Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски

Сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок разворачивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. Расцвет игры приходится на возраст 3-5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра уступает место другим видам игр.

Режиссерские игры, в которых развитие сюжета со многими ролями происходит через роли, передаваемые ребенком игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных игрушек, передвигает их и одновременно комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самые ранние ее проявления приходятся на 3-ий год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра становится совместной деятельностью детей.

Игра-фантазирование (игра-греза) построена на воображении. Такая игра сопровождается монологами и диалогами героев, комментариями. Игра-фантазирование протекает преимущественно в речевом плане. Продукт воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней «про себя» речью ребенка. Игра-фантазирование появляется в старшем дошкольном возрасте.

Игры интегрированного типа включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры – принадлежность старших дошкольников, им важен не только процесс, но и результат.

Импровизационные игры-этюды – это игры, в которых дети по предложению ведущего публично импровизируют на заданную тему, сюжет.

Театрализованные игры, импровизационные и игры-грезы нося название «рубежных игр» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев): ребенок проявляет себя в качестве автора, актера, зрителя – появляется сдвиг мотива с процесса игры на ее результат.

У каждого возраста «свои» игры. К концу дошкольного возраста появляются игры с правилами. К игре с правилами ребенок успешно переходит, только если полностью проявили свой потенциал сюжетно-ролевая и режиссерская игры.

Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада (Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова):

    самодеятельные (самостоятельные) игры возникают по инициативе самих детей;

    игры, организуемые взрослыми в целях обучения, воспитания или коррекции, регламентированы задачами, которые ставит взрослый.

В качестве примера, рассмотрим структуру сюжетно-ролевой игры . Подразвернутым видом сюжетно-ролевой игры понимают состояние игры к моменту полного оформления, какое она занимает у ребенка старшего дошкольного возраста.

Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры называют роль, сюжет, содержание, правило, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.

Роль. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.

Важный вопрос, который возникает в связи с этим, можно сформулировать так: «Каковы условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли?» При ответе на поставленный вопрос следует учитывать три обстоятельства. Во-первых, ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Основным же источником, откуда дети черпают сюжеты своих игр, является действительность. Знакомство с ней – главное условие возникновения сюжетно ролевой игры.

Ребенок играет только в магазин потому, что лишь эта сторона действительности ему знакома. Потому, что единственное место, куда он ходит е мамой, выйдя за пределы своей и квартиры, – магазин.

Во-вторых, знакомство с этой действительностью должно проходить таким образом, чтобы в центре её стоял человек, его деятельность. Экскурсия в зоопарк описана в одной из работ Д.Б. Эльконина. Дети не играли в зоопарк, когда вернулись в группу. Тогда была предпринята вторая попытка повести детей в зоопарк, в ходе которой внимание детей обратилось на деятельность человека, на виды работ, которые он осуществляет, будучи работником зоопарка. Изменения, внесенные в содержание экскурсии, привели к желаемому результату. Дети стали играть в зоопарк.

В-третьих, в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к деятельности взрослого человека. Е. Платнер, немецкая исследовательница, обращает внимание на ситуации, когда в условиях детского сада детей знакомят с миром профессий. Происходит это все в реальной ситуации и выглядит следующим образом: в группу приходит женщина с гладильной доской и бельем, которое она должна выгладить. Если, обращает внимание Е. Платнер, она будет недовольно ворчать в процессе выполнения работы, если будет хмурить брови, говорить о том, как все тяжело и как неинтересно все то, что она делает, то никто из детей никогда не захочет быть «гладильщицей» или «гладильщиком». Совсем по-другому будет выглядеть ситуация, если пришедшая в группу «гладильщица» будет в хорошем настроении.

Игровые действия. Взятые на себя роли взрослых и отношения между ними дети реализуют посредствомигровых действий . Роль не может быть осуществлена без соответствующих действий. Ребенок именно потому кассир (начальник станции, буфетчик), подчеркивает Д.Б. Эльконин, что он продает билеты, объявляет об отправлении поезда, дает разрешение машинисту, продает печенье и т.д. Роль и связанные с ней действия определяют все остальные стороны сюжетно-ролевой игры: бумажки становятся деньгами и билетами для выполнения роли пассажиров и кассира.

Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Игровые и реальные отношения. В процессе игры выделены две формы отношении между детьми.

Игровые отношения определяются ролями, потому что для самих играющих детей главное – выполнение взятой на себя роли.

Особое место в структуре сюжетно-ролевой игры занимают и реальные отношения. Их место при переходе детей от младшего к среднему, а от него к старшему дошкольному возрасту поменяется. Все больше они уступают место отношениям игровым. И если в младшем школьном возрасте они постоянно вторгаются в ход игры, то в старшем дошкольном возрасте такое вмешательство невозможно. Отношения игровые полностью подчиняют себе реальные отношения детей.

Вместе с тем, затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи, обращает внимание Д.Б. Эльконин. В процессе игры, когда отношения между детьми определяются взятыми ролями, они не перестают тем не менее относиться друг к другу как товарищи по игре. Как говорит Д.Б. Эльконин. они не теряют реального плана отношений друг с другом. Ребенок то и дело выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой. Например, «продавец» может вдруг изменить подчеркнуто любезный тон в обращении с покупателями и упрашивать детей: «Не забирайте все, а то у меня ничего не останется в магазине».

Реальным коллективным отношениям в игре исследователи придают большое значение. Играющие дети представляют собой коллектив, связанный реальными связями, действующий в направлении осуществления единого замысла.

В игре дети легче согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей. Но соподчинение и согласование действий определяются не только ролью, но и теми реальными отношениями, которые возникают между детьми в игровом коллективе. Эти реальные отношения внутри играющею коллектива требуют от каждого играющего хорошего и правильного выполнения свои роли. По мере того как дети научаются выполнять свои ролевые функции, эти требования, идущие непосредственно от коллектива и обнаруживающиеся в прямых указаниях его членов, все больше и больше свертываются. Но даже тогда, когда они внешне не выражены, они незримо присутствуют в каждой коллективной игре.

Предметы-заместители. В своей игре дети используют различного рода предметы. Это не только игрушки, предметы, которые являются уменьшенными копиями предметов взрослого мира (ложечки, лопатки, вилочки и т.д.), но ипредметы-заместители. Это полифункциональные предметы. И, по мнению Д.Б. Эльконина, дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

По мнению Л. С. Выготского, перенос значения с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Правила. В игре, отмечает Д.Б. Эльконин, впервые возникает новая форма удовольствия, которое испытывает ребенок, – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Игра не является миром абсолютной свободы и произвольности, отмечает Д.Б. Эльконин. В ней действуют законы и правила. Они сходны с теми законами и правилами, которые есть в действительности. Всякая ролевая игра – это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок.

Наличие во всякой ролевой игре правил наиболее отчетливо проявляется в тех случаях, когда правило ролевого поведения вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, возникающими по ходу игры

С возрастом, отмечает Д.Б. Эльконин, устойчивость в подчинении правилу неизменно повышается. Между ролью и связанным с ней правилом тем не менее существуют закономерно изменяющиеся отношения. Д.Б. Эльконин сформулировал развитие игр в следующей формулировке: развитие игр идет от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.

Воображаемая ситуация. В переносе значения с одного предмета на другой состоит суть воображаемой ситуации. По этому поводу А.Н. Леонтиев пишет, что рождение воображаемой игровой ситуации происходит в результате того, что в игре предметы, а значит, и операции с этими предметами включены в действия, которые обычно осуществляются в других предметных условиях и по отношению к другим предметам. Игровой предмет сохраняет свое значение, ребенку известны его свойства, известен способ возможного употребления, возможного действия с ним. Это и есть то, что образует значение данного предмета. Однако в игровом процессе значение не просто конкретизируется. Например, ребенку известно значение палочки. Однако в игре операции с палочкой включаются в совсем другое действие, чем то, которому они адекватны. Поэтому палочка, сохраняя для ребенка свое значение, вместе с тем приобретает для него в этом действии совершенно иной смысл. Например, палочка приобретает для ребенка смысл лошади.

Итак, существуют реальное действие, реальная операция и реальные образы реальных предметов, но при этом ребенок действует с палочкой как с лошадью. В результате складывается ситуация, когда игровые операции оказываются как бы несоответствующими действию. Игровые операции неадекватны действию. Но в игре действие и не преследует этой задачи: ведь ее мотив, как подчеркивает А.Н. Леонтьев, лежит в самом действии, а не в его результате.

Построив такой ряд рассуждений, А.Н. Леонтьев решает достаточно важную с его точки зрения задачу. Он пытается доказать реальность игрового действия, показав тем самым, что нет фантастических элементов в психологических предпосылках игры. Это доказательство чрезвычайно важно в решении вопроса о месте игры в ряду других видов деятельности. Именно реальный характер игровых действий придает ей непреходящее значение в ряду видов деятельности, определяющих детское развитие.

Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для ребенка мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире. Элементарный труд также предполагает тесный контакт ребенка со взрослым человеком. Однако возможности этих контактов ограничены в силу недостаточных возможностей самого ребенка. В мир взрослого человека ребенок попадает в деятельности, названной восприятием сказки. Однако это вхождение не реально. Оно существует лишь в воображении ребенка.

Также велика доля воображения и в изобразительной деятельности ребенка. Учебная же деятельность у ребенка дошкольного возраста еще не сложилась, а потому нет и возможности пока говорить о ее значении в психическом развитии ребенка.

Сюжет. Под сюжетом Д.Б. Эльконин понимает тусферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты достаточно многообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Они достаточно подробно описаны в работах Д. Б. Эльконина. Однако, как показывает анализ, все они укладываются в трехчленную классификацию. Так, можно вести речь о трех группах игр: игры с сюжетами набытовые темы: игры спроизводственными сюжетами: игры собщественно-политическими сюжетами.

К первой группе относят игры в семью, парикмахерскую и т.д.

Вторую группу представляют игры строительные, сельскохозяйственные и т.п.

Третью группу составляют игры в войну.

Время вносит свои поправки сюжеты детских игр. Одни из них, будучи популярными в одно историческое время, сменяются другими, сюжеты которых ставит на повестку дня жизнь.

Несмотря на то что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, пишет Д.Б. Эльконин, намечается определенная закономерность в их развитии. здесь можно говорить по крайней мере о трех линиях развития игр в рамках одного сюжета. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность Д.Б. Эльконин связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых. Развитие сюжетов идет не только по линии охвата все новых сфер действительности, но и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

У младших школьников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном в игры в семью). У старших дошкольников они становятся все более разнообразными (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т. д.). Однако Д.Б. Эльконин обращает внимание на то обстоятельство, что на разнообразие сюжетов игр определяющее влияние оказывает воспитательная работа с детьми. Так, результаты ряда исследований по данному вопросу показали, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для ее возникновения и развития необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребенка со взрослыми.

Третья линия развития сюжетов ролевых игр касается повышения устойчивости игр на один и тот же сюжет. Младшие дошкольники быстро и легко переходят от одного сюжета к другому. У средних и старших один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время. Ссылаясь на данные А.П. Усовой, Д.Б. Эльконин подчеркивает у трех-, четырехлетних детей продолжительность игры составляет всего 10-15 минут, у четырех-, пятилетних – 40-50 минут, а у старших дошкольников наблюдаются игры, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней.

Содержание игры – это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.

Игра – фантазирование

как средство развития воображения и детского творчества.

Кутузова Лидия Александровна,

педагог-психолог МБУ д/с № 147 «Сосенка»

Прекрасное пробуждает доброе. В эстетическом и умственном воспитании общий объект познания и освоения - окружающий мир ребенка. Эстетические ценности имеют и искусство, и природа, и быт, и взаимоотношения людей. Встреча с прекрасным в жизни и искусство развивают у детей эстетическое чувство. В процессе эстетического восприятия сначала под влиянием взрослого, затем самостоятельно ребенок делает обобщения, у него возникают ассоциации, сравнения, появляются эстетические оценки, суждения. Так возникает оценочные отношения к окружающему, а на его основе формируется эстетический художественный вкус.

Л. С.. Выготский считал, что основой всякой творческой деятельности является воображение, а именно - способности комбинировать впечатления, полученные либо из реального жизненного опыта, либо из литературы и произведений искусств .

В последние годы наметилась печальная тенденция – игры старших дошкольников становятся примитивными и агрессивными, их содержание и форма обеднены и однообразны. Дети 5-6 лет, играя, имитируют действия и голос выбранного персонажа, но создаваемые ими игровые образы обычно маловыразительны, лишены ярких эмоциональных проявлений, зачастую агрессивны. Традиционные сюжеты игр «Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» включают две-три взаимосвязанные ситуации. Литературный опыт детей практически не включается в игровых сюжетах, свои впечатления от мультсериалов (роботы, трансформеры) в игру вносят, в основном мальчики. Взрослые, в первую очередь педагоги, способны помочь детям и многому их научить.

Одна из форм передачи игрового опыта – игра-фантазирование, совместная деятельность детей и взрослых.

Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. В такой игре необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Сюжетной игре не свойственно жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Общий сюжет складывается из предложений участников в процессе игры .

Такие игры позволяют взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Наиболее удобными для таких занятий являются сюжеты волшебных сказок, имеющих общую сюжетную схему и последовательность событий:

1- обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;

2 - герой встречается с "дарителем" (обладателем) волшебного средства и для его получения проходит испытание (на доброту, смекалку, ловкость, находчивость и.п.);

3- герой получает от "дарителя" волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект;

4- герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);

5- герой побеждает противника и получает искомый объект;

6- герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Приведённая схема преобразования сказок нужна воспитателю, чтобы разворачивать игру-придумывание и изменять знакомый сюжет.

Мы решили сделать центральным героем игры - фантазирования Человечка – необычную мягкую игрушку, не похожую ни на одного из знакомых детям сказочных персонажей.

И
грушка изготовлена из мягкого, приятного на ощупь материала. Руки Человечка выполнены на проволочном каркасе, положение бровей, рта тоже можно менять так, чтобы лицо Человечка выражало разные чувства: радость, грусть, удивление, интерес, злость, страх в соответствии с игровой ситуацией, настроением героя.

Разработана карта сказочной страны с традиционными объектами, отражающими узловые точки сюжета (дорога, дворец положительного героя и замок анти-героя, река-препятствие, лес, горы). Карта помогает герою перемещаться во времени и пространстве. Работа с такой картой облегчает проведение игры-фантазирования, помогает детям самим организовывать игры, лучше запоминать придуманное. Все события в игре разворачиваются вокруг героя-Человечка и связаны сюжетной линией.

В начале игры, педагог дает «опорную точку», рассказывает о том, какие события в ней будут происходить, подробно описывает эмоциональное состояние героев, их переживания, дети совместно с педагогом изображают, как выглядит главный герой – Человечек в разные моменты сказки (мимика, позы, жесты).

Пример. В начале путешествия Человечек отправляется в сказочную страну Хохотанию. Дети придумывают, как выглядят жители этой страны, как называются города страны (например, Хохотанск), ее улицы, как выглядит столица, дворец, в котором живут правители и т.д. Жители страны Хохотании поведали Человечку грустную новость: Злой ветер украл юную принцессу Улыбку (описание принцессы: как выглядела принцесса?, Как проявлялась ее доброта?).

Наш смелый Человечек отправляется на поиски принцессы в царство Злого ветра.

Педагог постепенно привлекает детей к разработке сюжета, рассматривает вместе с детьми карту (например, «река на пути героя», «замок Злого ветра») и помогает детям вопросами: «Как могла называться река в волшебной стране?», «Какая в ней вода?», «Какой она стала после проделок Злого ветра?» и т.п.

По ходу игры привлекается литературный опыт детей, им, например, предлагается вспомнить, что в сказках всегда есть волшебные помощники, (Какие герои-помощники бывают в сказках?, Как они помогают герою?, Какие испытания придумывают?).

Наконец Человечек добрался до замка Злого ветра, но чтобы проникнуть туда, надо выполнить задание стражников (например, без бумаги и красок, одними словами нарисовать портрет Злого ветра, описать замок и его окрестностей, что можно увидеть внутри замка).

Особое внимание следует уделить развитию умения создавать образ персонажа, умению описывать знакомые эмоциональные состояния. Для этой цели используются музыкальные произведения (например Шопен «Ноктюрн» для обсуждения эмоционального состояния «грусть», П.И. Чайковский «Новая кукла» - для обсуждения эмоционального состояния «радость», Э. Григ «В пещере горного короля» - «страх» и т.д.).

Практически на каждом этапе игры-фантазировании в качестве заключительной части занятия можно использовать рисование в любой технике, в том числе и «волшебными красками», в состав которых входит гуашь, клей ПВА, крупная соль. При высыхании такие рисунки будут загадочно поблескивать.

На первых этапах игры педагог подробно описывает детям события, эмоциональное состояние героев, их переживания. Через некоторое время можно предложить детям использовать фишки-пиктограммы, на которых изображены основные эмоции Человечка. Детям нужно придумать, что произошло, почему у героя именно такое лицо, подробно описать новые события в жизни героев.

Игра-фантазирование, по мнению Д.П.Н. Н.Я. Михайленко, К.П.Н. Н.А. Коротковой способствует формированию монологической речи дошкольников, а именно - овладению детьми самым сложным ее видом - творческим рассказом. Этот вид игры расковывает воображение детей, развивает речевые умения и навыки в области сочинения, придумывания историей, рассказов, сказок.

Желание придумывать историю или сказку, героем которой является игрушка, побуждает ребенка подобрать нужные слова, грамматически оформить их в связные высказывания, ясно, четко, интонационно выразительно рассказать слушателям, чтобы вовлечь их в игру. Для этого нужно владеть хорошо развитой монологической речью, что на сегодня является скорее исключением, чем правилом для дошкольника.

С помощью игры-фантазирования решаются следующие задачи : умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры; формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнёром; самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.

2. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психологический журнал.2001. №5.с.57

3. Кравцова Е. А. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

4. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском садуМ.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.

Калиниченко А.В. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2004.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. 258с

6. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.

7. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

9. Фантазия: Чубчик в стране Хохотании.//Обруч.-1997.-№4

Когда ребёнок рисует сотую ёлочку «как в садике» или, сложив мозаику точно по инструкции, начинает скучать, понимаешь, что аксиома «все дети — выдумщики и фантазёры» немного расходится с реальностью. К счастью, творческие способности легко расшевелить. И материалы для креативных игр всегда у вас под рукой.

Сказка каждый день

Сочинительство — это самая простая игра, которая не требует ни подготовки, ни игрушек, ни большой компании. Для начала придётся немного пошевелить левой долей мозга и придумать истории, например, о вилке и ложке, потерявшемся сандалике или уехавшей в далёкую Тулу к бабушке. Постепенно подключайте ребёнка. Куда уехала электричка? Может быть, на море? А что ботинки любят на обед? Со временем усложняйте задачу. Например, ребёнок постарше уже может придумать и нарисовать комикс. В поездках, на даче отлично сочиняются дневники путешественников и первооткрывателей. Расскажите ребенку о стихах и о том, что его любимые фильмы снимают по книгам и сценариям, которые, кстати, он тоже может писать.

Истории и сказки не только развивают фантазию, но и позволяют обсуждать сложные вопросы, решать некоторые проблемы с детским поведением, например, со страхами. Для этого в сюжет вводят актуальную для ребёнка тему и показывают, как герой справляется в сходной ситуации. Тут важно помнить: главное — приключения, а не нравоучения.

Творческие дорисовки

Многие дети заражаются в учебных заведениях неуверенностью в своих силах и привычкой рисовать «так, как сказали». К сожалению, обстановка постоянного сравнения с другими детьми творчеству не очень способствует. Так что открытками на 8 марта и 9 мая семья будет обеспечена, а вот любовь к живописи, скорее всего, угаснет. Исправить эту печальную перспективу может возвращение к корням, то есть к каракулям. Поиграйте в дорисовки. Пусть ребёнок ставит цветные пятна красками, а вы быстренько превращайте абстракции в человечков, зверей, роботов или цветы. Потом меняйтесь ролями. Вырезайте получившиеся существа, играйте с ними. Меняйте и материалы: гуашь, акварель, акрил, мелки, карандаши, фломастеры, тушь, коллаж.

Дорисовки вернут ребёнку творческий энтузиазм и смелость, необходимую художнику.

Безумное суповарение

Предложите ребёнку устроить званый обед. Только не надо как положено рассаживать кукол вокруг стола перед пустыми игрушечными чашками. Как известно, главное в обеде — суп. Предложите приготовить этот суп в настоящей, самой большой кастрюле из всего, что ребёнок найдёт в доме, на его взгляд, подходящего (разумеется, без воды). Конечно, придётся морально подготовиться к тому, что в котёл могут полететь носки, зубные щётки и зарядка от телефона. Если вы не в силах видеть такое безобразие, значит, творческие игры тут нужны не только младшему поколению. Когда суп будет готов, созывайте гостей. Опять-таки, не ограничивайтесь плюшевой армией. Зовите на суп бабушку, кота, паровоз и папин галстук и придумывайте вместе с ребёнком беседы, которые эти гости могли бы вести за столом.

Задача этой игры в том, чтобы ребёнок понял: всякой вещи можно придумать новую функцию и, конечно, в том, чтобы повеселиться.

А теперь — дискотека!

Игры с музыкой идеальны для компании детей. Дайте им задание найти себе музыкальные инструменты. Ими могут оказаться кастрюли и ложки, плоские расчёски (покажите, как на них играть), пустые пластиковые бутылки, в которые насыпано немного крупы и т.д. В общем, пусть ищут всё, чем можно производить всевозможный шум. Затем включайте самую весёлую музыку, и вперёд, подыгрывать ритму, петь и танцевать.

Такая игра покажет детям, что музыка может рождаться не только из многолетних страданий в музыкальной школе, а заодно позволит всем подвигаться и потратить неуёмную детскую энергию.

Наблюдения за природой

Хорошо, если погода и комары позволяют улечься на травку. Но и садовая скамейка вполне подходит для этой игры. Смотрите с ребёнком на облака и обсуждайте их формы. Начните с простых: вон то похоже на подушку, а это — на сладкую вату. Сами не заметите, как обнаружите на небе замки и драконов. Затем начинайте искать сходства и подобия в других явлениях природы. На что похожа эта лужа? А вот лист, совсем как черепаха! Смотри, какая тень на стене и прожилки в камне.

Это упражнение развивает не только фантазию, но и наблюдательность и делает окружающий мир более интересным.

Смешной конкурс

Ещё одна игра для компании, которая, кстати, может помочь вам с ответом на вопрос, чем занять детей на день рожденья. Устройте соревнование. Но оно должно отличаться от детсадовских или школьных мероприятий лёгкой атмосферой безумия. Ваша задача придумать максимально странное задание. Это может быть конкурс портретов самых вредных принцесс, лучших стихотворений о хомяке, самых несъедобных бутербродов или выставка поломанных мобильных телефонов, конечно, с докладами и презентациями. В меру нелепые награды должны получить все.

У наших детей впереди долгие годы, во время которых им будут объяснять, как важно делать всё по правилам, стремиться к совершенству и бороться за первые места. Такая игра не только подстегнёт фантазию, но и покажет, что не всегда в жизни необходимо быть самым лучшим.

Нарядная церемония

Дополнительный плюс такой игры в том, что ребёнок поймёт: одежда создана для людей, а не люди для одежды.

Дом в доме

Коробки — идеальный материал для развития фантазии. Один из вариантов игр с ними — сооружение многоэтажного дома для игрушек. Накопите побольше коробок разного размера, возьмите ножницы, скотч, краски, цветную бумагу, и вперёд! Сначала склеивается башня. Ваша задача — контроль качества. Следите, чтобы постройка была крепкой, она не должна развалиться под тяжестью игрушек. Потом прорезаете в ней двери и окошки, затем обдумываете с ребёнком интерьер и украшения и, наконец, заселяете жильцов. Идеально построить дом не меньше роста ребёнка. Игра с домом может затянуться на недели, ведь игрушки начнут ходить друг к другу в гости или делать ремонт.

Игра хороша тем, что развивает одновременно и инженерные способности, и дизайнерские. Причём самодельная башня может ещё долго расти вместе с ребёнком.

Научный труд

Отличная игра для тех, чьи дети ничего не выкидывают и берегут все шпунтики, винтики, штучки и отломанные детали. Если шпунтиками также поделится папа или дедушка, будет совсем прекрасно. Вводная часть. Расскажите ребёнку о том, кто такие изобретатели. И о том, что всё вокруг было кем-то когда-то изобретено. Хорошо бы привести пару примеров. После этого надо организовать лабораторию учёного, выдать инструменты, объяснить технику безопасности, и вперёд, наслаждаемся тишиной и видом сопящего над вечным двигателем ребёнка. Что делает это изобретение, выяснять потом не обязательно. Главное, чтобы ребёнок был доволен результатом.

Если игра в наблюдение за облаками обращала внимание ребёнка на богатство природного мира, то эта игра открывает для него мир вещей, созданных людьми.

Зоопарк с Марса

Когда все коровки, собачки и мишки уже изучены вдоль и поперёк, пора выдумывать новые виды. Предложите ребёнку создать инопланетных животных. Они могут жить у себя на планетах, а вы будете за ними наблюдать. Или, например, вы можете поймать их и заселить ими зоопарк. Новых животных можно рисовать, вырезать, лепить, мастерить. Разумеется, у каждого зверя будет свой корм, свой домик, своё название и привычки.

Сочиняя истории о фантастических животных вместе с ребёнком, вы можете заодно рассказать ему немного о биологии и анатомии реальных зверей и птиц. Таким образом, фантазия и наука взаимно обогатят друг друга.

Достоинство творческих игр заключается в том, что они никогда не бывают лишними. Если ребёнок уже знает арифметику, его не нужно лишний раз спрашивать, сколько будет пятью пять. Но если он уже рисует, сочиняет, выдумывает, ещё одна игра на развитие фантазии не повредит. В зависимости от возраста ребёнка и того, насколько его мышление гибко, вы можете легко регулировать сложность игр. Одним детям предлагайте просто понаблюдать за вами, другим — более или менее дополнить игру, а некоторым вполне достаточно просто подкинуть творческую идею, дальше они, к общей радости, будут действовать сами.

Игра-фантазирование с использованием элементов ТРИЗ

Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. В отличие от рисования и лепки в игре дети ничего не создают.

Потребность в игре заложена в человеке. Игра отличается от любой другой деятельности именно тем, что в основе ее лежит фантазия. Это особая жизнь, и каждый участник игры притворяется кем-то другим, кем не является.

В настоящее время в дошкольной педагогике выделяют несколько классификация игр дошкольника, множество видов детской игры. Каждый вид игры имеет свое содержание, свои особенности, выполняет свои функции в развитии ребенка и пр.

В последнее время в педагогической литературе и практике особо начал выделяться такой вид игры, как игры-фантазии.

Показателен опыт, который провели ученые: в детском саду поставили необычный железный предмет с кнопками и рычагами. Дети, увидев такой аппарат, сразу начали исследовать его возможности. Они нажимали на кнопки: аппарат то гудел, то звенел, то извергал пар, то брызгал водой. Такое изучение продолжалось 3-4 дня. Затем дети стали совершать с аппаратом различные повторяющиеся действия: возить, передвигать, садиться, вставать на него и т.д. Постепенно сформировались отдельные игровые действия и, наконец, родились сюжетно-ролевые игры: например, дети стали космонавтами, а аппарат превратили в луноход и т.д.

Через две недели массовый интерес к необычному содержанию стал угасать.

Этот пример показывает, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.

В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, родителям и педагогам следует:

  • Поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком или конем).
  • Предлагать кроме игрушек коробки, картон, бруски, шарики и т.д.
  • Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы, развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, развитие поисковой активности, стремление к новизне, развитию речи.

Рассмотрим некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей (начинаем использовать со средней группы детского сада).

1. Увеличение – уменьшение

Вот тебе волшебная палочка. Можешь увеличить все, что хочешь.

Кому бы стало хорошо? Плохо?

Чтобы ты уменьшила?

Я даю тебе волшебную палочку и на 15 минут увеличиваю нос (ноги). Что в этом хорошего?

2. Добавление одного или нескольких свойств одному человеку

Техника:

  • выбираем несколько произвольных объектов живой или неживой природы (рыба, электрическая лампа, часы и т.д.)
  • формируем 3 – 4 их свойства или качества
  • этими качествами наделяем человека.

Например:

Человек-рыба – хорошо плавает, блестит, сверкает, молчит, может выполнять желания, пластичный.

Человек-карандаш – рисует, острый; черный, когда грустит; разноцветный, когда радуется.

Человек-книга – может быть мудрым, смешным, грустным, страшным.

3. Раскрашивание людей и цвета

Если в Санкт-Петербурге сделать людей разноцветными, то добрые люди какого цвета будут? Почему?

Умные? Здоровые? Грустные? Веселые?

4. Оживший рисунок

Все, что вы сейчас нарисуете, оживет. Что ты нарисуешь?

5. Исключение некоторых качеств человека

Человек не спит. Что хорошо? Что плохо? (может читать, работать; не отдыхает)

Человек потерял вес. (куда хочу – туда лечу)

Человек потерял боль. (бесстрашный, зайдет в горящий дом)

6. Превращение человека в любой объект

Превратить и посмотреть на мир его глазами.

Дуб

Что думает дуб? Что он чувствует? Что он мог увидеть?

Я живу 300 лет и смотрю на вас, как вы суетитесь. Я видел кота, который ходит по цепи вокруг меня.


Картотека игр по развитию творческого воображения

«Цепочка слов».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, путем вызова звуков и образов, ассоциаций и воспоминаний, представлений и мечт.

Ход игры:
Детям предлагается составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой, то есть каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Пример:
Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик - зима).
Дети: Снежная, холодная (ставят два вагончика).
Воспитатель: А что бывает еще холодным?
Дети: Мороженное, лед, снег, ветер (на каждое слово ставится вагончик).
Воспитатель: (отталкиваясь от последнего слова) А ветер какой?
Дети: Северный, сильный…
Воспитатель: А кто еще может быть сильным? И т.д. пока детям не надоест или не закончатся вагончики.
Вариант игры:
Вагончики могут быть разного цвета. Каждый ряд столов или подгруппа детей имеет свой цвет. Во время ответов детей помощник воспитателя или более старший ребенок ставит вагончик определенного цвета. В конце игры подсчитывают, какая подгруппа или ряд набрали больше вагончиков (у кого поезд длиннее), те и выиграли.


«Бином фантазии».

Цель игры:
Активизировать воображение, стремясь установить между двумя, чуждыми друг другу, словами родство, создать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать. В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно.

Ход игры:
На столах лежат карточки (рисунком вниз). В каждой стопке разные картинки: одежда, животные, мебель и т.д.
Вызванные двое детей берут из стопочки по одной карточке и показывают детям. Воспитатель предлагает соединить слова, обозначающее нарисованное на картинке.
Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к предлогам. Чтобы было наглядно. Можно манипулировать карточками.

Пример:
Дети вытащили карточки «пес», «шкаф». Карточка «пес» располагается в середине, а карточка «шкаф» то сверху, то внизу, то справа, то слева и т.д.Дети называют расположение карточек, могут придумать и свои сочетания слов: «шкаф пса», «пес в шкафу» и т.д.
Каждое из этих словосочетаний может служить основой для рассказа или ситуации, придуманной детьми.
Можно использовать оператор РВС – увеличим пса до колоссальных размеров: он будет охранять шкаф, нося его в зубах. Или у пса на шее вместо медалей висят шкафы.
Шкаф огромный – пес сидит в замочной скважине, никого не пускает в шкаф и т.д.
Дети могут составить свой рассказ или выбрать любое сочетание слов. Можно предложить нарисовать иллюстрации к рассказу. По ходу рисования рассказ обрастает новыми подробностями.
Можно использовать коллективный способ обучения – двое или несколько детей составляют один рассказ, иллюстрируют его, затем один из детей рассказывает его остальным детям.


«Полиномы фантазии».

Цель игры:
Развитие фантазии, творческого воображения. В отличие от «Бинома фантазии» в этой игре «отстранения» слов доводится до крайности.

Ход игры:
I вариант:
У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задает вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь, исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Несправившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же. Вопросы:
Кто (что) изображён? (изображено?)
Где находится?
Из чего состоит?
Что делает?
Что говорит? (Что отвечает?)
Эти же вопросы можно отнести к прошлому и будущему (предполагаемому) состоянию рассматриваемого предмета (объекта).
В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.
II вариант:
Дети загадывают любое слово из трех букв. Можно использовать опять карточки с предметами. Делим это слово на звуки и придумываем слова, только на этот звук. Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой, или обозначаются символом, или выставляется картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ним составляется предложение. Это предложение может быть опорным для сочинения рассказа (составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом).
Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить: для первого звука подбирают слова, обозначающие предмет (существительное); для второго звука – слова, обозначающие свойства или состояния предметов (прилагательное или образованное от него наречие), при этом детям говорим «какой?», «как?»; для третьего звука – слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?» (глаголы).
Этот вариант игры лучше проводить в подготовительных группах или в логопедических группах, когда дети знакомятся со звуковым анализом слов.

Пример:
Дети придумали слово «Дом».

Дым

Ослик

Мыло

Диван

Оса

Мяч

Душ

Окно

Маска

Дырка

Огонь

Магазин

Дорога

Огромный

Моет

Дым

Очаровательный

Мяукает

Дерево

Открытый

Мечтает

Дача

Обманутый

Мучается

Диван

Осторожно

Мигает

Дети составляют предложения или из слов по заданию, или произвольно по желанию детей, например – 1,3,2: «дорога», «открытый», «мяукает». Далее придумывается предложение с этими словами, например: «На открытой дороге во время дождя мяукает котенок». Или, например, для сочетания 5- 5- 5 («диван», «осторожно», «мигает») придумать фантастический рассказ, оттолкнувшись от этого сочетания.


«Произвольный префикс».

Цель игры:
Развитие воображения, одним из способов словотворчества – деформирование слова за счет ввода в действие префикса- предлога.

Ход игры:
На одном из векторов (осей) морфологической таблицы расположите предлоги: не, зам, мини, макси…, на другом слова предложенные детьми, обозначающие предметы. Из сочетания, полученного соединением предлога и слова, сочиняется предложение и далее рассказ.

Пример:

слова

не

зам

мини

макси

нож

ненож

замнож

мининож

максинож

кот

некот

замкот

миникот

максикот

бегемот

небегемот

замбегемот

минибегемот

максибегемот

одеяло

неодеяло

замодеяло

миниодеяло

максиодеяло

Рассмотрим на примере: нож – ненож. Если рассмотреть функцию ножа – разделять, разрезать, значить ненож может добиться того же результата, но как-то иначе, например, колет, прожигает. Как пользоваться таким «ножом»? Для чего мы будем его использовать? И т.д.….
Можно придумать целую страну, используя отрицательные предлоги. Например: «замкот» - заместитель кота- это кто? Что он делает? Какой он?
«минибегемот» - как будет жить такой «бегемотик»? в реке? А что для него будет «рекой»? А что он будет есть? «Максиодеяло»- это одеяло, укрывающее всех – что выполняет эту функцию? Вода в море, укрывающая все морские растения, снег - зимой, атмосфера - земной шар…
Можно в эту игру играть и на математике, прибавляя к произвольно взятым словам числительные: для коровы – «трёхкорова», это какая корова? Сколько у неё голов, ног, хвостов? Для чего ей нужны три хвоста?..
Неплохо повторить с детьми деление целого на части, добавляя к словам: полу -, четверть -,треть -…Например, ложка – полуложка: это может быть полложки,а как ею пользоваться? Можно рассмотреть по функциям – содержит ложка еду только до половины, как быть? Или что–то может содержать, а что–то нет, почему? Для чего?...

«Творческая ошибка».

Цель игры:
Учить детей фантазировать, с помощью орфографических ошибок.

Ход игры:
У каждого ребенка есть слова, которые он в детстве (особенно раннем) произносил неправильно, иногда он их помнит, так как родители часто их вспоминают, как забавные. Предложить детям вспомнить их и подумать, что они могли означать в таком произношении?

Пример:
«каклетка» - прыгающая котлетка, «лесапед» - велосипед, состоящий из веток; велосипед, который ездит только по лесу или только по деревьям…
Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую: собака – «бобака», уже фантастическое животное, но характер собачий или совершенно другой?
Мыло – «дыло»,это такое мыло, которое моет все до дыр или дышащее мыло, им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше….


«Фантастические гипотезы».

Цель игры:
Развитие фантазии, творческого воображения.

Ход игры:
Детям задаются вопросы: «Что было бы, если…?»Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Предложите детям поразмышлять: «Что было бы, если бы…?»дальше называется любой предмет и любое действие.
Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю.

Пример вопросов:
«Что было бы если внезапно исчезло солнце?»
«Что было бы, если бы исчезли все взрослые?»
«Что было бы, если бы к нам пришел крокодил? Слон?»


«Оживление предметов».

Цель игры:
Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки или рассказы о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.

Ход игры:
Можно играть с самыми маленькими детьми, но тогда сочинять придется самим, а вот с более старшими можно сочинять истории, только натолкнув их на объект оживления, или оттолкнуться от их наблюдения.
Необходимо подключать старших детей к рассказыванию сказок малышам.

Пример:
I вариант:
Рассмотрим на примере кормления детей.
Воспитатель рассказывает и показывает: «Жила- была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот Заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу».
Аналогично можно сочинить сказку про пуговицу, которая не знала, как попасть в свой домик, лезла в карман, под воротник.
С более старшими детьми можно оживлять любой предмет и предложить придумать сказку, рассказ.
Главная задача воспитателя в том, чтобы вовремя увидеть, на чем в данный момент сосредоточены интересы ребенка.
II вариант:
Можно назвать «Путешествие по собственному дому (группе)».
Как уложить малышей спать? Расскажите им сказку про кровать: «Жила была кровать, которая не давала мальчику спать, скакала под потолок, выбегала на площадку и падала с лестницы. Бывают кровати с моторами, они ездят в дальние края охотиться за крокодилами. Бывает говорящая кровать, которая рассказывает разные истории…»
Ребенок плохо сидит на стуле постоянно раскачивается. Расскажите ему рассказ про стул, который перебирая 4 ножками, бегал за трамваем. Он опаздывал и очень спешил. Вдруг одна ножка отвалилась и стул потерял равновесие. К счастью, один прохожий вовремя подхватил отвалившуюся ножку и приставил её. «Кто же тебе сломал ножку?» - спросил он. «Хозяин» - опустив спинку, ответил стул.
Можно придумывать интересные истории, составляя бином – оживший предмет + игрушка.
Главное в игре – предоставить ребенку придумывать историю самому, вовремя подключиться к игре, дать ей новое направление или сюжет. Но главное – желание ребенка творить.


«Создание лимерика».

Цель игры:
Развитие творческого мышления, воображения посредством создания лимерика (английский вариант организованной нелепицы).

Ход игры:
Детям объясняем технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строчка: выбор героя.
Вторая строчка: характеристика героя или его действие.
Третья строчка: реализация действий (как герой это сделал).
Четвертая строчка: выбор конечного эпитета или свое отношение к герою

Пример:
Вот стихи, сочиненные детьми:

«Красно – синий медвежонок
По небу летал,
Лапами, как крыльями махал,
Птичек всех перепугал»
(Вася Новоселов)

«Однажды серый добрый ежик
Иголки детям все раздал.
А чтоб от лисы спрятаться,
Иголки на спине нарисовал»
(Катя Коробкина)

«Снеговик пришел к нам в группу,
Сел за стол, поел посуду.
Потом съел наш весь обед
И растаял под конец»
(Старшая группа – все вместе)


«Лжезагадки».

Цель игры:
Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, творческое воображение.

Ход игры:
Предложить детям загадки, ответ которых содержится в самом стихе, но внимание отводится в сторону.
Само собой разумеется, что если загадывать детям 2-3 подобные лжезагадки, то на следующих они легко в ловушку не попадутся, ответ дают очень быстро. Но удовольствие получают огромное. Загадывают их потом товарищам, повторяют многократно и сами же смеются и наслаждаются замешательством отгадывающего.

Пример:
«Стоит дом, одна крыша пологая, другая с сильным скатом. В середине крыши гнездо. Оно дырявое. В гнездо петух снес яйцо. В какую сторону упадет яйцо?»
«Летит стая молотков в теплые края. Что они будут делать, когда прилетят?»
«Стоит «это». Идет мимо «этого» старуха, говорит: «Баба-Яга». Идет солдат, посмотрел на «это» и говорит: «Генерал». Идет девушка, посмотрела и говорит: «Василиса-Прекрасная». Что это?»(Зеркало).


«Стеклянный человечек».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии.

Ход игры:
Из характерных особенностей знакомого или придуманного персонажа можно логически вывести и его приключения. Героем рассказа или сказки можно предложить сделать человечка из какого - либо материала.(Например, стеклянного человечка) Он должен будет действовать, двигаться, заводить друзей, подвергаться всякого рода случайностям, быть причиной событий и т. д…
Используйте прием – «эмпатию» - предложите детям поставить себя на место этих человечков.(страна, где все из стекла) Здесь можно провести анализ материала.(стекло хрупкое, прозрачное, но оно может быть цветным, может мыться…)

Пример:
А теперь представьте себе жизнь в этом стеклянном городе. Так как все прозрачное – жизнь на виду у людей, можно не разговаривать, все мысли видны, так как голова прозрачная. А одежда? Цветная? А чем питаться?
Дети, знакомые с тризовскими приемами, сразу ответят: жидким стеклом, стеклянным порошком, мелкораздробленным стеклом.
А транспорт из чего? Ведь необходимо предохранить человечков от острых углов, от толчков. А животные тоже из стекла? Растения?
Все это можно обыграть, обговорить, зарисовать, стараясь сделать жизнь этих человечков как можно комфортабельнее.
Можно обыграть человечков из бумаги, которые живут в бумажном городе. Человечков из льда, снега, дыма, пластилина.

«Салат из сказок».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей – новой сказки.

Ход игры:
Интересно сочинять сказку, используя морфологическую таблицу, где по вертикальной оси перечисляются названия сказок, а по горизонтальной оси – их герои. Выбор героев может быть произвольным. Дети могут выбрать сразу всех героев, место действия, а далее соединяют все в один сюжет.
Другой вариант: дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке.

Красная шапочка

Красная шапочка

Волк

Бабушка

Дровосек

Корзинка

Ружье

Лес

Мальчик – с - пальчик

Мальчик – с - пальчик

Людоед

Отец

Дети людоеда

Крошки

Спали

Лес

Дюймовочка

Фея

Жук

Жаба

Сын жабы

Ласточка

Мышь

Нора

Колосок

Петух

Круть

Верть

Мельница

Серп

Пироги

Колос

Репка

Дед

Баба

Внучка

Жучка

Мышь

Репка

Огород

Колобок

Колобок

Дед

Заяц

Медведь

Волк

Лиса

Пенек

В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации книг, рисунки героев сказок (уже готовые), рисунки детей. Располагать их удобно на наборном полотне или на фланелеграфе. Можно предложить ребятам нарисовать рисунок, изобразив выбранных героев, добавив по желанию каждый своего любимого героя, а потом по рисунку рассказать товарищам свою сказку.


«Разновидность фантастического бинома».

Цель игры:
Активизировать воображение, развитие способности детей реагировать на новый элемент по отношению к определенному ряду неожиданных факторов, учить использовать такое слово в известном сюжете, заставляя привычные слова реагировать на новый контекст.

Ход игры:
Предложите детям несколько (5- 6) картинок с изображением героев какой – либо сказки. Карточки можно заменить игрушками по сказке, настольным театром, опорными сигналами.
Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать сказку (по одному или по очереди). И «вдруг» среди карточек (игрушек, театра, сигналов) появляется новая, изображение которой не имеет никакого отношения к этой сказке.
I вариант:
Сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу или в самом конце Вы вводите новый персонаж.
II вариант:
Сразу с набором карточек вводите тут же незнакомый и неучаствующий в реальной сказке объект.

Пример:
Ребенок выбрал 5 карточек: девочка, волк, бабушка, лес, цветы + вертолет


«Сказка -наизнанку».

Цель игры:
Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот».

Ход игры:
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и расс4казать как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным:
1.Злая Волшебница заколдовала героев…
2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел…
3.Герой проглотил волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, сказал однажды плохое слово…
Все эти варианты предложены детьми, предложите детям придумать свои версии и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.
С помощью принципа «выворачивания наизнанку» можно найти исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении.

«Перевирание сказки».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, внимания.

Ход игры:
Наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить в как – бы пародию – появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть, увидеть то, чего нет в реальной сказке.
Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Пример:
Воспитатель: «Жила – была девочка, звали её Желтая шапочка…»
Дети: «Не Желтая, а Красная!»
Воспитатель: «Ах, да, Красная! Так позвал её папа и сказал…»
Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»
Воспитатель: «Правильно! Позвала её мама и говорит, сходи - ка к тете..»
И так далее…
I вариант:
После того, как дети вас исправили, продолжайте рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняете её, но линию настоящей сказки ведете до конца.
II вариант:
Изменяя сказку в самом начале, ведете её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новых персонажей.

«Сказка в заданном ключе».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания сказки в определенном ключе.

Ход игры:
Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом направлении, месте действия.

Пример:
Жили - были старик со старухой у синего моря…в наши дни. Что будет просить старуха? Красная Шапочка живет сейчас…
Это мы изменили время действия. Можно использовать оператор РВС (размер- время- стоимость)- растянуть время до бесконечности, или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки.
Можно поменять место действия:
Колобок живет на 10-м этаже с лифтом…
Теремок стоит на высокой- высокой горе или в море….
Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море…
Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно неожиданно и для вас и для самих детей.
Можно предложить детям проиллюстрировать сказку: каждый самый интересный момент на его взгляд, получится иллюстрированная книга.

«Что было потом».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки.
Ход игры:
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»…
Если поработать по системному оператору, то продолжение сказки можно вести и в надсистеме, в системе, в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы изменяем и продолжаем всю надсистему сказки.
Пример:
Залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждают поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.
Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который решил научиться волшебству у Феи и ушел к ней в ученики.
А что стало с туфелькой Золушки после её замужества? Золушка отдала её маленькому волшебнику и тот выручал много девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 2 часов туфли всегда возвращались к золушке.

«Фантастический анализ».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством фантастического анализа сказочных персонажей.
Ход игры:
Если рассматривать в системе любой сказочный персонаж, можно увидеть, что подсистемные признаки у него в разных сказках одинаковые: у Бабы- Яги это всегда метла, ступа, черный кот и т.д. Детям можно сказать, что каждый персонаж имеет свои орудия волшебства, без которых их трудно представить.
Баба- Яга одна, а источников вдохновения и волшебства много – произведите фантастическое вычитание в подсистеме – поменяется сюжет сказки, поведение героя.
Пример:
Дед Мороз, подсистемные признаки: борода, посох, мешок с подарками, шуба, валенки…..
Варианты, придуманные детьми:
- Дед Мороз без шубы, это в Африке. Африканские дети встречают Новый год, к ним пришел Дед Мороз. (Как он называется в Африке?). Принес подарки и среди них мороженое. (Как сохранить и донести, ведь мороженого надо много, на всех детей.)
Решение проблемы Дед Мороза, потерявшего посох, младшими детьми:
- Компьютер! Волшебная палочка. Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется инеем и станет волшебным. Потерявшийся посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям захочется иметь каждому свой посох, они разделят его на много маленьких «посошков», получатся волшебные палочки. Когда дети наиграются, праздник кончится, они отдадут «посошки» Дед Морозу, а он сделает из них себе посох, а может быть, оставит их детям- пусть всегда у них будет праздник.
Сколько детей, столько может быть вариантов.
В этой игре можно также предложить детям зарисовать все изменения, каждый свой вариант, потом рассказать по картинке товарищам. Собрав все рисунки вместе, можно выпустить «книжку» в которой будут все новые сказки, придуманные детьми.

«Карты Проппа».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством карт Проппа.
Ход игры:
Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфологические сказки» и в своем исследовательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в одной и той же последовательности.
Согласно системе Проппа, этих функций тридцать одна, но разумеется не во всех сказках наличествует все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перекосы, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.
Сказка начинается с первой функции, с седьмой, или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски. Главных функций двадцать.
Так как дети – дошкольники часто не умеют читать, предлагаем символическое изображение каждой карточки, придуманной детьми.
Предложите своим детям – они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.
Детям раздаются «карты», лучше они сидят за одним столом или разделены на подгруппы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбирается герой, о котором будут сочинять сказку.
В первые дни игры лучше карты держать по порядку (можно пронумеровать – цифры старшие дети знают хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.
Но ребята любят перемешивать карты и придумывать свои правила: например, строить рассказ на вытащенных наугад одной или двух картах. Или начать сочинять с конца.
Преимущество «карт Проппа» очевидны: каждая из них – целый срез сказочного мира и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка.


Лжезагадки – Лжезадачи.
1.Кто быстрее плавает: утёнок или цыпленок?
2.Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3.Летели над морем два голубя. Устали, опустились на воду отдохнуть, а потом полетели дальше. Сколько времени понадобилось голубям на отдых?
4.На одном берегу - утята, на другом – цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
5.Над лесом летело три рыбки. Две приземлили. Сколько улетело?
6.Катиться по столу колесо разноцветное: один угол у него красный; другой – зеленый; третий – желтый. Когда колесо докатиться до конца стола, какой цвет мы увидим?
7.По морю плыл большой красивый паровоз. На палубе было много людей, звучала музыка. Всем было хорошо. Как звали капитана?
8.Летели два крокодила – один – красный, другой – синий. Кто быстрее долетит?
9.Сколько весит килограмм асфальта, если открутить верхнюю гайку от левого крыла самолета?

10.У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
11. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек – маленькие зелененькие. Кто больше соберет шишек?
12. На полке стоят детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом ещё одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает?
13. Что едят крокодилы на Северном Полюсе?
14. От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в пять». В каком вагоне летел папа?
15.Час пик. Переполненный автобус. Все пассажиры торопятся. Что Вы сделаете, если автобус сойдет с рельс?
16.Мама уронила поднос, на котором стояли две чашки с цветочками, две в горошек, две с ягодками. Сколько стало чашек?
17.Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить? (Звери зимой спят, звери не едят из приборов).
18. На Машином платьице было нарисовано три яблока, две вишенки. Одну вишню и два яблока съели, сколько осталось?
19. Кукла Света съела три порции мороженого, потом ещё две. Врача надо будет вызывать?
20.Собака Жучка сказала, что видела сегодня на горке Сашу, Петю и Катю. Сколько детей видела на горке собачка?
21.Сколько на празднике будет поросят, если на день рождения к поросенку пришли два гуся, утка и свинья?
22.Стоит маяк. Мимо ночью в тумане проплывает корабль. А маяк то потухнет, то погаснет. Увидят ли на корабле свет маяка?
23.Встретились два быка и заспорили: кто больше даст молока? Чтобы их рассудить, во что молоко разлить?
24.Что является второй подушкой для щеки?
25. Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько варится минут одно яйцо7
26. На одной ноге гусь весит 5 килограмм. Сколько весит гусь, стоящий на двух ногах?
27.От чего крокодил зеленый? (От носа до хвоста).
28.Шел солдат зимой лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
29.У папы и мамы две дочки, а Юра родился первым. Сколько детей у папы и мамы?
30.На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
31.На столе стоят 5 стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
32.По двору гуляли петух и курица. У петуха 2 ноги, а у курицы – 4. Сколько ног вместе?
33.На трех ветках сидело по одной табуретке. Сколько всего табуреток сидело на ветках?
34.Сколько меду соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
35.У собачки Микки родились котята – 3 беленьких и 1 – черненький. Сколько котят всего родилось?
36.Сколько грибов можно вырасти из семян ели?
37.Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
38.Сколько весит килограмм жаренных гвоздей, если из 2 килограммов яблок только 20 граммов свежих?
39.2 мальчика и 2 девочки шли домой под одним зонтом. Почему они не промокли? (не было дождя).

40.Чем больше Вы меня берете, тем больше я остаюсь? (Дырка)
41.На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарка?
42.У 9-го мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. А зернышко было единственное. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?
43.Плывет по пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как много елок он везет?
44.Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?
45.Сидели 5 зайчишек на розовом суку. К ним 2 –е прилетели и крикнули: «ку – ку». Раз «ку - ку». Два «ку - ку». Сколько зайцев на суку.
46.На дереве сидели три тетерева. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве?
47. Пошли две девочки в лес за грибами, а на встречу два мальчика. Сколько всего детей шли в лес?
48. Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой крылышками. Который раньше доберется до берега?
49. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?
50. Упали два горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
51.Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
52.У одного пациента болело 6 зубов. На приеме у врача ему вырвали 3 здоровых и 2 больных зуба. Сколько здоровых зубов осталось у пациента, если он падая в обморок, выбил врачу еще один здоровый зуб?
53.Вася Пташечкин обычно выбивает в день по 3 стекла стоимостью 300 рублей каждое. Сколько стекол может позволить себе выбить Вася, если папина зарплата 1200 рублей? Хватит ли папиной зарплаты на 4 обычных дня?
54.Из 500 эскимо, что прислал волшебник, 350 съел крокодил Гена. Сколько понадобилось Гене Чебурашек, чтобы справиться с эскимо, если один чебурашка съедает 10 порций?
55.Как угостить быстро и поровну трех пингвинов двумя страусиными яйцами?
56. Сколько яиц накопиться в гнезде кукушки за три дня, если в день она сносит по одному яйцу?
57.У прыжонка виляйка длиннее, чем у топтыжонка. У летужонка виляйка длиннее, чем у попрыжонка. Чей хвост длиннее?
58.Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?
59.Вареный рак красного цвета. Какой он будет, если его сварить?
60.У двух хваталок по пять тыкалок. Что это?
61.Кто громче замычит: петух или корова?
62. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела по три котенка. Сколько ног было на мельнице?
63.Горело девять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось?
64. в теплые края летели птицы: два журавля и две синицы. Сколько птиц летело в теплые края?
65.Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
66. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
67. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
68.Когда собака бывает в конуре без головы?
69. Как петух кукарекает? А в Англии?
70. Наталья Ивановна попросила Сашу нарисовать два синих треугольника и три кранных квадрата. Сколько кругов нарисовал Саша?
71.Один банан падает с елки каждые пять минут. Сколько их упадет за один час?
72. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол, пошел дождь. Как звали шофера? Какой номер был на машине? (шофера звали Толька, номер был мокрый).
73. Летели птицы: 2 впереди, 1 сзади, потом 1 впереди, 2 сзади. Потом 3 вместе. Сколько всего летело птиц?
74. Разделите 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог получить по яблоку и одно осталось в корзине.
75.На руке пять пальцев. На трех из них кольца. Сколько всего пальцев?
76. Сколько концов у пяти палок?
77. Какой цвет волос у Колобка?


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Портал игр - Драки. Бродилки. Гонки. Одевалки. Маджонг. Аркады. Пасьянс. Раскраски