделяется игровая зона, в которой имеют право находится только действующие игроки и судьи. Использование мобильных телефонов в игровой зоне запрещено. В случае нарушения этого запрета каким-либо игроком ему засчитывается техническое поражение. В случае вмешательства игроков команд, участвующих в матче, в ход шахматной партии (подсказка хода или факта падения флажка), игроку этой команды присуждается поражение. В случае вмешательства игроков посторонних команд – нарушитель дисквалифицируется на следующий тур.
Места команд в финальных городских соревнованиях определяются по сумме очков, набранных всеми участниками команды. В случае равенства очков места определяются по указанным ниже дополнительным показателям (в порядке убывания предпочтения).
- по набранным командным очкам (выигрыш матча – 2 очка, ничья в матче –
1 очко, проигрыш матча – 0 очков),
- по результату матча между собой,
- по итоговым турнирным результатам на 1-й доске, затем на 2, 3, 4 доске.
Распределение мест по доскам в личном зачете определяется по сумме очко, набранных игроками. В случае равенства очков места определяются по указанным ниже дополнительным показателям (в порядке убывания предпочтения).
- по результатам встреч между собой,
- по количеству побед.
- по коэффициенту Бергера.

6. Награждение

Команда, занявшая первое место, получает право на участие во Всероссийском соревновании «Белая ладья».
Команды, занявшие 1, 2 и 3 места, награждаются дипломами Департамента образования города Москвы и кубками, а их участники – медалями, грамотами и личными призами.
Участники, занявшие первые места на 1, 2, 3, 4 досках, награждаются медалями, грамотами и личными призами Департамента образования города Москвы.

7. Условия подачи протестов

Протест подается официальным представителем команды в судейскую коллегию по ходу проведения соревнования или не позднее 30 минут по окончании соревнования.
Судейская коллегия рассматривает протест и дает письменный ответ за подписью главного судьи официальному представителю команды.
В случае подтверждения нарушения правил комплектования команды, результат аннулируется, команде дается 10 место и при комплексном подсчете очков Спартакиады этот вид считается обязательным и идет в зачет округу. О нарушении настоящего Положения в письменном виде сообщается начальникам окружных управлений образования.

Белая ладья

– Теперь, братцы, я буду учить вас играть, – сказал Незнайка.

– А я и так знаю, как в шахматы играют. Вот так! – закричал Пиноккио и поставил на шахматной доске друг на дружку две черные ладьи, две белые ладьи и белого ферзя.

– Вот и не так, – сказал Незнайка. – Каждый противник играет только своими фигурами. Один – светлыми фигурами – белыми , другой – темными фигурами – черными.

????????

????????

????????

????????

И играют противники совсем не так, фигуру на фигуру ставить нельзя. Их ставят на клеточки. Одну фигуру можно поставить посередине только одной клеточки. Вот поставим на шахматную доску белую ладью. В шахматах противники по очереди делают ходы – двигают свои фигуры с клетки на клетку по особым правилам. Посмотрите, как ходит ладья. Она ходит только по линиям – прямым дорожкам доски: влево, вправо, вперед и назад. За один ход ладья может пройти на любую клетку своей линии, – и Незнайка стал двигать белую ладью, показывая все ходы, которые она может сделать из этого положения:

– Теперь сами потренируйтесь, – сказал Незнайка.

Дюймовочка робко взялась за белую ладью и толкнула ее через две клетки влево. Вот так:

Затем ход белой ладьей сделал Пиноккио. Он по двинул ее в угол. Вот так:

А Чиполлино переместил белую ладью в правый угол. Вот так:

Долго ходили человечки белой ладьей по шахматной доске, побывали на всех ее полях.

Необыкновенным человечкам очень понравилось учиться играть в шахматы, но больше всех радовался Незнайка – ведь он был учителем.

Советы родителям

Ребенок познакомился с терминами белые, черные, линия, ход, начал осваивать ход ладьи.

Читая малышу текст сказки, руководствуйтесь принципом посильности, разрешите ребенку передвигать белую ладью за Пиноккио, Дюймовочку, Чиполлино. Если ребенок еще не может правильно перемещать ладью за персонажей сказки, показывайте ходы ладьи сами и просите малыша повторять за вами. Детям старше 5 лет можно объяснить, что линии бывают вертикальные (черно-белые дорожки, которые проходят от одного противника к другому) и горизонтальные (черно-белые дорожки, которые идут слева направо). Добавьте, что по-другому вертикальные линии называют вертикалями , а горизонтальные линии – горизонталями. Практика показывает, что ребенку, не достигшему пятилетнего возраста, трудно устойчиво отличать горизонталь от вертикали, выговаривать и запоминать эти слова. Предложите малышу: – из кубиков двух цветов выложить линию. Хорошо, если грани кубиков в размер полей вашей шахматной доски, тогда кубики можно разместить на шахматной доске; – раскрасить в клетчатой тетради дорожку – «линию»; – начертить «линию» мелом на асфальте.

Для изучения возможностей ладьи поиграйте с ребенком в следующие дидактические игры:

«На одну клетку». Делайте с ребенком по очереди ходы белой ладьей, но только на соседнее поле по вертикали или горизонтали. Учите ребенка ставить ладью аккуратно в середину клетки.

«Через клетку». В этой игре белая ладья должна каждый раз перепрыгивать через одну клетку.

«Через две клетки». А здесь вы по очереди ходите ладьей через два поля.

«Большой прыжок». Проводится аналогично предыдущим играм, но ладья перемещается через 3, 4, 5, 6 полей. Рекомендуется для занятий с детьми старше 4,5 лет. «Поворот». После каждого вашего хода малыш следующий ход ладьей совершает в перпендикулярном направлении, «поворачивает» белой ладьей.

«Задача направления». Расположитесь с ребенком с одной стороны шахматной доски. Задайте малышу направление движения ладьи и количество полей, на которое она пойдет. Например: «Налево на одно поле». Ребенок делает этот ход и дает задание вам. Давайте малышу посильные задания. Приблизительно максимальное количество полей, которое может точно отсчитать ребенок, соответствует его возрасту, т. е. 3 года – три поля и т. д. Эта дидактическая игра очень важна и для подготовки ребенка к школе.

«Туда-сюда». Сделайте какой-нибудь ход белой ладьей. Ребенку надо вернуться ладьей назад, на исходное поле. Потом поменяйтесь ролями.

«Длинный ход». Попросите малыша сделать ход ладьей из какого-нибудь конкретного положения на максимальное количество клеток.

«По всем углам». Поставьте белую ладью в один из углов шахматной доски. Предложите малышу «пробежаться» белой ладьей по всем угловым клеткам и вернуться на исходное поле.

Если ребенку трудно осваивать ход ладьи, например, малыш, делая «длинные» ходы, все время соскакивает ладьей на соседнюю линию или ходит ею наискосок, поиграйте на фрагментах шахматной доски, маскируя «лишние» поля. Для дидактических игр рекомендуем такие фрагменты: две клетки на две, две на три, две на четыре, три на три, три на четыре, четыре на четыре. Получить подобный набор фрагментов можно и разрезав картонную доску (например, выпускаемую полиграфической фабрикой «Малыш»).

Условимся называть доску восемь на восемь клеток «большой» доской, а фрагменты шахматной доски – «маленькими» досками. Поиграйте с ребенком в дидактические игры «На одну клетку», «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда», «По всем углам» и на маленьких досках. Когда малыш овладеет ходом ладьи, переходите к чтению четвертой главы.

Идея фрагментирования игральной доски для начального обучения ряду игр, в том числе и игре в шахматы, подробно раскрыта в следующих заявках на изобретения: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Устройство для обучения игре в шахматы», заявка № 4336153/12 от 30 ноября 1987 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Способ формирования игрового поля шахматной доски», заявка № 4370451/12 от 30 ноября 1987 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Устройство доски для обучения игре в шахматы», заявка № 4434069/12 от 11 мая 1988 г.; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев. «Способ формирования фрагментов игрового поля шахматной доски», заявка № 4435554/12 от 11 мая 1988 г. В последующих главах методика первоначального обучения с использованием фрагментов шахматной доски будет достаточно полно описана.

Из книги Шахматы для самых маленьких автора Сухин Игорь Георгиевич

Глава 7 Ладья против слона – А теперь Дюймовочка играет белой ладьей, а Пиноккио – черным слоном, – сказал Незнайка. Дюймовочка увидела, что черный слон Пиноккио атакует ее белую ладью, и передвинула ее вперед, в дальний угол шахматной доски.– Караул, на моего слона

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Глава 13 Белая пешка – А какие шахматные фигуры самые слабые? – спросила Дюймовочка.– Пешки, – ответил Незнайка и поставил на шахматную доску белую пешку. Пешки ходят только вперед: на одну клетку по прямой. Поэтому в таком положении у белой пешки есть только один

Из книги Тогда, в Багио автора Кикнадзе Александр Васильевич

Глава 17 Ферзь, король, ладья и слон против пешки – Я вам говорил, что пешка самая слабая фигура… пока не превратится в ферзя. Сейчас вы поиграете пешкой против других фигур и сами увидите, кто сильнее. Вот первое положение, – проговорил Незнайка и поставил на шахматную

Из книги Страницы олимпийского дневника автора Кулешов Александр Петрович

Глава 20 Ферзь, ладья и слон против коня Пиноккио поднял белого коня над головой и посмотрел на товарищей:– Ну, кто сразится с моим скакуном?– Мой черный ферзь сразится, – проговорила Дюймовочка. Пиноккио поставил белого коня в центр. И Дюймовочка поставила черного ферзя

Из книги Соленые радости автора Власов Юрий Петрович

Глава 28 Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход – Теперь, братцы, поучимся ставить мат, – неторопливо проговорил Незнайка и одно за другим расставил на шахматной доске четыре таких положения. – Сначала решите четыре задачи, где мат в один ход черному королю дает белый

Из книги Своды Славянской гимнастики автора Мешалкин Владислав Эдуардович

Из книги автора

ГЛАВА V Филиппины расположены на бесчисленном множестве островков. Если соединить их, то это будет не такое обширное государство. Страна невелика, но кажется, нет границ ее сердечности. Здесь живет удивительно доброжелательный народ, который любит петь, умеет строить,

Из книги автора

ГЛАВА VI Корчной носит с собой счетчик Гейгера.В зале разрешают фотографировать три минуты, когда партнеры, не задумываясь, делают первые ходы. Едва истекают три минуты, у сцены появляется миловидная строгая дама в форменном платье и обращает к зазевавшемуся

Из книги автора

ГЛАВА VII Когда-то «Морнинг пост» (была в Англии такая преждевременно состарившаяся и мирно почившая газета) писала: «Если англичанину не остается гордиться ничем другим, он гордится своим воспитанием».Это было сказано не так давно. Но с другой стороны, кажется, что очень

Из книги автора

ГЛАВА IX Эти сообщения дадут советскому читателю представление о том, что и как писала местная пресса о матче в Багио.В первой нашей беседе (вторая состоялась в Москве, и рассказ о ней ниже) я прошу Виктора Батуринского прокомментировать прессу. И вообще ход матча.- Со

Из книги автора

ГЛАВА X Этот разговор произошел в самолете, летевшем из олимпийского Мюнхена.Мой товарищ Владимир, смотревший с первого до последнего дня соревнования штангистов, перелистывал блокнот и время от времени цокал от восхищения:- Сегодня мухачи справляются со штангой,

Из книги автора

ГЛАВА XI Автор предлагает рассмотреть одну далеко не бесспорную проблему. Он хочет дать повод для размышлений и тренерам, и спортсменам, и спортивным организаторам - всем тем, кто так или иначе причастен к спорту и кто одинаково близко принимает к сердцу его радости и

Из книги автора

ГЛАВА XII Выступая на встрече с писателями Москвы, Анатолий Карпов рассказывал:- Итак, после семнадцатой партии обе делегации достигли соглашения на основе взаимных уступок. Мы решили, что можем принять некоторые условия претендента, он принял некоторые наши. Однако он

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Упражнение IV. «Ладья» В самом названии этого упражнения заложено положение тела. Зоной-мишенью являются большие грудные мышцы, особенно места прикрепления их к грудине. УПРАЖНЕНИЕ IV. «ЛАДЬЯ» Для выполнения этого упражнения необходимо лечь на живот, вытянуть мыски (носки)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски