Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски

Айрьяна Ваэджо, Илаврита, Арктида, Гиперборея, Туле, Йотунхейм, Биармия, Гардарики… Вот уже много столетий эти таинственные названия, известные из индийских, персидских, греческих, скандинавских, арабских и других источников, волнуют умы исследователей. Самое поразительное, что эти давно забытые материки и страны были связаны с Севером России. Издавна наш Север манил путешественников и исследователей, и многие из них задавались вопросом: когда древние люди пришли в полярные страны? До недавнего времени наука считала, что происходило это примерно…

Развивающие игры Б Никитин

Автор книги, известный многим читателям по выступлениям в печати о воспитании детей, рассказывает об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», подробное описание методики их проведения и способа изготовления. Для родителей.

Идея сибирской самостоятельности вчера и… Дмитрий Верхотуров

В книге Д. Верхотурова развенчиваются мифы, что Сибирь – это только и исключительно неотъемлемая часть России. Сибирь – громадная самостоятельная страна, имевшая до русских богатую, многообразную историю, ныне практически неизвестную. Многонациональный сибирский народ говорит в основном по-русски, но имеет не так уж много общего с народом остальной России. Верхотуров красиво и точно показывает, что самому русскому народу не было и нет никакого толку от владения Сибирью. Сибирь – это сырьевой придаток для империи, и только. Впрочем, такова…

Бильярд Евгений Останин

История бильярда, который в настоящее время становится одним из самых популярных видов спорта в России, насчитывает не одно столетие. Бильярд – не только приятный отдых, но и изысканное интеллектуальное развлечение, доступное всем желающим. Данная книга рассчитана на широкий круг читателей; она содержит много интересных сведений из истории бильярда, рассказы о выдающихся игроках, описания игр, наиболее популярных в Европе и Америке. Читатель научится решать бильярдные задачи, получит представление о наиболее зрелищных артистических бильярдных…

Прорицательница Майк Резник

Ей суждено стало вознестись над всеми остальными, играть жизнями народов и миров, как детскими игрушками, переписать заново историю Внутренней Границы, и Внешней Границы, и Спирального Рукава, и даже самой всесильной Республики. В разное время короткой и бурной жизни ее знали как Прорицательницу, и как Пифию, и как Пророчицу. К тому времени, когда она сошла с галактической сцены, только горстка выживших счастливцев могла поведать о ее настоящем имени или о ее родной планете, а иногда и о ее ранних годах, ибо так оно и бывает обычно с гигантами…

Пророчица Майк Резник

Ей было суждено вознестись над всеми остальными, играть жизнями народов и миров, как детскими игрушками, переписать заново историю Внутренней Границы, и Внешней Границы, и Спирального Рукава, и даже самой всесильной Республики. Она внушала ужас всей Галактике. Ее хотели убить, когда она звала себя Прорицательницей. Ее хотели убить, когда она звала себя Пифией. Теперь она стала Пророчицей. И ставки возросли...

Русская армия 1250-1500 гг. Вячеслав Шпаковский

После завоевания Руси монголами в XIII веке русские княжества попали в зависимость от ханов Золотой Орлы более чем на 200 лет. Одновременно Русь испытывала на себе и угрозу со стороны Запада - от рыцарей Тевтонского Ордена. Постепенно происходит рост военной мощи русского государства, создание и развитие нового вооружения, которое испытывает на себе параллельное влияние как Запада, так и Востока. Избавление от монголо-татарского ига открывает новую страницу в истории Руси: русские княжества начинают объединяться вокруг Москвы, которая становится…

Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные… Роберт Скотт

В историю познания, открытия человеком Земли трагические страницы в 1910-1912 годов вписала английская экспедиция к Южному полюсу под руководством капитана Роберта Скотта. Дневники полярного путешественника, его прощальные письма, обращенные к родным, друзьям, к английскому обществу, найденные на груди замерзшего исследователя, рассказывают не только о драматических событиях, но и о величии человеческого духа, о том, как люди открывали и покоряли Южный полюс, познавали Южный континент - Антарктиду. Иллюстрации и карты, воспроизведенные в издании,…

Великая речная война. 1918 - 1920 годы Александр Широкорад

Книга военного историка А. Б. Широкорада повествует о наименее известном аспекте Гражданской войны в России - боевых действиях на реках и озерах. Речные и озерные красные и белые флотилии сыграли в этой войне крайне важную роль. Как правило, огневая мощь флотилий существенно превосходила огневую мощь сухопутных войск, сражавшихся на различных фронтах и театрах военных действий. Тема речной войны очень интересна, но почти неизвестна нашим читателям. Своей книгой, широко используя иллюстрации и карты, автор попытался восполнить этот пробел.…

Этнографическое описание народов России Густав-Теодор Паули

Эта роскошная книга, изданная к 1000-летию России и посвященная императору Александру II, практически сразу после выхода в свет стала библиографической редкостью. По сути, издание закрывает собой эпоху, когда на карте страны оставалось немало белых пятен, а под влиянием наступающей цивилизации еще не начали забываться многовековой уклад жизни и национальные обычаи. Книга-артефакт Теодора Паули «Этнографическое описание народов России» завершает 4-х томник «Народы России» (Проект «Библиотека РУСАЛа»).

Игры пяти зверей. Система оздоровительных… В. Рыжов

«Игра» состоит из ряда укрепляющих здоровье упражнений, имитирующих шаловливые и резвые движения пяти животных: тигра, оленя, медведя, обезьяны, журавля. Хуа То не только занимался сам этими упражнениями, но и обучал им больных и слабых с целью укрепления здоровья, повышения сопротивляемости болезням и продлению жизни. Согласно историческим сведениям, его последователи У Пу и Фан А, которые постоянно занимались «Игрой пяти животных», "имели острое зрение и сильные крепкие зубы в возрасте более 90 лет. Это доказывает, что занятия стилями животных…

Музыкальные игры для детей Татьяна Образцова

В книге приводятся описания музыкальных игр, в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду, в школе или дома. В издании приведены примеры разнообразных музыкальных игр, рассчитанных на детей самых разных возрастов – от 3 лет до старшего школьного возраста. Это игры, развивающие чувство ритма, музыкальный слух и память, музыкально-юмористические и обрядовые, а также формирующие образное мышление детей и навыки совместного творчества. Материал книги будет весьма интересен методистам, воспитателям и преподавателям музыкальных…

Игра титанов Дмитрий Казаков

Великому воину Олену Рендаллу снова приходится взяться за меч. Нашлись коварные существа, решившие присвоить принадлежащие ему магические артефакты – ледяной клинок и Сердце Пламени. Новую битву ему придется вести с могущественными и бессмертными титанами, правителями мира под названием Вейхорн. На бескрайних просторах Вейхорна развернулась кровавая, жестокая и сложная игра, цена которой – свобода и жизнь Олена.

Великая игра Наталья Некрасова

«…Девять же Саурон отдал людям - гордым и могущественным - и так заманил их в западню. Давным-давно попали они под власть Одного и стали Призраками Кольца, его самыми страшными слугами, тенями в его Великой Тени…» Кто-то знал этих людей очень близко и не подозревал, кем станет случайный знакомый или друг юности. Кто-то о них только слышал - легенды и предания не обошли вниманием их деяния. Для кого-то они были любимыми детьми, братьями, друзьями. В памяти одних они остались героями и благодетелями своих народов. Другие вообще забыли, что они когда-то…

1000 игр, заданий и упражнений для развития… Ольга Новиковская

В этой книге вы найдете игры, упражнения, а также описание приемов артикуляционной гимнастики, которые помогут ребенку научиться правильно произносить звуки и расширить словарный запас. Книга адресована родителям и педагогам. Ольга Андреевна Новиковская работает логопедом-дефектологом в специализированном детском дошкольном учреждении. Имеет десятки публикаций, посвященных проблемам развивающего обучения детей от полутора до шести лет. Методика О. Новиковской успешно используется педагогами Санкт-Петербурга.

Изображения с территорий Енисея и Казахстана

Огромные антропоморфные фигуры наскального искусства встречаются главным образом на Енисее и на территории Казахстана. Великаны на изображениях не одиноки, они сражаются с маленькими людьми. Как правило, у народов мира мифологический образ великанов трансформировался от «творцов» в «чудовищ и вредителей», которых побеждают эпические герои-богатыри. Тому множество примеров из мифологии селькупов, ненцев и других сибирских народов. Возможно, великаны олицетворяли собой мощные сил природы, которые способны разрушать горы, выводить реки из берегов, как это и делали исполины в мифах. Такие сюжеты встречаются часто на территории Енисея, в Хакасии и Средней Азии.

Олень со знаками на теле

Изображения оленей с орнаментом с территорий Хабаровского края


Олень - это один из частых сюжетов наскальных изображений, однако существуют и особые рисунки оленей с телами, изрисованными орнаментом. Такие рисунки оленей встречаются в разных местах России, но чаще на Енисее и Алтае. На вопрос, зачем древние люди так украшали животных на своих каменных полотнах, есть несколько ответов. Орнаменты енисейских оленей позволяют высказать предположение, что так древние люди представляли себе образ космического оленя, а его завитки являются небесными знаками солнца. Нередко древние художники таким образом подчеркивали формы разных частей тела животного, его мускулатуру. Есть гипотеза, что это своеобразная манера расчленения тела. Миф о космическом олене встречается у многих народов. Например, хетты, древние жители Малой Азии, почитали оленьего бога по имени Рунда как покровителя охоты и леса. Также широко почитаем олень у урало-сибирских народов - и даже у венгров упоминается солнечный олень с тысячью рогов и космическими знаками на теле.

Прародительницы

Изображения матерей-прародительниц с территорий Монголии, Алтая и Енисея


Среди многих антропоморфных наскальных изображений выделяются фигуры с руками, поднятыми к небу, и нижними частями, похожими по форме на юбки. Этот образ встречают по всей Евразии. В нашей стране такие изображения можно обнаружить в Туве, на Алтае, на Енисее и на Кавказе. Образ женщины-прародительницы является общечеловеческим сюжетом. Вероятно, первоначальный материнский род первобытного общества обусловил распространение в древности разных культов Богинь-матерей.

Солнцеголовые

Антропоморфные фигуры с территорий Хакасии и Енисея


Антропоморфные фигуры, головы которых походят своими очертаниями на небесные светила, встречаются редко. Наибольшее их число находится в Киргизии, но встречаются такие и на Алтае, где они выбиты, выгравированы и нанесены минеральной краской. Вероятно, нимб, который окружает голову солнцеголовых, является короной из перьев, но это лишь теория, потому что точки, окружающие лучи, явно не являются концами перьев. Напомним, что у древнеегипетского иероглифа, выглядящего как диск с точками, значение «сиять», а тибетско-монгольский сакральный термин «харизма» связан с сиянием в виде нимба. В России солнцеголовые встречаются в Хакасии, на Енисее и Алтае.

Живой череп

Различные изображения личин с территорий Китая и России


Уникальные наскальные рисунки находятся на территориях Амура и Уссури. Личины - условные изображения лиц, черепов или масок. На месте носа у них треугольный провал, а на месте рта - забор из зубов.
По всей вероятности, живые черепа связаны с культами предков. Например, известны случаи, когда на местах древнейших захоронений находили лишь черепа умерших. О черепах или отрубленных головах, которые живут сами по себе, говорится в мифах многих народов.

Люди-грибы

Человекомухоморы из Чукотки


Издавна люди знали о растениях, употребление которых вызывает наркотический эффект. Среди многих священных действий коренных народов Сибири распространено ритуальное поедание мухоморов, которые вызывают искусственные психозы. Возможно, поэтому в Сибири есть наскальные рисунки людей с головами грибообразной формы и ногами, подобными ножке гриба. В некоторых случаях шляпка бывает двойной или тройной, по бокам существ изображены косы или подвески - из этого можно сделать вывод о женском поле существ. Некоторые фигурки представлены в танцующих позах. Чаще всего люди-грибы встречаются на Чукотке, Енисее и Камчатке.

Космическая погоня

Хищник Среднего Енисея


Огромное количество изображений солнца, луны и звезд говорит о широкой системе солярных культов жителей древней Евразии. Солнце изображали так, как видели, в виде диска или круга с лучами, иногда окруженного зубцами вокруг. Большое обилие солярных знаков отмечено на скалах Балабинских утесов Урала и в урочище Чувал-Хвараб в горном Дагестане. Символ солнца входит в состав многих композиций, которые иллюстрирует миф об умирающем и воскресающем солнце, о борьбе света и тьмы, о вечной космической погоне. В регионе Западной Сибири существо, которое вечно хочет поглотить солнце и весь остальной мир, выглядит как медведь. Солнце постоянно ускользает от лап фантастического хищника, так же как день возрождается после ночи, лето после зимы. Древний рисунок на Среднем Енисее показывает злого хищника, который направляется с широкой пастью к солнцу, а на его туловище находятся четыре круга и три диска - то есть семь уже проглоченных солнц.

Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»

А.А.Формозов «Памятники первобытного искусства на территории СССР»

А.Д.Столяр «Происхождение изобразительного искусства»

Солнце

(Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, ру­ками делают равномерные взмахи вперед-на­зад и на каждый шаг говорят хейро. Веду­щий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны уверты­ваться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки

Н
а противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети трой­ками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая бы­стрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препят­ствия.

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атри­буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду­щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет­лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, ко­торые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты­ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно толь­ко по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени ста­раются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охот­ники сидят за кустами. На сигнал «Охот­ники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продол­жается: куропатки опять летают.

Правила игры . Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают, звенят Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры . Выигрывают те дети, у ко­торых в кругу оказалось большее число иг­роков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. До­говорившиеся берутся за руки. Менять дви­жения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или бы­стрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли­ваются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы ры­баки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстоя­ние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает пра­вую руку тому, с кем он стоял в паре, го­воря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!»-и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно толь­ко правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-раз­ному: важно, не торопясь; радостно, впри­прыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Смелые!

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза).

Кто смелый?

Я/ Я/..

Бегите!


Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегаю­щих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от веду­щего. Ловить за шнуром нельзя.


Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее при­бежит и не заденет нарты.

Правила игры . Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очер­ченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он под­считывает отбитых оленей.

Правила игры . Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.



Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - ев­ражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столби­ком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каж­дый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку коман­ды. Победителем считается та команда, ко­торая раньше закончит бег.

Правила игры . Игра проводится по прин­ципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой -каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере­ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятст­вия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант . Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для бере­говых чукчей.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое Оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею - оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины - играющие оленята свободно бегают по тунд­ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойман­ного олененка волк уводит с собой.

Правила игры . Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ло­вить только по сигналу и только вне до­мика.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один -олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последова­тельности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со­храняется и после привала.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть сопер­ника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов.

Правила игры. Начинать перетягива­ние каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­бежденной.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, осталь­ные-олени. На одном конце площадки очер­чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (кос­нуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга мож­но только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это бе­лый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры . Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солн­це. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуют­ся две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, ко­торые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры . Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Ледяные палочки

(Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Не­сколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и стано­вится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, про­пуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры . Сюлы должна лететь толь­ко в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие стано­вятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого пры­гают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на волка

Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол­жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка сле­дует с заданного расстояния.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они разме­щаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно вле­зать (вышки, скамейки, стенки и т. .п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобнов­ляется.

Правила игры . Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ло­вить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Пооче­редно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим счи­тается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры . Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играю­щие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Вы­игрывает тот, кто достиг цели, уложил про­тивника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Дер­жась за палку двумя руками и упираясь ступ­нями ног о ступни другого, начинают пере­тягивать друг друга. Выигрывает тот, кто пере­тянет соперника за черту.

Правила игры . Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять по­ложения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Веду­щий подбрасывает мяч вверх. Если мяч пой­мают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девоч­кам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры . Передавая мяч, нельзя ка­саться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.







Игры народов Дальнего Востока

Подвижная игра с вращающейся верёвкой

Подготовка к игре: длинная верёвка

Описание игры:

Из числа играющих назначаются учащиеся, которые будут вращать верёвку. Остальные участники по сигналу должны пробежать, через крутящуюся верёвку.

Правила игры:

Играющие, пробегая через вращающуюся верёвку не должны её задевать.

Вариант игры:

Учащиеся выполняют пробегание через вращающуюся верёвку различными способами: в парах, взявшись за руки; стоя спиной друг к другу; в тройках…

Подвижная игра «Оленьи упряжки»

Подготовка к игре: кегли, обручи, наглядно-оформительский материал – головной убор (рожки оленят)

Описание игры:

Играющие стоят по всему периметру зала, по двое (один изображает запряжённого оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок каюр ловит свою пару.

Правила игры:

Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант игры:

Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположной стороне площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажкам. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

Подвижная игра «Тройной прыжок»

Подготовка к игре: ровная спортивная площадка, мел

Описание игры:

В спортивном зале проводится черта, играющие становятся за неё. По очереди они прыгают от черты вперёд: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры:

Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Подвижная игра «Перетягивание каната»

Подготовка к игре: канат.

Описание игры:

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу учителя «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Правила игры:

Начинать перетягивание каната можно только по сигналу учителя. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой.

Вариант игры:

Учащиеся выполняют перетягивание каната из различных исходных положений: сидя на полу, стоя спиной друг к другу…

Подвижная игра «Белый шаман»

Подготовка к игре: бубен

Описание игры:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры:

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

    Бурятские подвижные игры

Игра в лодыжки («Шагай) – бурятская игра

Игроки кладут на землю или стол в общую кучу, условленное количество лодыжек (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) Играют 2 или более человека. Например, каждый игрок может выставить по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

Первый игрок подбрасывает вверх одну лодыжку. И пока она летит (той же рукой) успевают взять лодыжку из кучи. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяется все сначала. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не поймает подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше всех лодыжек из общей кучи. Свой выигрыш игроки подсчитывают тогда, когда вся куча выбрана. Потом их снова складывают в общую кучу и игра повторяется.

Играть разрешается только одной рукой. В ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой. Задание игры может усложняться (подкинутые

лодыжки ловят тыльной стороной ладони, берут лодыжки не с земли, а с коленей, и т.д.)

Игра прятание колечка - бурятская игра

(бэhэлигнюулга)

Играющие разбиваются на 2 группы, выбирается прячущийся. Ведущий прячет кольцо в руке у одного из играющих. После того, как кольцо спрятано, другая сторона отгадывает, у кого оно хранится. Если сторона, которая ищет кольцо, безошибочно нашла его, то она вправе потребовать от другой стороны исполнения песни. Чаще всего тот кто искал, не находит кольца. Свою вину он так же искупает песней. Иногда игра не прекращается даже тогда, когда спеты все песни. При проигрыше каждый раз сторона неудачница расплачивается выдачей одного заложника в противоположную группу. Большая убыль той или другой из сторон равнозначна проигрышу.

Юрта. (Тирмэ) - бурятская игра

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют.

«Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правило игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Иголка, нитка и узелок(Зун, ушахн, заншлоа) – бурятская игра

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг) то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правило игры: Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Верблюжонка верблюд ловит (Боитогонбуурашама) - бурятская игра

В игре участвуют 10-30 и более человек. Играют на небольшой площадке, размером 5х7 метров. Эти роли распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг. «Верблюжонок становится в круг, «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг игроки всячески препятствуют этому. Если «верблюду» все же удается прорваться, он пытается схватить «верблюжонка» Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», то его заменяет кто-нибудь по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется вновь с новой парой.

Во время игры соблюдаются следующие правила: «Верблюд» может силой прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы. «Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.

Ястреб и утки (нашан ба нугаhанхоер) - бурятская игра

Играют 10 и более человек на лужайке или площадке длиной 35-50 метров и шириной 10-15 м. 2-3 участника по желанию «утки», а один (особенно быстрый и ловкий) становится «ястребом». Чертят «Озеро» (круг). В 10-15 м от него второе. Все остальные играющие изображают заросли камыша. В 10-15 м от него от них располагаются «утки», а через следующие 10-15 м «ястреб» Когда все играющие займут свои места, «ястреб» издает громкий крик и устремляется к « уткам», чтобы поймать (осалить) их. Иногда он взмахивает руками, как крыльями. «Утки» спасаются среди «камышей», потом в «озере», где их осалить уже нельзя. «Утка», которую «ястреб» осалил выбывает из круга. Когда остальные утки спасутся в «озере», «ястреб» возвращается на исходную позицию.

То же самое делают «утки», и начинается следующий тур игры. Заканчивается игра, когда «ястребу» дают заранее ограниченный срок ловли «уток» в пределе 5-15 минут или 2-3 попытки.

Игроки, изображающие «камыши», могут раскачиваться всем туловищем, мешая «ястребу» догонять «уток», но при этом они не имеют права действовать руками или сходить с места. «Ястреб» может раздвигать «камыши» туловищем, но тоже без применения рук. «Утка» может сразу спасаться в «озере», но должна не реже, чем через раз, задерживаться в камышах, пока «ястреб» не попытается осалить ее здесь.

Ловля тарбаганов (тарбагашаалга) - бурятская игра

Все играющие – тарбаганы, один-волк. Тарбаганы очерчивают на земле две норки, которые расположены друг от друга на расстоянии 30-50 метров. «Волк» старается напасть на тарбаганов во время перебежек из одной «норки» в другую. Сидя в своей «норке» тарбаганы дразнят волка выкриками:

«Твоя нора, серый волк, грязная, земляная,

А наши норки золотые».

Это вызывает у волка еще большую ярость, и он стремиться отомстить им за непочтительность.

Сухарбанай - комплекс народных игр: стрельбу из лука, конные скачки, борьбу, состязания силачей.

Конные скачки-любимая спортивная игра бурят, бытующая у них с давних пор. Конные соревнования проходили по трем видам: скачки, бега иноходцев. Лошади для конно-спортивных состязаний ныне готовятся и подбираются заранее. Скаковые и рысистые лошади, как правило, выхолены и выдержаны для беговых целей. Наездники ежедневно проводят тренировку, преодолевая контрольные дистанции. На конных скачках забайкальских бурят до сих пор сохранились многие традиционные моменты. Народные певцы прославляют лошадь, одержавшую победу.

После конно-спортивных состязаний национальная бурятская борьба. Является самой популярной народной спортивной игрой. Раньше среди борцов не было весовых подразделений, и обладатель наименьшего веса в состязаниях с тяжеловесом надеялся не на силу, а на свою ловкость. В настоящее время введено четыре весовых категории. Борец, коснувшийся земли рукой, коленом или какой-нибудь другой частью тела, считался побежденным. Теперь победителем считается тот, кто положил противника на землю (свалил на спину, живот, бок или просто посадил его). При этом разрешен любой прием борьбы, кроме болевых. Этим самым была сохранена национальная особенность борьбы.

Борьба начинается с взаимного приветствия. Перед схваткой партнеры слегка раскачиваются с боку на бок, пристраиваясь к позиции друг друга. Затем, один нападает, а другой защищается. Каждый из соперников выбирает свою тактику.

Различают несколько приемов борьбы. Этот вид старинной спортивной народной игры является у бурят одной из самых увлекательных. Часто встречаются очень опытные мастера борьбы. На народных праздниках восторг зрителей бывает, неописуем, когда неизвестный борец возьмет верх над прославленным богатырем. Ведь победитель продемонстрировал неукротимую силу, отчаянную решимость, которые свойственны талантливым представителям бурятского народа.

Бурятский лук обладает высокими спортивными качествами. Он, имея большую упругость, выбрасывает стрелу на довольно далекое расстояние. Дистанция от места стрельбы до черты (зураахай), где расположены мишени, измеряются длиной 20-30 метров. Для каждого стрелка расставляют по 5 «суур». Иногда отмеряют две дистанции и два «зураахал», чтобы стрелки одновременно стреляли в две противоположные стороны (это в том случае, если стрелки разбиты на две соревнующиеся между собой команды). «Сууры» ставят на одной прямой линии. По обе стороны «зураахал», на расстоянии 2,4 –«.5 м проводится две параллельные борозды со срезанными краями. Каждый из соревнующихся стреляет 8 раз. Иногда порядок меняется в зависимости от местных традиций.

Заключение

Мы, дети, знакомясь с обычаями своих предков, с удовольствием играют в подвижные народные игры, чтим обычаи и традиции нашего народа, уважаем культуру других народов. Игра является составной частью народной культуры, питает душу и ум человека. Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих игр.

Используемая литература.

1. Сборник подвижных игр разных народов

2. Тугутов И.Е. «Игры в общественной жизни бурят»

Подбор материала и проведение: учитель физической культуры: Серёдкина О.А.

Веженко Татьяна Александровна
Подвижные игры народов Сибири

Играя в традиционные народные игры якутов, чукчей, эвенков и других народов Сибири Вы со своими детьми прекрасно проведете время и почувствуете Подвижные игры народов Сибири

себя самыми настоящими сибиряками!

Игры народов коми.

«Стой, олень!»

Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть:

«Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1, 5 м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя.

Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

Якутская народная игра «Стрельба в цель с кружением»

Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка, вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Игры народов Сибири и Дальнего Востока.

«Каюр и собаки»

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

«Гонки на собачьих упряжках»

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров).

Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

«Кто кого забодает?»

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.) . На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Русские народные игры

«Жмурки»

С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он должен догнать и задеть кого-нибудь из играющих, и тот, кого он задел, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.

«Молчанка»

Все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

«Прятки»

С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот кого он найдет первым становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим. С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он считает до 10, а в это время все разбегаются и прячутся в комнате. Далее водящий пытается кого-нибудь найти, а играющие помогают ему словами «тепло», «холодно». В то время, когда водящий ищет, никто не имеет права передвигаться. Тот, кого водящий найдет первым становится новым водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим.

Игра "У Медведя во бору"

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-нибудь.

Игра «Волк во рву»

Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии на расстоянии 1-1, 5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк. Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.

Игра "Пахари и жнецы"

По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой - «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда - Пахари, она становится по одну сторону черты - где «пашня»; другая команда - Жнецы - становится по другую сторону черты - где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют:

Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды махали.

Борозды - глубокие,

Полосы - широкие.

А вы жнецы худые -

У вас серпы тупые!

Жнецы отвечают:

У вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

На меже лежал,

Ворон считал.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

Во снопочки вязали,

На ток вывозили,

Цепом молотили,

Зерно выбивали –

Стали с пирогами!

Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой – гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит:

«Раз, два, три – на ниву беги!»

По этой команде Жнецы бегут ни «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды.

Игра "Горшок"

На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и разбить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте.

Когда игрок полагает, что дошел до горшка, он останавливается, ударяет отвесно палкою три раза и снимает повязку; если удары были удачны, игрок получает дары, положенные под горшок. Игра очень забавна. Уже при первом обороте обыкновенно утрачивают верное направление, а после третьего игрок настолько теряет ориентировку, что ему случается с места идти далеко вправо или влево от горшка, к большой потехе зрителей. Веселье наблюдающих еще больше увеличивается при сильных ударах по земле далеко в стороне от горшка. Каждый игрок употребляет различные средства, чтобы не сбиться при поворотах. Дозволяется все, кроме ослабления повязки. Горшок так редко разбивают, что в народных играх под него сажали иногда живого петуха.

Игра "Иван" (старинные русские народные игры)

Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего: Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут - Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним:

Иван-косарь, что ты делаешь?

Траву кошу.

А зачем косишь?

Коров кормить.

А зачем коровы?

Молочко давать.

А зачем молочко?

Сырцы делать.

А зачем сырцы?

Охотников кормить.

А зачем охотников кормить?

В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Присоединяйтесь к потехам мудрых народов Сибири и превратите обычные выходные в незабываемое приключение, полное радости, энергии, веселья и доброты.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски