Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски

Программа Эдэон Тренажер по русским классичесским дебютам является тренировочным модулем для игроков в шашки для изучения классических дебютов и построения личного дебютного репертуара за белых и за черных.
Используя обширную библиотеку классических дебютов по русским шашкам, программа позволяет создавать разнообразные тесты и контролировать их решение.

О библиотеке дебютов
Программа Тренажер по русским классичесским дебютам работает с 51 дебютом , собранными в библиотеку. Эта библиотека дебютов состоит из 7 уровней:
· Гроссмейстер : Планы игры в 20 и более ходов
· Мастер спорта : Планы игры в 15-20 ходов
· Кандидат в мастера : Планы игры в 10-14 ходов
· 1 взрослый разряд : Планы игры 8-10 ходов
· 2 взрослый : Планы в 6-8 и более ходов
· 1 юношеский : Планы в 4-6 ходов
· Юношеский разряд : Планы игры в 2-4 хода
Кроме того, в библиотеку встроен механизм позволяющий использовать дебюты из других баз, созданных с помощью программы Комби Редактор.

В окне «О программе» можно увидеть количество вариантов во всех дебютах в каждом уровне библиотеки.

В окне «О программе » имеется возможность:
– Узнать версию программы (1) .
– Получить сведения о присоединенной библиотеке дебютов (2) , а также подключить новую библиотеку.
– При покупке программы создать регистрационные даные (3) .
– Перейти на сайт программы или написать электронное письмо авторам.
– Прочитать лицензионное соглашение.
– Установить пароль администратора (4) . С помощью этого пароля можно получить доступ к данным любого игрока. Для этого достаточно, при запросе пароля, вместо имени игрока выбрать «Администратор» и ввести соответствующий пароль. Т.к. изначально (после установки программы) у администратора нет пароля, то каждый может воспользоваться возможностью администрирования.
– Получить помощь к программе (5) .

С чего начать?

Эдэон Тренажер дебютов многопользовательская программа, т.е. с помощью этой программы могут тренироваться несколько игроков, не влияя на настройки и результаты других. Поэтому при первом запуске программа предложит ввести имя и пароль нового игрока. Поле пароля можно оставить пустым. В этом случае программа не будет спрашивать пароль при входе игрока.
При запуске программа показывает окно «Список игроков ». Выбрав в этом списке игрока, нажмите «Готово».
Если отметить поле «Не показывать это окно при запуске программ ы», то следующий раз программа сразу загрузит тесты игрока, который последним пользовался программой.
В этом же окне можно добавлять или удалять игроков (кнопки «+», «=», «–»), просматривать результаты тестирования или менять настройки, а также получать информацию о программе.
После выбора игрока появляется основное окно программы с незаконченным тестом. Если теста нет или он уже пройден, то программа предложит настроить новый тест.

Основное окно программы можно условно разделить на 2 части: левая – задание, правая – ответ. На левой доске находится очередной дебют. Под ним расположены кнопки для перехода к следующим-предыдущим дебютам и кнопка, с помощью которой можно подсмотреть ответ, сыграв решение.
Напротив пунктов «Игрок » и «Тест » находятся квадратики, нажав на которые можно сменить игрока или настроить новый тест. Также можно нажать непосредственно на указанные пункты и выбрать требуемое действие в появившемся меню.
В зависимости от настройки теста, решение можно давать ходами на левой доске либо расстановкой конечной позиции на правой. Чтобы программа проверила решение нужно нажать «Готово ».
Более подробную информацию смотрите в пунктах помощи посвященных соответствующим элементам.

Тестирование
Тестирование осуществляется в основном окне программы. На левой доске устанавливается очередной дебют для решения. Ответ можно давать ходами на левой доске или расстановкой конечной позиции на правой доске. Если тестом предусмотрено давать ответ только ходами или только расстановкой, то программа разрешит действовать только одним из этих способов.
Ходы на левой доске осуществляются с помощью указателя мыши. При этом имеется несколько способов сделать ход:
– нажимаем и не отпускаем левую клавишу мыши (с указателем над ходящей шашкой) и передвигаем указатель на целевую клетку;
– нажимаем и отпускаем левую клавишу мыши над ходящей шашкой и затем – над целевой клеткой;
– нажимаем и отпускаем левую клавишу мыши над целевой клеткой и если имеется один ход в эту клетку, то он будет сделан;
– если в настройках задан «Автоход », и у выбранной шашкой имеется только один ход, то он будет сделан сразу после выбора шашки;
– если в настройках задан «Автобой », то при наличии единственного боя он будет совершен без действий игрока;
– если в настройках одновременно заданы «Автоход » и «Автобой », то при наличии единственного хода он будет сделан автоматически;
– если в настройках задан «Автоход черными шашками », то при правильных ходах игрока программа будет делать ответные ходы за черных, используя ответ.
Расстановка позиции на левой доске выполняется с помощью указателя мыши. Способ расстановки зависит от сделанных настроек.
Чтобы программа проверила ответ, следует нажать кнопку «Готово » (4). После чего правее кнопки будет написан результат и программа предложит перейти к следующему дебюту.


С помощью кнопки (1) можно сыграть решение одного из вариантов дебюта. При этом, если в настройках стоит «Показывать второстепенные ходы при показе решения», то, при наличии второстепенных ходов, программа покажет все возможные варианты решения, возвращаясь при показе к предыдущим позициям.
Если нажать кнопку (1) не дав ответ, то программа поймет, что вы подсмотрели решение и отметит соответствующим образом решение этого дебюта.
Кнопками (2) и (3) осуществляется переход к предыдущему и следующему дебюту. Между кнопками (1) и (2) изображается номер очередного дебюта и общее их количество. Нажимая в области ползунка, расположенного ниже, можно переходить к дебютам не по порядку.
После нажатия кнопки «Готово » (4) будет проверен ответ, а на кнопке появится надпись «Далее». Это означает, что второе нажатие на эту кнопку расставит на левой доске следующее задание. Если все задания пройдены, то вместо «Далее» на кнопке появится слово «Тест». В этом случае нажатие на кнопку приведет к выбору нового теста.
Чтобы подсмотреть решение в виде конечного расположения, следует нажать кнопку (5) . Если имеется несколько правильных ответов, то программа выберет один из них.
Если у дебюта есть комментарии, то они пишутся в поле (6) .
Строка «Игрок » (7) содержит имя текущего игрока. Чтобы сменить игрока, следует нажать кнопку (9) , которая вызовет «Список игроков». Если нажать само слово «Игрок», то появится меню, предлагающее выполнить дополнительные действия.
Строка «Тест » (8) содержит тип текущего теста. Чтобы сменить тест, следует нажать кнопку (10) , которая вызовет окно выбора теста. Если нажать само слово «Тест», то появится меню, первая строчка которого (Настройка теста) вызовет окно выбора теста, а вторая предложит протестироваться на разряд. Также в этом меню находятся сохраненные настройки теста.
В таблицу «Результаты » (11) заносятся результаты текущего тестирования – количество правильных, ошибочных и подсмотренных ответов, а также накопленный балл. Если дебют просмотрен, но на него не дан ответ, то он считается пропущенным. К нему можно вернуться с помощью кнопок (2) и (3) .
Если тестирование идет с учетом времени, то все дебюты, ответ на которые не был получен в отведенный промежуток времени, считаются с ошибочным ответом. Следует учитывать, что если дебют была показана, то, при тестировании на время, секундомер, отсчитывающий время на решение этого дебюта, уже не остановится.
Строки «Общий балл » и «Уровень игрока » показывают набранный игроком балл за все время пользования программой и достигнутый им уровень.
Во время тестирования между кнопками (3) и (4) пишется время. Причем в случае тестирования с учетом времени часы идут в обратном порядке, показывая оставшееся на обдумывание время.
Между кнопками (3) и (4) находится стрелка, нажатие на которую убирает или показывает нижнюю часть окна.
Кружочек (цифра 12) позволяет переворачивать доску и тренировать дебютный репертуар за черных. Программа будет делать ходы за белых. Для того, чтобы вернуть ход назад, надо щелкнуть правой кнопкой мыши по любому белому полю доски.

Настройка теста
Новый тест создается с помощью окна выбора теста. Задав требуемые параметры и нажав «Готово» игрок переходит в основное окно и начинает тестирование.

Нажав кнопку (1) в появившемся меню можно выбрать тест на разряд или загрузить ранее сохраненные настройки.
Если у игрока есть несколько предпочитаемых настроек, то их можно сохранить, нажав «Сохранить» (8) . Тогда вместо заполнения полей достаточно будет нажать кнопку (1) и выбрать нужный тест.
Уровень (2) показывает из какой библиотеки дебютов будет составлен тест.
В поле (3) задается количество дебютов в тесте. Это количество не может превосходить количество комбинаций в соответствующей библиотеке. Поэтому, введя в это поле слишком большое число и покинув его, игрок увидит максимально возможное количество, которое соответствует объему библиотеки.
Ответы в тесте можно давать расстановкой конечной позиции на правой доске или ходами на левой.
В поле (4) следует указать способ, каким будет осуществляться решение. При этом следует учитывать, что если выбрано «расстановкой», то на левом поле, во время решения, можно делать ходы, но ответ будет приниматься только с правого поля. Если при тестировании нельзя делать ходы, то следует выбрать пункт «расстановка без хождения».
Выбирать комбинации (5) из библиотеки можно случайным образом, либо по порядку – заданное количество дебютов, начиная с указанной.
При отмеченном поле «Время на обдумывание» (6) будет выделено ограниченное время на решение одного дебюта (если выбрано «на одно задание») или на весь тест (если выбрано «на все задания»).
Время в поле заноситься в виде часы:минуты:секунды.
С помощью пункта (7) можно отключить возможность подсматривать ответ. Если тест на время, то можно установить возможность посмотреть правильный ответ только после окончания времени тестирования.

Тестирование на разряд имеет следующие настройки:
– Уровень соответствует уровню разряда.
– Количество дебютов равно 30.
– Решение можно давать любым способом.
– Дебюты выбираются случайным образом по 10 штук из каждой трети библиотеки и упорядочиваются от простых к сложным. Подразумевается, что сложность дебютов в библиотеке идет по возрастающей.
– На весь тест выделяется 30 минут.
– Подсмотреть можно только после окончания тестирования.

Список игроков
Программой Эдэон Тренажер дебютов могут пользоваться несколько игроков либо один игрок может иметь несколько имен. Управление игроками выполняется в окне «Список игроков».


Выбор игроков осуществляется в таблице (1) . Если игрок желает сразу же приступить к тестированию, то ему следует нажать кнопку «Готово» либо дважды щелкнуть свое имя в таблице.
С помощью кнопки (2) можно просмотреть результаты тестирования выбранного игрока.
Кнопка «Настройки» (3) позволяет изменить настройки работы с программой. При этом настройки меняются только у выбранного игрока, не влияя на настройки других игроков.
Набор кнопок (4) используется для добавления и удаления игроков. При добавлении игрока программа спросит новые имя и пароль. Если пароль не ввести, то под именем такого игрока с программой может работать любой пользователь.
Кнопка «+» добавляет игрока с настройками по умолчанию, а кнопка «=» создаст нового игрока с настройками выбранного.
Окно «Список игроков» появляется при каждом запуске программы, предлагая указать, какой игрок будет пользоваться программой. Если нет необходимости каждый раз выбирать игрока, то можно отметить пункт (5) . После этого, программа будет сразу загружаться основное окно с игроком, который последним пользовался программой.

Результаты
Окно с результатами содержит историю тестирования. Чтобы узнать результаты, нужно в таблице, расположенной вверху окна, выбрать интересующий тест.
В настройках устанавливается время хранения результатов. После истечения времени, результаты автоматически удаляются.
Если в тесте какой-либо дебют не была показан, то он не отразится в ответе. Поэтому есть возможность продолжить выбранный тест. Для этого нужно нажать правую клавишу мыши на выбранном тесте и указать в меню «Продолжить». С помощью этого же меню можно удалить не нужный тест.

Общие настройки
Поле «Игрок » служит для изменения имени и пароля игрока. Результаты его тестирования и настройки не изменяются.
«Показывать комментарии » – если пункт не отмечен, то имеющиеся комментарии к комбинациям не будет показаны.
«Запоминать пароль » – если пункт отмечен, то программа запросит пароль только один раз, иначе – каждый раз, когда это требуется.
«Показывать время » – если тестирование идет без учета времени и снят флажок у этого параметра, то программа не будет показывать время, затраченное на решение.
«Показывать тесты по кругу » – если этот пункт отмечен, то с последнего дебюта программа перейдет на первый и наоборот при нажатии на кнопки перехода к следующему-предыдущему тестам.
История тестирования , которую можно посмотреть в окне с результатами, будет храниться указанное количество дней.


С помощью окна»Внешний вид » очевидным образом устанавливаются вид доски, шрифт и цвета.

Ходы шашек
«Время на ход » – задержка между ходами при показе решения.
«Время на шаг шашкой » – задержка перед каждым передвижением шашки во время хождения.
«Автоход » – если у шашки имеется только один ход, то он будет сделан сразу после выбора шашки.
«Автобой » – при наличии единственного боя он будет совершен без действий игрока.
Если пункты «Автобой» и «Автоход» не отмечены, то соответствующие передвижения шашки выполняются вручную. Если оба пункта отмечены, то все единственные ходы выполняются автоматически.
«Автоход черными шашками » – при правильных ходах игрока программа будет делать ответные ходы за черных, используя ответ.
«Подсвечивать путь последнего хода » – если пункт отмечен, то путь последнего хода остается на доске до начала нового хода.
«Подсвечивать путь во время хода » – если пункт отмечен, то на доске проявляется путь хода шашки.
«Показывать второстепенные ходы при показе решения » – при наличии второстепенных ходов, программа покажет все возможные варианты решения, возвращаясь при показе к предыдущим позициям.

Расстановка шашек
Имеются несколько способов расстановки шашек на доске. Выбрав номер способа можно прочесть его описание и проверить на пробнике, как это действует.
Если отмечено «Готово – нажатием на белую клетку», то вместо нажатия на кнопку «Готово» можно делать щелчок по белой клетке. Осторожно! При расстановке ответа можно случайно попасть в белую клетку и программа засчитает ошибку.

О регистрации
Регистрационные данные требуются при покупке библиотеки дебютов.
Используя Имя и Код, мы создаем Ключ и высылаем его Вам. При этом Код можно привязать к жесткому или флеш-диску. Для этого в поле Диск следует указать букву соответствующего диска.
Алгоритм создания файла с данными для регистрации программы и библиотеки дебютов:
1. Запустите программу.
2. Выберите в основном окне или в окне списка игроков пункт «О программе».
3. В открывшемся окне «О программе» создайте регистрационные данные, т.е. введите любое Имя и укажите диск привязки.
4. Сохраните регистрационные данные в файле и пришли нам этот файл. Вместо файла с регистрационными данными можно сообщить нам Имя и Код.
После этого мы скомпилируем преобретенную Вами бибилиотеку дебютов и вышлем Вам. Чтобы программа увидела эту библиотеку, выберите в окне «О программе» пункт «Подключить » и укажите эту библиотеку.

В данном списке описаны дебюты в игре в русские шашки . Дебют может быть включён в данный список, если имеются авторитетные источники, подтверждающие его название и существование.

атака шашки g5 вилочка

гибельное начало

двойной кол
  • «Вилочка » 1. cd4 de5. 2. gf4
  • «Гибельное начало » 1. cd4 fe5 2. d:f6 g:e5 3. ab4!
  • «Городская партия » 1.cd4 dc5 2.bc3 (или 2.dc3) 2…fg5 3.cb4
  • «Двойная игра Бодянского » 1.ab4 hg5 2. gh4 gf4 3. d:g5. bc5.
  • «Двойной кол » 1.cd4 ba5 2. dc5 d:b4 3. a:c5 fg5 4. bс3 gf6 5. gh4 gf4 6. e:g5 h:f4. Возможна перестановка ходов 1.cb4 ba5 2.bc5 d:b4 3.a:c5
  • «Жертва Кукуева » (синоним: Гамбит Кукуева) 1.cd4 (или 1.cb4) 1…fg5 2.dc5 db4 3.ac5 bd4 4.ec5 gf4 5.ge5 cb6
  • «Жертва Мазурка » 1.cd4 dc5 2.gf4 cd6 3.de5 и f:e5.
  • «Жертва Шошина - Харьянова» (синоним: Гамбит Шошина - Харьянова) 1.gh4 fe5 2.ed4 ef6 3.de3 hg5. 4.ed2 ba5. 5.fg3
  • «Защита Святого - Коршунова»
  • «Игра Блиндера » 1.cb4 fg5 2. 2.dc3
  • «Игра Боброва » 1.ef4 fg5 2. de3
  • «Игра Бодянского » 1.ab4 ba5 2.ba3.
  • «Игра Дьячкова » (синоним: Защита Дьячкова) 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.cb4 b:c5 4.d:b6
  • «Игра Каулена » 1.gf4 fe5 2. hg3
  • «Игра Когана » 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 de5 4.d:f6 g:e5
  • «Игра Матасова - Петрова» 1. ef4 fg5 2.fe5 d:f4 3.g:e5.
  • «Игра Медкова » 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.ab2 dc5 4.gh4.
  • «Игра Петрова » 1.gh4 ba5.
  • «Игра Рамма - Цукерника» 1.cd4 fg5 2.gf4 gf6 3.bс3 gh4 4.fg5
  • «Игра Романычева » l.cd4 fe5
  • «Игра Филиппова - Блиндера» 1.cb4 fg5 2. ed4 dc5 3. b:d6 e:e3 4. f:d4
  • «Игра Шмульяна » 1.ef4 fg5 2.cb4
  • «Киевская защита » 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 hg5.
  • «Киевский кол » (синоним:«Новокиевская защита» 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 hg5 4.bc5 d:b4 5.a:c5 cd6.)
  • «Кол »: 1. cd4 ba5 2.dc5
  • «Кол - угловик»
  • «Косяк Перельмана » 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 bc5 4.ba5 gh4 5.cb4 fg5
  • «Косяк Саргина » 1.cb4 bc5 2.bc3 fg5 3.cd4 gf6 4.db6 ac5
  • «Косяк Селезнёва » (синоним: «Косяк Хромого») 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 bc5 4.ba5 сb4 5.ac5 db4
  • «Косяк с разменом на g5 » 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 gh4 4.fg5 hf4 5.hf4
  • «Ленинградская защита » 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.cb4 bа5 4.dc5
  • «Начало Ивашко » 1.cd4 fg5 2.dc3 (с перестановкой ходов: 1.ed4 fg5 2.de3)
  • «Начало Купермана»
  • «Новое начало » (синоним: «Защита Купермана») 1.cd4 bc5 2.d:b6 a:c5
  • «Новоленинградская защита » 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.сb4 gf6 4.dc5
  • «Обратная вилочка » 1.gf4 fe5 2.cd4
  • «Обратный кол » 1.cb4 fe5 2.gh4 ef4 3.e: g5 h: f4
  • «Обратный кол - угловик»
  • «Обратный косяк » 1.cb4 fg5 2.gf4 gf6 3.bc3 fe5 4.ab2, или 4.ba5
  • «Обратный отыгрыш»
  • «Обратный перекрёсток » 1.cd4 de5 2.bc3 ed6 3.gh4
  • «Обратный тычок » 1.cb4 fg5 2.bc3 gf4
  • «Отказанная игра Блиндера»
  • «Отказанная игра Бодянского » 1.ab4 c ответом черных 1…fe5, или 1…hg5, или 1…bc5.
  • «Отказанная игра Каулена » 1.gf4 c ответом 1…dс5 или 1…ba5.
  • «Отказанная игра Петрова » 1.gh4 с ответом 1…fe5, или 1…fg5, или 1…bc5.
  • «Отказанная игра Филиппова » 1.ed4 с ответом 1…bc5, или 1…fe5, или 1…fg5.
  • «Отказанная обратная городская партия » 1.cb4 fe5 2.ef4 ba5
  • «Отказанная обратная игра Бодянского » 1.cd4 hg5 2.bc3, или 2.gf4, или 2.bc3, или 2.gf4
  • «Отказанный косяк Блиндера»
  • «Отказанный косяк Саргина»
  • «Отказанный косяк Сокова»
  • «Отказанный обратный кол»
  • «Отказанный обратный перекрёсток»
  • «Отказанный отыгрыш» 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 fe5 4.d:f6 g:e5
  • «Отказанный отыгрыш Иванова » 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 fe5 4.d:f6 g:e55.ba5 hg7 6.a:c7 d:b6
  • «Отказанный перекрёсток»
  • «Отыгрыш » 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 ba5 4.d:b6 a:c7. Отыгрыш с 2.dc3 : 1.cd4 dc5 2.dc3.

Отыгрыш с 3.ab2 : 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.ab2. Отыгрыш с 3.gf4 : 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.gf4. Отыгрыш Сокова с 2.gh4 : 1.cd4 dc5 2.gh4

  • «Слепая партия » Слепая партия c 1…fe5 : 1.cb4 fe5 2.ef4 ef6 3.ba5 fg5 4.fe3 gh4 5.gf2. Слепая партия c 1…de5 : 1.cb4 de5 2.ba5 bc5 3.ef4 ed6 4.bc3 fg5 5.fe3 gh4 6.gf2
  • «Тычок » 1.cb4 fg5 2. bс5
  • «Харьковское начало»
  • «Центральная партия » 1. cd4 fg5 2.gf4 gf6 3.bс3 hg7
  • «Челябинский косяк » (синоним: «Косяк В.Белоусова - В.Колодяжного»)

Литература

1. Лисенко В. К. Первая книга шашиста. Курс дебютов и принципы позиций: Руководство для начинающих. - Л.: Наука и школа, 1926. - 196 с, ил., 1 л. портр. - 5000 экз.

2. Руссо В. Н. , Пель А. Н. Шашечный дебют «Перекресток». - М.; Л.: Госиздат, 1930. - 62 с. - 4000 экз.

3. Потапов Л. С. , Рамм Л. М. Курс дебютов: Руководство к изучению шашечн. игры. - М.: ФиС, 1938. - 167 с. - 5000 экз.

4. Куперман И. И. Новая теория шашечных дебютов. - М.; Л.: ФиС, 1949. - 64 с. - 10000 экз.

5. Куперман И. И. Начала партий в шашки / Предисл. Л. А. Рубинштейна. - М.: ФиС, 1950. - 163 с. - 20000 экз.

6. Рамм Л. М. Курс шашечных начал: Руководство к изучению игры. - М.: ФиС, 1953. - 348 с. - 15000 экз.

7. Куперман И. И. , Каплан В. М. Начала и середина игры в шашки / Предисл. И. Качерова. - М.: ФиС, 1957. - 366 с. - 20000 экз.

8. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. - М.: ФиС, 1965. - 72 с (Библиотечканачинающего шашиста). - 47000 экз.

9. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1982. - 80 с. - На молд. яз. - 5000 экз. Пер. с рус. изд. 1965 г.

10. Адамович В. К. Шашки: Индивидуальный дебютный репертуар. - Рига: Авотс, 1982. - 109 с. - На латыш. яз. - 8000 экз.

11. Головня И. А. Дебютные ловушки и комбинации в русских шашках. - Киев: Здоровье, 1983. - 80 с. - На украинском яз. - 55 000 экз.

12. Литвинович В. С. , Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. - Минск: Полымя, 1985. - 255 с. - 33000 экз.

13. Цукерник Э. Г. Русские шашки. Теория дебютов. - Рига: ILJUS, 1996. - 238 с. - тираж не указан.

14. Svanders J. Apgriezta pilsetas atklatre (Обратная городская партия) Metodiskais materialas. - Latvias PSR Ministru padomes fisikas kulturas un sporta komiteja/ Zinatsniski - metodiska padome. - Riga, 1970. - 49 с. - 2000 экз.

15. Вигман В. и Швандерс Ю. «Косяк» и «Отказанный косяк». Методическое пособие. Часть I. - Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Латвийской ССР. Научно - методический совет. - Рига, 1971(1972). - 44 с. - 1100 экз.

16. Вигман В. и Швандерс Ю. «Косяк» и «Отказанный косяк». Методическое пособие. Часть II. - Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Латвийской ССР. Научно - методический совет. - Рига, 1971(1972). - 58 с. - 1100 экз.

17. Литвинович В. С. и Швандерс Ю. «Гамбит Кукуева», «Обратный косяк». Методическое пособие. Часть I и II. - Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Латвийской ССР. Научно - методический совет. - Рига, 1971(1972). - 50 с. - 1100 экз.

18.Литвинович В. С. и Швандерс Ю. «Гамбит Кукуева», «Обратный косяк». Методическое пособие. Часть III и IV. - Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Латвийской ССР. Научно - методический совет. - Рига, 1972. - 57 с. - 1100 экз.

19.Литвинович В. С. , Швандерс Ю. «Обратный кол». Лекторий. - Федерация шашек Латвийской ССР. - Рига, 1973-1974. - 35 с. - тираж не указан.

20. Арустамов Ю. А. Шашечный дебют «Игра Филиппова» / Методическое пособие/ - Республиканско - шашечный клуб. - Баку, 1973. - 30 с. - тираж не указан.

21. Габриелян В. Р. и Злобинский А. Шашечные дебюты «Ленинградская защита» /в 4 - х частях/, «Игра Дьячкова». - Республиканско-шашечный клуб. - Баку, 1975. - 69 с. - тираж не указан.

22. Литвинович В. С. Основные системы дебюта «Кол». Выпущено в виде издания "SASKES ". Informacinis laiskas. - Vilnius - 1975. (Шашки. Информационное письмо, 1974 г., июль. - Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров Латвийской ССР. Литовский шахматно-шашечный клуб. - 62 с - тираж не указан.

23. Вигман В. и Швандерс Ю. «Игра Филиппова». Лекторий. - Федерация шашек Латвийской ССР. - Рига, 1975. - 64 с. - тираж не указан.

24. Вигман В. и Швандерс Ю. «Игра Бодянского». Лекторий. - Федерация шашек Латвийской ССР. - Рига, 1975. - 58 с. - тираж не указан.

25. Вигман В. и Швандерс Ю. «Отказанная игра Бодянского». Лекторий. - Федерация шашек Латвийской ССР. - Рига, 1975. - 25 с. - тираж не указан.

26. Злобинский А. Д. (под общей редакцией Габриеляна В. Р.) «Обратная игра Бодянского». - Учебно-методическое пособие по шашкам. ДСО «Йыуд» Эстонской ССР. - (Таллин), 1975. - 70 с. - тираж не указан.

27. Злобинский А. Д.(под общей редакцией Габриеляна В. Р.) Шашечный дебют «Перекресток». - Республиканско-шашечный клуб. - Баку, 1976. - 52 с. - 200 экз.

28. Злобинский А. Д. «Игра Каулена», «Отказанная игра Каулена». - ДСО «Йыуд» Эстонской ССР. - Таллин, 1975. - 59 с. - тираж не указан.

29. Литвинович В. С. , Швандерс Ю. «Тычок». Лекторий - ДСО «Йыуд» Эстонской ССР. - Таллин, 1976. - 70 с. - тираж не указан

30. Абациев Н. В. В помощь играющим в шашки. Часть I. Гамбит Кукуева. Методическое пособие. - Орденов Октябрьской Революции и Красной Звезды Центральный дом Советской Армии имени М. В. Фрунзе. Центральный шахматный клуб Вооруженных сил СССР. - М., 1976. - 27 с - тираж не указан.

31. Абациев Н. В. В помощь играющим в шашки. Часть II. Косяк. Методическое пособие. - Орденов Октябрьской Революции и Красной Звезды Центральный дом Советской Армии имени М. В. Фрунзе. Центральный шахматный клуб Вооруженных сил СССР. - М., 1980. - 58 с - тираж не указан.

32. Чернопищук А. С., Горин А. П., Высоцкий В. М. Дебют «Косяк». Часть первая. Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 105 с - 1000 экз.

33. Ряек П. Шашечный дебют «Обратный косяк». Часть I. Методические рекомендации по обучению игры в шашки. - Симферопольский кооператив «Физкультура и здоровье» - (Симферополь), 1989. - 89 с - 100 экз.

34. Ряек П. Шашечный дебют «Обратный косяк». Часть II. Методические рекомендации по обучению игры в шашки. - Симферопольский кооператив «Физкультура и здоровье» - (Симферополь), 1989. - 87 с - 100 экз.

35. Мурсалов Э. Н. Дебют «Кол». Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 109 с - 1000 экз.

36. Мурсалов Э. Н. Дебют «Гамбит Кукуева». Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 101 с - 1500 экз.

37. Кустарев Ю. С. Дебют «Городская партия». Часть 1. Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 137 с - 500 экз.

38. Кустарев Ю. С. Дебют «Городская партия». Часть 2. Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 58 с - 500 экз.

39. Габриелян В. Р. Дебют «Перекресток». Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 66 с - тираж не указан.

40. Габриелян В. Р. "Энциклопедия дебютов с выборочным жребием (часть первая). Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 68 с - 1000 экз.

41. Косенко А. А. Дебют «Ленинградская защита». Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 97 с - 1000 экз.

42. Чернопищук А. С., Горин А. П., Высоцкий В. М. Дебют «Косяк». Часть вторая. Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1989. - 106 с - без тиража.

43. Микерин И. И. Шашечный дебют «Отказанный кол» и «Двойной кол». Методические рекомендации по обучению игры в шашки. - Симферопольский кооператив «Физкультура и здоровье» - (Симферополь), 1990. - 54 с - тираж не указан.

44. Микерин И. И. Дебюты: «Обратный кол» и «Отказанный кол». Методические пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1990. - 68 с - 1000 экз.

45. Чернопищук А. С., Высоцкий В. М. Дебюты: «Обратный перекресток», «Отказанный обратный перекресток». Методическое пособие по русским шашкам. - Государственный Комитет Азербайджанской ССР по физической культуре и спорту, кооператив «Досуг». - Баку, 1990. - 75 с - 1000 экз.

46. Реяк П. Дебют «Обратный кол». Методическое пособие по русским шашкам. - Кооператив «Каисса». - Таллин, 1991. - 65 с - тираж не указан.

47. Акимов Р. Ф. Вилочка. - Федерация шашек республики Саха (Якутия), Торгово - туристическая фирма «Рейтинг - Плюс». - Якутск, 1998. - 48 с - 1000 экз.

48. Маковенко В. Я. Русские шашки (новая дебютная стратегия, игра за белых). - М., 1998. - 104 с - 700 экз.

49. Чернопищук А. С., Горин А. П., Высоцкий В. М. Дебют «Косяк». Часть 3.(Косяк Селезнева). Методическое пособие по русским шашкам. - Центральный Московский шашечный клуб. - М., 1999. - 48 с - 90 экз.

50. Высоцкий В. М. «Косяк Саргина». Методическое пособие по русским шашкам. - Центральный Московский шашечный клуб. - М., 1999. - 36 с - 90 экз.

51. Бодров И. М., Высоцкий В. М. «Центральная партия». Методическое пособие по русским шашкам. - Центральный Московский шашечный клуб. - М., 1999. - 44 с - 90 экз.

52. Сергеев Ф. В. «Обратная игра Бодянского». Часть 1. Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2000. - 48 с - 90 экз.

53. Злобинский А. Д. Дебют «Кол». Часть 1. Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2000. - 52 с - 100 экз.

54. Злобинский А. Д. Дебют «Кол». Часть 2. Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2000. - 52 с - 100 экз.

55. Злобинский А. Д. Дебют «Обратный кол». Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2001. - 56 с - 100 экз.

56. Злобинский А. Д. Дебют «Обратная игра Бодянского». Часть 1. Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2001. - 52 с - 100 экз.

57. Злобинский А. Д. Дебют «Обратная игра Бодянского». Часть 2. Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2001. - 52 с - 100 экз

58. Арон Злобинский. Дебют «Обратная игра Бодянского». Часть 3. Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2001. - 32 с - 100 экз

59. Федорук А. А., Бодров И. М. Системы с 1. e3 - f4. «Игра Матасова - Петрова» и безымянные дебюты. Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2001. - 32 с - 90 экз.

60. Бодров И. М., Высоцкий В. М. «Игра Боброва». Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2001. - 20 с - 100 экз.

61. Кацтов Ф. Е., Высоцкий В. М. «Отказанная игра Каулена». Методическое пособие по русским шашкам. - Клуб любителей шашечной игры. - М., 2001. - 20 с - 100 экз.

62. (Злобинский А. Д.) Киевская защита. Шашки. Теория дебюта. - (Баку, 1976). - 79 с - без тиража.

63. Злобинский А. Д. Киевский кол. - (Баку), 1976. - 36 с - без тиража.

64. Виктор Литвинович «Игра А.Петрова» и прочие системы с 1. gh4. Март - 1976 год. - 90 с - без тиража.

65. (Злобинский А. Д.) Шашечный дебют «Жертва Кукуева». - (Таллин, 1976). - 98 с - без тиража.

66. Герцензон Б. М. Шашечные дебюты «Отказанный перекресток», «Обратный перекресток», «Вилочка», «Перекресток» - (Ленинград), 1976. - 37 с - без тиража.

67. Спанцирети Н. П. Обратная игра Бодянского. Методическое пособие по теории шашечных дебютов. - 1976 - 69 с - без тиража.

68. (Adamovic V., Subbotin A) CENTRALA PARTUJA (Центральная партия). - (Riga, 1980) - 18 с - без тиража.

69. Ивашко Е. В. Новое в русских шашек. Часть 1. c3 - d4 - f6 - g5 2. d2 - c3. - Днепропетровск, 1997 - 16 с - 1000 экз.

70. V.Vlalantinas Neperspektyvus debiutai paprastosiose saskese/ Individualus debiutinis repertuaras idalis. - Siauliai, 2000 - 16 с - без тиража.

71. Материков С. Н. Вилочка. Методическое пособие - Киев, 2000 - 46 с - без тиража.

72. Материков С. Н. Игра Рамма - Цукерника. Методическое пособие - Киев, 2000 - 46 с - без тиража.

73. Материков С. Н. Атака шашки g5. Методическое пособие - Киев, 2000 - 39 с - без тиража.

74. Материков С. Н. Новое начало. Методическое пособие - Киев, 2000 - 34 с - без тиража.

75. Петрова Л. В. О дебютных промашках в русских шашках. Сборник дебютных ловушек, заканчивающихся комбинациями (Русские шашки). - С.- Пб., 2001 - 90 с - без тиража.

76. V. Adamovics un A. Subbotins AKLA PARTIJA (Слепая партия). - 7 с - без тиража.

77. KIIEVI KAITSE. (Киевская защита). - 62 с - без тиража.

78. (Svanders. J.) TEORETISKAIS BILETENS. Apgriezta pilsetas atklatne (Обратная городская партия). - (Riga, 1976) - 29 с - без тиража.

79. Щеглов Н. И. «Игра Шмульяна». Красноармейский шахматно - шашечный клуб. - 47 с - без тиража.

81. Ленинградская защита. - 70 с - без тиража.

82. Кустарев Ю. С. Дебют «Обратная игра П. Бодянского» - 50 с - без тиража.

83. «Отказанный косяк» - 62 с - без тиража.

84. «Защита С.Дьячкова» - 38 с - без тиража.

85. «Классический косяк с 5… fg5» - 107 с - без тиража.

86. Энциклопедия дебютов с выборочным жребием. 1.cd4 - 38 с - без тиража.

87. Энциклопедия дебютов с выборочным жребием. 1.cf4 - 29 с - без тиража.

Публикации в журналах

Дамбрете Dambrete

1. Kllis - Кол // Damrete. 1971. g. - Nr. 1, 2

2. Pilsetas atklatne - Городская партия // Damrete. 1971. g. - Nr. 3, 4

3. Kukujeva gambits - Гамбит Кукуева (жертва) // Damrete. 1971. g. - Nr. 4, 5

4. Ramis - Косяк //Damrete. 1971. g. - Nr. 5, 6, 7

5. Apgrieztais ramis - Обратный косяк //Damrete. 1971.g. - Nr.8

6. Centrala partija - Центральная партия //Damrete. 1971. g. - Nr. 9

7. Apgrieztais kllis - Обратный кол //Damrete. 1971. g. - Nr. 10

8. Veca partija - Старая партия //Damrete. 1971. g. - Nr. 11, 12

9. Apgriezta Bodjanska spele - Обратная игра Бодянского //Damrete. 1971, - Nr. 12, // Damrete. 1972 - Nr.1, 2, 3

10. Kogana aizsardzlba - Защита Когана //Damrete. 1972. g. - Nr. 3, 4

11. Sokova aizsardzlba - Защита Сокова //Damrete. 1972. g. - Nr. 4, 5

12. Medkova spele - Игра Медкова //Damrete. 1972. g. - Nr. 5

13. Atsite - Отыгрыш //Damrete. 1972. g. - Nr. 6, 7

15. Atraidita Bodjanska spele - Отказанная игра Бодянского //Damrete. 1972. g. - Nr. 9

16. Uzbrukums kaulinam g5 - Атака шашки g5 //Damrete. 1972. g. - Nr. 10

17. Beznosaukuma atklatne (1. cd4fg5 2. bc3 gf6 3. cb2) //Damrete. 1972. g. - Nr. 10

18. Apgriezta dure ar 1. cd4 - Обратный тычок с 1. cd4 //Damrete. 1972. g. - Nr. 11

19. Akla partija - Слепая партия //Damrete. 1972. g. - Nr. 11

20. Apgriezta veca partija - Обратная старая партия //Damrete. 1972. g. - Nr. 12

21. Apgriezta pilsetas atklatne ar 3. …bс5 Обратная городская партия с 3… bс5.// Damrete. 1973. g. - Nr. 1

Apgriezta pilsetas atklatne ar 3. …fg5 Обратная городская партия с 3… fg5 //Damrete. 1973. g. - Nr. 1, 2

22. Ieningradiesu aizsardzlba - Ленинградская защита //Damrete. 1973. g. - Nr. 3, 4

23. Dure - Тычок //Damrete. 1973. g. - Nr. 5, 6

24. Reta atklatne - Редкое начало //Damrete. 1973. g. - Nr. 7

25. Bobrova spele - Игра Боброва //Damrete. 1973. g. - Nr. 7, 8

26. Krustojums - Перекресток //Damrete. 1973. g. - Nr 8, 9, 10

27. Apgrieztais krustojums - Обратный перекресток //Damrete. 1973. g. - Nr. 10, 12

28. DakSina - Вилочка //Damrete. 1973. g. - Nr. 2

29. Atraidita apgriezta pilsetas atklatne - Отказанная обратная городская партия // Damrete. 1974. g. - Nr. 1, 2

30. Jauna atklatne - Новое начало //Damrete. 1974. g. - Nr. 3, 4

31. Romaniceva spele - Игра Романычева //Damrete. 1974. g. - Nr. 5, 6

32. Djackova spele - Игра Дьячкова //Damrete. 1974. g. - Nr. 7, 8

33. KijevieSu aizsardzlba - Киевская защита //Damrete. 1974. g. - Nr. 9, 10

34. KijevieSu kllis - Киевский кол //Damrete. 1974. g. - Nr. 10, 11, 12

35. Filipova spele - Игра Филипова //Damrete. 1975. g. - Nr. 1

36. Atraidita Fijipova spele - Отказанная игра Филипова //Damrete. 1975. g. - Nr. 2, 3

37. Kaulena spele - Игра Каулена //Damrete. 1975. g. - Nr. 3

38. SoSina - Harjanova gambits - Гамбит Шошина - Харьянова //Damrete. 1975. g. - Nr. 4

39. Petrova spele - Игра Петрова //Damrete. 1975. g. - Nr. 4, 5

40. Atteikta Petrova spele - Отказанная игра Петрова //Damrete. 1975. g. - Mr, 5

41. Pilsetas atklatne ar 3…. ba5 - Разменная городская партия //Damrete. 1977. g. - Nr. 10, 11, 12

1. Apgriezta akla partija - Обратная слепая партия

2. «Klla» sistema - Система «Кола»

3. Atraidita «klla» sistema - Отказанная система «Кола»

1. g3-f4 f6-e5 2. h2-g3.
Ф. Каулен считался одним из самых сильных шашистов в дореволюционной России.
Одна из дебютных систем, которую Ф. Каулен разработал и часто применял в различных соревнованиях, названа его именем.

Учебный пример

1. g3-f4 f6-e5 2. h2-g3 e5-d4 3. c3:e5 h6-g5 4. f4:h6 d6:h2 5. a3-b4 g7-f6 6. b4-а5 f6-e5 7. b2-сЗ h8-g7 8. c3-b4 g7-f6 9. a1-b2 e5-f4 10. e3:g5 f6:h4 11. d2-e3 b6-с5 12. b4:d6 c7:e5 13. b2-сЗ e5-f4 14. e3:g5 h4:f6 15. c3-d4 a7-b6 16. a5:c7 d8:b6? (Этот ход проигрывает партию. Надо побить 16... b8:d6, и позиция черных защитима.) (Диаграмма 1.)

17. c1-d2! (После этого хода у черных единственное продолжение 17... b6-а5. На 17... е7-d6 белые проведут комбинацию 18. f2-g3 h2:f4 19. d4-е5 f6:d4 20. d2-еЗ и останутся с лишней шашкой. Не спасает и 17... b8-а7 (или 17... b8-с7), тогда после 18. f2-g3 h2:f4 19. d4-с5 b6:d4 20. d2-еЗ белые попадают на преддамочное поле и снова выигрывают партию.) 17... b6-а5 18. d4-с5! f6- е5 19. d2-c3 е5-f4 20. e1-d2 e7-f6 21. c3-d4 f6-g5 22. f2-g3 f4-e3 23. d4:f2 h2:f4 24. f2-g3 f4:h2 25. h6:f4 f8-e7 26. f4-e5 b8-с7 27. d2-сЗ, и белые победили. (Партия Б. Герцензон - Ф. Семенов.)

ИГРА ФИЛИППОВА

1. e3-d4 d6-e5 2. a3-b4h6-g5.
Начало разработано в конце XIX века известным петербургским ша­шистом Василием Григорьевичем Филипповым. «Учитель» - так называли его многие любители шашечной игры. Он часто и с большим успехом применял его в партиях с сильными противниками. Неожиданные удары, незаметные комбинации и сложная позиционная игра принесли этому закрытому началу большую популярность.

Учебный пример

1. e3-d4 d6-e5 2. a3-b4 h6-g5 3. g4 -h4 b6-а5 4. b2-аЗ e7-d6 5. f2-g3 f8-e7 6.b4-c5 d6:b4 7. a3:c5 c7-d6? (Как заманчиво напасть и попытаться выиграть шашку с5. Но белые оказались дальновиднее: последовала двухвариантная комбинация с проходом в дамки. Черным следовало продолжать 7... g5-f4, сохраняя симметричную позицию.) (Диаграмма 2.)

8. сЗ-b4!! е5:сЗ (проигрывает 8... а5:сЗ из-за 9. d4:b2 d6:b4 10. g3-f4, и куда бы черные ни били, белые сни­мают четыре шашки или пять шашек и прорываются в дамки) 9. a1-b2! c3:a1 10. d2-e3 а5:сЗ 11. c1-b2 d6:b4
12. b2:d4 a1:e5 13. g3-f4 e5:g3 14. h2:a3 с полным разгромом черных.
Мы с вами познакомились с некоторыми шашечными дебютами. Это только маленькая часть начал, существующих в игровой практике. Дебютам посвящены отдельные книги, в которых разбираются многочисленные варианты, возникающие после тех или иных ходов. В дальней­шем вы познакомитесь по книгам с многогранной теорией начал и сумеете применять ее на практике.
Большинство наших учебных примеров заканчивалось простой или сложной комбинацией. Но наряду с комбинациями в начале партии после ошибки противника можно добиться победы при Помощи пози­ционной игры. Приведем несколько примеров.
В «городской партии» после ходов: 1. c3-d4 d6-c5 2. b2-сЗ f6-g5 3. c3-b4 g5-h4 4. b4:d6 е7:с5 5. d2-c3 h6-g5? позиция белых (только после одного ошибочного хода черных) становится позиционно выигранной. Далее 6. g3-f4 g7-h6 7. f4-e5. (Диаграмма 3.)

Белые лишили черных взаимодействия между левым и правым флангами. Теперь как бы черные ни играли, поражения им не избежать. Рассмотрим все возможные продолжения.
I. 7... b6-а5 8. d4:b6 a7:c5 9. e3-f4 g5:e3 10. f2:b6, и если черные захотят отыграть шашку ходом 10... b8-а7 то последует 11. c1-d2! а7:с5 12. c3-b4 а5:сЗ 13. d2:b8 с выигрышем.
II. 7... d8-e7 8. e5-d6 с7:е5 9. d4:a5X.
III. 7... f8-e7 8. c3 -b4 e7-d6 9. e5-f6 g5-e7 10. d4-e5 d6:d2 11. b4:f8X.
IV. 7... f8-g7 8. c3-b4 b6-а5 9. b4:d6 g7-f6 10. e5:g7 h6:f8 (если 10... с7:сЗ, то решает 11. g7-f8, а при 10... h8:f6 выигрывает 11. d6-e7)
11. h2-g3 c7:c3 12. g3-f4 (Вначале выигрывается беззащитная шашка g5, а затем такая же участь постигнет и черную шашку сЗ. Лишняя шашка принесет белым победу.)
V. 7... h8-g7 8. аЗ-b4! с5:аЗ 9. e5-d6 с7:е5 10. d4:h8 с выигрышем.
Это пример, где один лишь ошибочный ход в дебюте сразу же приводит к проигрышу.
В «обратной городской» после ходов: 1. c3-b4 f6-е5 2. еЗ-f4 g7-f6 3. b2-сЗ b6-с5 4. d2-еЗ f6-g5? поражения черным не избежать. (Правильно продолжать 4... а7-b6 или 4... f8-g7.) 5. g3-h4 e5:g3 6. h4:f6 e7:g5 7. f2:f6. (Диаграмма 4.)

Теперь у черных два возможных продолжения.
Первое: 7... f8-e7.
Второе: 7... f8-g7. Рассмотрим их.
I. 7... f8-е7 8. h2-g3! e7:g5 9. g3-f4 h8-g7 10. b4-а5 g7-f6
11. a1-b2 g5-h4 12. c3-d4 f6-g5 (не спасает и 12... a7-b6, тогда 13. b2-сЗ f6-g5 14. e1-f2 d8-e7 15. d4-e5 с выигрышем) 13. d4:b6 a7:c5 14.b2-сЗ, и белые должны победить.
II. 7... f8-g7 8. c1-d2! g7:e5 9. e3-f4 e5:g3 10. h2:f4 h8-g7 11. d2-e3 g7-f6 12. b4-а5 f6-g5 13. a1-b2 g5-h4 14. c3-d4, и белым обеспечена победа.
В «игре Филиппова» уже второй ход черных ведет к проигрышу. 1. еЗ-d4 d6-е5 2. a3-b4 b6-а5? 3. f2-еЗ. Этим ходом белые выклю­чили из игры шашки левого фланга черных. Теперь они могут играть только шашками правого фланга. У черных - четыре возможных про­должения.
Первое: 3... а7-b6.
Второе: 3... с7-b6.
Третье: 3... с7-d6.
Четвертое: 3... е7-d6. Разберем их. (Диаграмма 5.)

I. 3... а7-b6 4.b4-c5! b8-а7 5. еЗ-f4 c7-d6 6. b2-аЗ d6:b4 7. аЗ:с5, и белые выигрывают.
II. 3... с7-b6 4.b4-c5! b8-с7 (или 4... d8-c7) 5. e3-f4 c7-d6 6. b2-аЗ
d6:b4 7. аЗ:с5 с выигрышем.
III. 3... c7-d6 4. b2-аЗ b8-с7 (или 4... d8-c7) 5. e3-f4 с7-b6 6.b4-c5 d6:b4 7. аЗ:с5, и снова белые побежда­ют.
IV. 3... e7-d6 4. b2-аЗ с7-b6 (если 4... d8-е7, то 5. еЗ-f4 с7-b6 6.b4-c5 d6:b4 7. аЗ:с5Х) 5.b4-c5 d6:b4 6. аЗ:с5, и черные должны проиграть.
Мы показали вам приемы позиционного выигрыша в трех дебютах после ошибочных ходов черных. От дебюта зависит многое. Если начало партии разыграно правильно, то в середине ее играющий будет иметь по меньшей мере равную позицию, а может быть, даже и преимущество, которое скажется в окончании.

В русских шашках понятие дебюта не формализовано количеством ходов и возможен случай, что дебютный вариант переходит в глубокий миттельшпиль и в эндшпиль. В силу большого теоретического исследования дебютов в русских шашках применяются системы игры с летающими шашками («леталки»), с жеребьевкой начальных ходов. Еще больше роль теоретических знаний в чекерсе , где разыгрываются отдельные титулы чемпионов мира: по классической системе и с жеребьевкой трех ходов. Международные шашки отличаются затяжной стадией дебюта - 10-15 ходов не редкость.

Классификация дебютов

Дебюты обычно называют по характерным построениям (кол , косяк и другие) или по фамилиям аналитиков, впервые проработавших данное начало (игра Бодянского , Игра Сидлина - Семёнова и другие). По корректности дебюты делятся на корректные и ловушечные. Также принято выделять гамбиты - дебюты, в которых ради инициативы жертвуется шашка.

Видео по теме

Стратегии в дебюте

При розыгрыше дебюта ставятся следующие задачи: захват центра, захват инициативы, своевременное развитие без переразвития.

Примечания

Литература

  • Лисенко В. К. Первая книга шашиста. Курс дебютов и принципы позиций: Руководство для начинающих. - Л.: Наука и школа, 1926. - 196 с, ил., 1 л. портр. - 5000 экз.
  • Руссо В. Н. , Пель А. Н. Шашечный дебют «Перекресток». - М.; Л.: Госиздат, 1930. - 62 с. - 4000 экз.
  • Потапов Л. С. , Рамм Л. М. Курс дебютов: Руководство к изучению шашечн. игры. - М.: ФиС, 1938. - 167 с. - 5000 экз.
  • Куперман И. И. Новая теория шашечных дебютов. - М.; Л.: ФиС, 1949. - 64 с. - 10000 экз.
  • Куперман И. И. Начала партий в шашки / Предисл. Л. А. Рубинштейна. - М.: ФиС, 1950. - 163 с. - 20000 экз.
  • Рамм Л. М. Курс шашечных начал: Руководство к изучению игры. - М.: ФиС, 1953. - 348 с. - 15000 экз.
  • Куперман И. И. , Каплан В. М. Начала и середина игры в шашки / Предисл. И. Качерова. - М.: ФиС, 1957. - 366 с. - 20000 экз.
  • Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. - М.: ФиС, 1965. - 72 с (Библиотечка начинающего шашиста). - 47000 экз.
  • Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1982. - 80 с. - На молд. яз. - 5000 экз. Пер. с рус. изд. 1965 г.
  • Агафонов В. П. Курс дебютов. Международные шашки. - М.: ФиС, 1988. - 480 стр. - 100 000 экз.
  • Адамович В. К. Шашки: Индивидуальный дебютный репертуар. - Рига: Авотс, 1982. - 109 с. - На латыш. яз. - 8000 экз.

И, если дальше игру предугадать невозможно, то к началу можно подготовиться заранее, если посмотреть учебники, в большинстве из которых, лучше или хуже, но рассматриваются дебюты. Я бы советовал выбрать для начала один дебют белыми и один черными (исходя из наиболее популярного хода белых с3-d4) и подробно их рассмотреть, а дальше как повезет.
Из учебников неплохо посмотреть книгу: Литвинович В.С. Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов

с какого дебюта начинать? в принципе все равно. Самый известный – «Кол», считается что у белых преимущество. Но с другой стороны, ваш противник тоже если хотя-бы раз открывал учебник то его видел. Отсюда вывод – большая вероятность равной игры.
В этом смысле я несколько раз пробовал игру Романычева черными (тут и дальше имеется в виду только исходный вариант – со взятием в центр, в том числе и партии в программе Аврора). В учебниках ее называют «гиблое начало»и считается (с 1910 года!!) что у черных практически нету шансов выиграть. Но, с другой стороны, большинство людей рассуждает примерно так: «у черных шансов нет, значит я так черными играть не буду, а против меня черными так играть может только дурак, а у дурака я и так выиграю» и даже не пытаются его изучать. А если Вы ее хорошо рассмотрите то у Вас уже преимущество (учтите – до анализов В.И.Шошина в1910году система считалась перспективной). К сожалению, против настоящих мастеров этот фокус не срабатывает, но с другой стороны, выиграть у них у нас с вами и так шансов практически нет.
Кстати, в базе партий программы Аврора достаточно много партий сыгранных игрой Романычева, особенно в последние годы, причем далеко не всегда черные проигрывают. Например в этой базе Г.Батошвили играет черными этот дебют в 2004-2005годах 13 партий: из них 7 поражений, 4 победы и 2 ничьи, а из 3х партий И.Блумберга в 2005году – 2 победы и 1 ничья. Значит мастера и сейчас ее применяют, причем многие многократно и успешно.

Лично я последнее время белыми предпочитаю «игру Бодянского». Причина – немного нестандартный первый ход, противник его не очень ожидает и, в принципе, равная игра дальше, но если вы подготовились то есть неплохие шансы. Кроме того: вот статистика из базы партий программы Аврора:

1й____всего ____ выиграли___проиграли__ничья
ход__партий
cd4___39586_____17.5%______ 16.4%______66.1%
cb4___23977_____19.0%______ 17.1%______63.9%
gf4____8358_____20.5% ______16.2%______63.3%
ed4____6246_____20.4% ______19.3%______60.2%
ab4____7968_____22.3% ______19.6%______58.1%
gh4____4467_____19.1% ______19.5%______61.4%
ef4 ____3402_____17.5% ______22.9%______59.6%

то есть у игры Бодянского (ab4) самый большой шанс на выиграш – 22.3%, правда и проиграть немаленький, а вот на ничью – наименьший, следовательно намечается острая борьба с неплохими шансами на победу.

правда это статистика партий мастеров, а у начинающих она будет другая:).

Наиль:

Мне кажется что шашки это такая игра что там до конца неизвестно кто выиграет. Если профи играют один белыми а другой черными и оба знаю что черные проиграют то просто напросто будет не интересно играть. Хотя могу и ошибаться….

Владимир:

Для новичков наиболее лёгкой я бы назвал Городскую партию, а первый ход – cd4. Когда уже немного поднатореть, то можна разучивать нестандартные варианты, зная при этом несколько «базовых» дебютов: городская партия, кол, тычок, вилочка, косяки.

Александра:

Я тоже люблю тычок с жертвой шашки в качестве продолжения. Но пока не встречала в местных приложениях тех, кто тычок разыгрывает.

Алексей:

Я вот помню начинал изучение дебютов с тычка и кола за белых и отыгрыша за черных.В принципе для начинающих это самое оно,эти дебюты что называется «легко играть».
Всякие бодянки, гамбит Кукуева, Романычева я бы не рекомендовал,ибо там нужно знать типичные схемы и построения,присущие конкретно этим дебютам, чтобы быстро не попасть впросак.


Елена:

Я бы порекомендовала новичкам разыгрывать Отыгрыш (за оба цвета хорош). Дебют, в котором наименьшая вероятность попасться на вариант. А если хотите ловить на варианты, тогда нужно углубляться))))
начальные ходы:
1. сд4 дс5
2. вс3 сд6
3. св4 ва5
4. дб6 ас7.

Если будет интересно, напишу ловушку))

Василий:

По моему вы оба правы.
Отыгрыш – минимальный риск и игра сразу упрощается. Если противник сильнее – появляются шансы на ничью, а это уже очень неплохо:). А если Вы уже немного освоили игру в эндшпиле: разобрались что такое оппозиция (противостояние), треугольник Петрова, имеете элементарное понятие о связках и т.п.- то и неплохие шансы выиграть.
А Кол и Тычок – это чистое нападение, больше шансов, но и риск больше.
А то что сказано выше про Бодянского и Романычева – это действительно уже больше для разрядников: у Бодянского можно элементарно «поймать» черную дамку на а1 или е1, а Романычева не зря «Гиблое начало» (хотя новичкам: вряд-ли).
А вот Кукуева, если играете «Тычок», нужно хотя бы просмотреть. Для белых (новичков, конечно) это может оказаться серьезной неприятностью, можно и пешку потерять, а кого-то и вообще в «ступор» вгонит. Хотя на самом деле там ничего особо страшного нет.

Александр:

Странные советы для начинающих……. поиграть гамбит Кукуева..отыгрыш и тд….. годы уйдут на изучение этих дебютов…
Самое реальное коловые позиции попробуйте от них без потерь уйти…..
Т.е для начала кол и обратный кол а дальше поймете…. и не обязательно все варианты а всего одно два разветвления… а обратный кол один из самых острых дебютов…

Марина:

у нас в клубе каждый тренер детей по-своему учит. Но в чём они похожи, такэто в том, что начинают обучение дебютам с косяка, коловых позиций, рогаток, и городских… Что касается меня, мне нравится старая партия, причём чёрными… она дастаточно остра и интересна… правда в турнирах её применять опасно… особенно в молниеносной программе. ловушки и комбинации на каждом шагу и у чёрных и у белых… впрочем у нас в городе среди взрослых чаще проводятся соревнования с выборочным жребием или (что мне нравится больше всего) «леталки».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски